Основные функции и задачи складов в логистической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Греческое по происхождению слово "логистика" (искусство учитывать) – употребляется в языках многих народов (logistic – англ, logistik – нем, logistique – франц, logistica – итал. И т.д.).

Файлы: 1 файл

Основные функции и задачи складов в логистической системе.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

      2) мезологистику — область применения логистики, где осуществляется интеграция нескольких логистических систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;

      3)   микрологистику — область применения логистических функций, где определяются локальные вопросы в пределах отдельных элементов логистической системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими потоками на внутрифирменном уровне. Микрологистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.

      Виды  логистических потоков:

      1)   информационные и материальные;

      2)   транспортные и людские;

      3)   финансовые и энергетические ;

      4) закупочная логистика;

      5) распределительная логистика;

      6) Сбытовая логистика;

      7) Транспортная логистика;

      8) Логистика запасов;

      9) Складская логистика;

      10)Информационная логистика и др.

      В нашем реферате рассмотрим такое  понятие, как складская логистика. 
 
 
 
 
 

      2.1 Основные функции и задачи складов в логистической системе.

        Перемещение материальных потоков  в логистической цепи невозможно  без концентрации в определенных  местах необходимых запасов, для  хранения которых предназначены  соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

        Современный крупный склад - это  сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных  взаимосвязанных элементов, имеет  определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

      Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная  составная часть логистической  цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

      Основное  назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов  потребителей. К основным функциям склада можно отнести следующие:

        Преобразование производственного  ассортимента в  потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

        Складирование и  хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов..

        Унитизация и транспортировка  грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов.

        Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

  • подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
  • проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
  • придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
  • транспортно-экспедиционные услуги, и т.д.
 

2.2 Проблемы эффективного функционирования склада.

1) Собственный склад фирмы или склад общего пользования.

        Первый вопрос, который должен  быть рассмотрен фирмой при  решении проблемы обеспечения  складской площадью, - это владение  складом. Существуют две основные  альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива - лизинг, т.е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату.

      Выбор между этими вариантами или их комбинацией - одна из самых главных проблем в складировании.

2 ) Количество складов и размещение складской сети.

        Малые и средние фирмы, ограничивающие  сбыт своей продукции одним  или несколькими близлежащими  регионами, имеют, как правило,  один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети - централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное - рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта.

3) Выбор места расположения склада

        При определении складских мощностей  необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и  срокам хранения конкретного  вида сырья, материалов, готовой  продукции и т.д. При выборе  места расположения склада из  числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов.

      2.2 Разработка системы складирования.

        Эта задача особенно актуальна  в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой задачей руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его эксплуатации. Вопрос о выборе системы складирования будет рассмотрен ниже.

      Логистический процесс на складе.

        Логистический процесс на окладе  весьма сложен, поскольку требует  полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

  • снабжение запасами;
  • контроль за поставками;
  • разгрузку и приемку грузов;
  • внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;
  • складирование и хранение грузов;
  • комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
  • транспортировку и экспедицию заказов;
  • сбор и доставку порожних товароносителей;
  • контроль за выполнением заказов;
  • информационное обслуживание склада;
  • обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

        Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:

       1) операции, направленные на координацию  службы закупки;

       2) операции, непосредственно связанные  с переработкой груза и его  документацией;

       3) операции, направленные на координацию  службы продаж.

        Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей.         Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

        Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Проводимые на данном этапе операции включают: разгрузку транспортных средств; контроль документального и физического соответствия заказов поставки; документальное оформление прибывшего груза через информационную систему; формирование складской грузовой единицы.

  Внутрискладская  транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу.

        Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения. Процесс складирования и хранения включает:

  1. закладку груза на хранение;
  2. хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
  3. контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.

        Комплектация (комиссионирование) заказов  и отгрузка. Процесс комплектации  сводится к подготовке товара  в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:

  1. получение заказа клиента (отборочный лист);
  2. отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
  3. комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
  4. подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
  5. документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа
  6. объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
  7. отгрузку грузов в транспортное средство.

        Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему.

      Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком

        Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.

        Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. Информационное обслуживание охватывает:

  1. обработку входящей документации;
  2. предложения по заказам поставщиков;
  3. оформление заказов поставщиков;
  4. управление приемом и отправкой;
  5. контроль наличия товаров на складе;
  6. прием заказов потребителей;
  7. оформление документации отправки;
  8. диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
  9. обработку счетов клиентов;
  10. обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
  11. различную статистическую информацию.

        Контроль за выполнением  заказов и обеспечение  обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:

Информация о работе Основные функции и задачи складов в логистической системе