Организация приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
формирование ассортимента производственного- для выполнения заказов предприятий и торгового- для выполнения заказов торговой сети;
складирование и хранение товарных запасов, создаваемых для обеспечения непрерывности производства и снабжения, в том числе товаров сезонного потребления;
организация доставки товаров потребителям, в первую очередь мелких партий, перевозимых в сборных вагонах и автомобилях в целях их лучшего использования и сокращения транспортных расходов;
предоставление дополнительных услуг(фасовка товаров; нарезка, раскрой; проверка и наладка приборов и устройств; монтаж; предварительная обработка товара, например пропитка древесины);
транспортно-экспедиционные услуги (охрана груза в пути, предоставление перевозочных приспособлений, расчёты за перевозки и др.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1.Теоретические аспекты рациональной организации приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах
1.1 Содержание и принцип складских операций……………………………….5
1.2Технология хранения и размещения товаров на складе……………………………………………………………………………….14
1.3 Укладка товаров на хранение……………………………..…………………...19
1.4 Сроки хранения товаров………………………………….……………………23
1.5 Режим хранения товаров……………………………...………………………..24
1.6 Требования к хранению отдельных видов товаров…………………………..25
1.7 Товарные потери, происходящие при хранении……………………………..26
2. Анализ организации приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на примере предприятия по изготовлению бондарной продукции ЧУП «Мануфактура Шингарёв и КО»
3. Совершенствование организации работы складского хозяйства предприятия
ЧУП «Мануфактура Шингарёв и КО»
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………….......30

Файлы: 1 файл

курсовая мануфактура.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Эти операции могут выполняться с разной степенью механизации. В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статистическими.

Другой вариант  отборки реализуется в так  называемых высотных динамических складах, здесь стеллажный подъемник автоматически  подается к ячейке с необходимым  грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.

Операция отборки  товара на складе весьма трудоёмка, поэтому  процесс модернизации идет постоянно, испытываются и внедряются различные новые технологии. Одной из перспективных идей является технология радиочастотной идентификации. Специалисты считают, что ее значение в отрасли складирования и транспортировки грузов в ближайшее время возрастет, поэтому перспективы RFID и рентабельность капиталовложений в эти технологии с большим интересом анализируют многие американские и европейские компании. 

  RFID – новая перспективная технология, в которой для автоматической идентификации объекта (например, груза или транспортного средства) используются радиоволны. Системы RFID состоят из трех основных компонентов: антенны, сканера (приемопередатчика с декодером) и радиоэтикетки (тега) и, функционируя примерно по тому же принципу, что и штрих-кодирование, имеют существенные отличия и преимущества. При радиоидентификации не требуется близко подносить сканер к этикетке на поддоне или коробке, а информацию можно считывать на достаточно большом расстоянии сквозь снег, туман, лед, краску или физические преграды. Эти особенности технологии определили возможности ее применения на складе.

Сканирующие приборы, установленные на подъемно-транспортном оборудовании и применяемые для  считывания радиоэтикеток с поддонов, позволяют повысить производительность и точность перемещения грузов на складе. Оператору погрузчика теперь не надо будет покидать транспортное средство и тратить силы и время на то, чтобы подойти к этикетке поближе: это сделают за него сканирующая радиосистема и компьютер, а человек может заняться своими прямыми обязанностями по управлению машиной, перемещению и складированию грузов.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие  грузовой единицы. Грузовая единица представляет собой некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который  своими параметрами связывает технологические  процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются:

  • размеры;
  • способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные  поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой  груз, упакованный в стандартную  транспортную тару, можно рационально  уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике  применяется разнообразная материально-техническая  база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т.п. Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании  базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность  в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

  1. сохранность продукта на пути движения к потребителю;
  2. возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
  3. максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
  4. возможность перегрузки без переформирования;
  5. безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование  грузов с помощью термоусадочной пленки, так называемые «мягкие контейнеры».

