Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 18:04, курсовая работа
Субъектом, в свою очередь, может выступать как организационно-производственная система, определяющая дальнейший ход событий в организации, так и лицо, принимающее решение.
Цель данной курсовой работы – определить значение процесса организации разработки и принятия управленческого решения, а также ответить на вопрос о необходимости существования процесса организации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты организации разработки и принятия управленческих решений……………………………………………………………..5
1.1 Содержание этапов процесса разработки управленческих решений…...5
1.2 Особенности организационных систем управления, определяющие процесс разработки управленческих решений ……………………………….…..11
Глава 2 Организация процесса разработки и выполнения управленческих решений в сфере торговли и услуг………………………………………...……….16
2.1 Структуризация функций управления……………………………………16
2.2 Централизация и децентрализация процесса разработки решений…….19
2.3 Делегирование управленческих полномочий при разработке решений.21
Глава 3 Процесс организации разработки и выполнения управленческих решений в сфере торговли и услуг…………………………………………………26
3.1 Общая характеристика ООО «Tez Tour»…………………………………26
3.2 Рекомендации по улучшению организации принятия управленческих решений в ООО «Tez Tour» ……………………………………………...…..……..29
Заключение………………………………………………………………...……32
Список используемой литературы…………………………………………….34
Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники - выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.
Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки. Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают. Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действий ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы. [11]
Процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов.
Более высокая степень децентрализации в организациях, рассматриваемая как передача в низовые звенья процесса принятия решений, предполагает, что:
Такой подход приводит к повышению автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, сокращению сферы централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность подразделений за их прибыльность[1]. Эти подразделения представляют собой относительно автономные, самофинансируемые небольшие компании в структуре основной компании.
2.3 Делегирование управленческих полномочий при разработке решений
Распределение и делегирование полномочий - одна из важнейших проблем эффективности функционирования предприятия.
Распределение полномочий - это предоставление работникам прав и обязанностей в соответствии с занимаемым местом на иерархической лестнице. Полномочия должны быть четкими, достаточными для решения поставленных задач, кроме того, они должны быть увязаны с полномочиями тех лиц, с которыми приходится сотрудничать.
Делегирование полномочий - это методология бизнеса, в которой сотрудникам предоставляются полномочия и ответственность за решения на том уровне, на котором они действуют. Оно предполагает, что менеджер не является авторитарным руководителем, принимающим решения единолично, а передает часть своих полномочий подчиненным, одновременно обучая их. Делегирование основано на понимании того, что проблемы лучше всего решают люди, работающие над проблемой, а не вышестоящее руководство.
Этот довод разумен, потому что чем выше руководитель поднимается в организации, тем меньше знает о специфике деятельности на конкретных рабочих местах.
К целям делегирования относятся:
При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых полномочий, который способствует профессиональному росту сотрудников, мотивирует их, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и прежде всего от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником; соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач.
Существуют две основные концепции делегирования полномочий:
1) классическая - передача
полномочий сверху вниз. Полномочия
считаются делегированными, когда
они переданы руководителем
2) современная - принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.
Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Полномочия бывают линейные и штабные.
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а так же штабному персоналу.
Штабные полномочия бывают четырех видов:
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий, и включает право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях. В связи с различными полномочиями выделяют следующие основные разновидности административного аппарата:
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которых входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, материально-техническое снабжение и др. [ 13]
Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.
На практике часто эффективная реализация делегирования затруднена. Причинами этого могут быть как руководители, так и подчиненные. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис дают следующие рекомендации по делегированию полномочий [4]:
Вывод главы 2
На сегодня важной составляющей процесса управления является передача полномочий. Важно помнить, что необходимо предельно грамотно подходить к решению этой задачи, используя законы, представленные выше, ведь, лицо передающее полномочие также отвечает за решения и действия лица, принимающего полномочия.
Компания «Tez Tour» вышла на туристический рынок в 1996 году. Усилиями небольшого коллектива, фирме удалось пробить себе дорогу на рынок внутреннего и международного туризма. В настоящий момент ООО «Tez Tour» является надежным туроператором по России. Так же без труда возможно приобрести путевки на любые другие направления отдыха по всему миру (включая такие массовые, как Турция, Египет, Тайланд, Испания, Кипр, Греция, Чехия и многие другие). Фирма работает только с проверенными временем туроператорами и используем самые совершенные системы подбора тура, которые дают возможность выбрать лучшие предложения по оптимальной цене.
Для принятия любых управленческих решений очень важен правильный выбор организационной структуры предприятия. Она играет важную роль и фактически предопределяет эффективность функционирования данного предприятия. Управленческая структура предприятия строится на основе ряда принципов:
Выбор формы организации предприятия является этапом организации фирмы, который подразумевает практическое решение следующих вопросов: что надо сделать, как быстро надо это сделать, каково должно быть качество выполнения. Одной из главных задач является достижение оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией в фирме. Наиболее оптимальной организационной структуры является применяемая в ООО «Tez Tour» линейно-функциональная структура управления. Она обеспечивает сохранение принципа единоначалия но, в то же время позволяет разгрузить генерального директора и освободить ему больше времени для решения стратегических задач организации. Штат ООО «Tez Tour» насчитывает 10 000 человек по всей России. Во главе организации стоит генеральный директор, которому подчиняются функциональные специалисты.
Информация о работе Организация разработки и принятия управленческих решений