Остановимся подробнее  на преимуществах этого метода.

  1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
  2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.
  3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3 - 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты. Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

Производство  мягких контейнеров впервые организовала в 1919 г. японская фирма Taiyo Kogyo Сo. Мягкие контейнеры этой фирмы под названием «Тайкон» имели небольшую грузоподъемность и объем и предназначались для перевозки сыпучих грузов железнодорожным транспортом. Вслед за этим МК стали использовать в Соединенных Штатах и странах Западной Европы. Для изготовления первых образцов использовались ткани из природных волокон – хлопчатобумажного полотна, брезента и т. п. Их прочность была невысокой, и они быстро прогнивали, что ограничивало применение этих изделий, поэтому биг-бэги имели наружную или внутреннюю опорную систему. Наружная опорная система выполнялась в виде каркаса прямоугольной формы из труб. Сама оболочка в этом случае воспринимала незначительные статические и динамические нагрузки. Однако чаще мягкие контейнеры (например, упомянутой выше японской марки) выполнялись с внутренней опорной системой из армированных материалов.

Второе рождение мягкие контейнеры получили в 1950–1970-е  годы прошлого столетия, когда бурное развитие химической промышленности позволило  применить в качестве армирующей основы синтетические полиамидные и полиэфирные волокна.

Склады являются одним из важнейших элементов  логистических систем. Объективная  необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

В широком диапазоне  варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В  одних груз хранится не выше человеческого  роста, в других необходимы специальные  устройства, способные поднять и  точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.

Склады могут  иметь разные конструкции: размещаться  в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу  и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных  площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может  создаваться и поддерживаться специальный  режим, например, температура, влажность.

Склад может  предназначаться для хранения товаров  одного предприятия (склад индивидуального  пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации складских  операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным  признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

В зависимости  от широты ассортимента хранимого груза  выделяют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

 

1.2. Технология  хранения и размещения товаров  на складе

Основу вспомогательных  торгово-технологических процессов на предприятии составляют приемка, хранение и отпуск товаров . Связанные с ними операции существенно влияют на экономические показатели работы предприятия. Частоту и количество этих операций определяют объем товароснабжения, период оборачиваемости товарных запасов и физико-химические особенности реализуемой продукции.

Приемка товаров - начальная операция, связанная с движением товара на складе и возникновением материальной ответственности. На ее первом этапе проверяют полноту и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов: товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, приходно-расходной накладной, свидетельства о качестве товара, сертификата соответствия государственной системе сертификации или его копии, заверенной поставщиком.

В соответствии с действующими нормативными требованиями, все товары, которые поступают на склад по импорту и подлежат обязательной сертификации, разрешается принимать, если у поставщика есть сертификат соответствия или свидетельство о признании иностранного сертификата в государственной системе сертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негативно влиять на здоровье человека (их перечень утвержден Министерством здравоохранения), должно быть гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

На втором этапе  приемки проверяется количество поступившей на склад партии товаров (взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров). Товары в таре, доставляемые в контейнерах, принимаются по количеству мест или массе брутто в момент вскрытия контейнера. Операции количественной проверки товаров обычно совмещаются с разгрузкой транспортных средств.

На третьем  этапе приемки проверяют качество поступивших товаров. На предварительной стадии выполняется внешний осмотр, устанавливаются наличие явных дефектов, соответствие маркировки требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах. На второй стадии проводится более углубленное определение качества, чтобы обнаружить скрытые дефекты, несоответствие поступившей продукции указанным срокам годности. Также делают выборочную проверку качества большинства продовольственных товаров.

Если обнаруживается, что количество или качество товаров  не соответствуют показателям сопроводительных документов или требованиям соответствующей нормативно-технической документации, составляется акт об установлении расхождения в количестве или несоответствия по качеству за подписью лиц, участвовавших в приемке. Акт передается поставщику; один экземпляр этого документа остается на складе предприятия.

Информация о работе Организация приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах и ее совершенствование