Перспективы и практика применения процедуры МДП в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обозначить роль и место системы МДП в международной практике и практике Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
– определить значение МДП в международной практике и практике РБ;
–выделить подходы по использованию конвенции МДП в практике РБ;
–определить перспективы и практику применения процедуры МДП в РБ.
Объект исследования – система функционирования МДП в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
1. Значение МДП в международной практике…………………………....4
1.1. Общие положения и история………………………………………….4
1.2. Система гарантии Конвенции МДП…………………………………..7
1.2.1. Международная гарантия……………………………………………7
1.2.2. Взаимоотношения в рамках международной системы гарантий……………………………………………………………………...9
1.2.3. Гарантийно-страховое соглашение……………………………….....9
1.2.4. Соглашение об обязательствах гарантийного объединения по отношению к МСАТ……………………………………………………......10
1.2.5. Декларация об обязательствах перевозчика по отношению к гарантийному объединению……………………………………………….11
1.2.6. Взаимоотношения между национальными гарантийным
объединением и таможенными органами……………..…….....................12
1.3. Использование книжки МДП…………………………………............14
2. Подходы по использованию конвенции МДП в практике Республики Беларусь……………………………………….…………………………….18
2.1. Анализ законодательной базы в РБ при применении МДП............18
2.2. Резолюции и рекомендации………………………………………......20
3. Перспективы и практика применения процедуры МДП в Республике Беларусь……………………………………………..…………………….…24
3.1. Таможенный транзит с применением книжки МДП: перспективы и практика применения процедуры МДП в таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России…………………………………..……………………..24
3. 2. Изменения в таможенном законодательстве РБ….………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…36

Файлы: 1 файл

Курсовая (межд.логистика).docx

— 102.05 Кб (Скачать файл)

Просит Договаривающиеся стороны Конвенции МДП, 1975 г. уведомить Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) до 1 июня 1995 года о том, принимают ли они настоящую резолюцию;

Просит Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) сообщить всем Договаривающимся сторонам Конвенции МДП, 1975 г. о принятии настоящей резолюции[9, c.257].

Страны, принявшие резолюцию  № 49, определены в таблице 2.1.

 

 

 

 

Таблица 2.1. Перечень стран, принявших резолюцию №49

Австрия

Норвегия 

Беларусь 

Нидерланды 

Польша 

Португалия 

Бельгия

Российская Федерация 

Болгария 

Румыния

Венгрия

Словакия 

Германия 

Словения 

Греция 

Соединенное Королевство 

Дания

Турция 

Иордания 

Финляндия

Иран (Исламская Республика)

Франция

Ирландия 

Хорватия 

Испания

Чешская Республика

Италия 

Швейцария

Латвия 

Швеция 

Литва

Эстония

Люксембург 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МДП В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Таможенный транзит с применением книжки МДП: перспективы и практика применения процедуры МДП в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России

 

В целях правового закрепления  особенностей применения Таможенной конвенции  о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на таможенной территории Таможенного  союза экспертами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подготовлен проект межправительственного  соглашения. Соглашением предусматривается использование, как правило, одной пары отрывных листков книжки МДП для совершения операции МДП по территории Таможенного союза, установление единого максимального уровня гарантии МДП, отмена пересылки отрывных листков из таможни назначения в таможню отправления, обмен электронными уведомлениями о направлении и поступлении товаров, применение на территории всего Таможенного союза решения таможенных органов одного из его государств-членов о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП в соответствии со статьей 38 данной конвенции.

Вместе с тем, по состоянию  на август месяц 2011 года, Соглашение не подписано по причине разногласия  между сторонами в отношении  использования книжек МДП для  внутренних перевозок иностранных  товаров по таможенной территории Таможенного  союза. В этой связи необходимо отметить, что указанная ситуация рассмотрена  Комиссией Таможенного союза. В результате было принято решение от 15.07.2011 № 707, в соответствии с которым в проект соглашения включена отсылочная норма, согласно которой возможность перевозки товаров с использованием книжки МДП по таможенной территории Таможенного союза между двумя пунктами, расположенными на таможенной территории Таможенного союза, без осуществления перевозки товаров через территорию государства, не являющегося государством-членом Таможенного союза, устанавливается отдельным межправительственным протоколом государств-членов Таможенного союза. При этом, решением поручалось до 16 августа 2011 года Сторонам провести внутригосударственное согласование проекта Соглашения, а Секретариату Комиссии Таможенного союза до 1 сентября 2011 года разработать и направить Сторонам проект межправительственного протокола о перевозке товаров с использованием книжки МДП по таможенной территории Таможенного союза между двумя пунктами, расположенными на таможенной территории Таможенного союза, без осуществления перевозки товаров через территорию государства, не являющегося государством-членом Таможенного союза.

С 1 января 2011 года решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 введена в действие единая форма  транзитной декларации, которая может  применяться таможенными органами государств-членов Таможенного союза  в случаях, когда в качестве транзитной декларации не используются транспортные (перевозочные) и иные документы. Согласно Порядку совершения таможенными  органами таможенных операций, связанных  с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденному решением Комиссии Таможенного  союза от 17.08.2010 № 438, в качестве транзитной декларации таможенным органом отправления  может приниматься книжка МДП. С 1 января 2011 года началась реализация принципа «сквозного транзита», который означает, что таможенный орган отправления  одного государства-члена Таможенного  союза может устанавливать в  качестве таможенного органа назначения таможенный орган другого государства-члена  Таможенного союза в зависимости  от пункта назначения товара.

С учетом изложенного, а также  отмены с 1 июля 2011 года таможенного  контроля на внутренних границах Таможенного  союза, в настоящее время процедура  оформления книжек МДП таможенными  органами государств-членов Таможенного  союза, как правило, выглядит следующим  образом:

1. При перевозке товаров  по процедуре МДП от таможенного  органа отправления Республики  Беларусь до таможенного органа  назначения Российской Федерации  либо Республики Казахстан белорусский  таможенный орган оформляет в  установленном порядке листы  № 1 (белый) и № 2 (зеленый)  книжки МДП и отделяет белый  отрывной листок. В российском  либо казахстанском таможенном  органе назначения должностные  лица таможенных органов заполняют  соответствующие графы в установленном  порядке листов № 2 (зеленые), оформленных  белорусским таможенным органом  отправления и отделяют их  от книжки МДП.

2. При перевозке товаров  по процедуре МДП от таможенного  органа отправления Российской  Федерации либо Республики Казахстан  до таможенного органа назначения Республики Беларусь российский или казахстанский таможенный орган отправления оформляет в установленном порядке листы № 1 (белый) и № 2 (зеленый) книжки МДП и отделяет белый отрывной листок. В белорусском таможенном органе назначения должностные лица таможенных органов заполняют соответствующие графы в установленном порядке листов № 2 (зеленые), оформленных российским или казахстанским таможенным органом отправления и отделяют их от книжки МДП.

Книжка МДП на белорусско-российской или казахстанско-российской внутренних границах не оформляется.

3. Между таможенными органами  отправления и назначения Республики  Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации налажен  обмен электронными уведомлениями  о направлении и поступлении  товаров. Отрывные листки №  2 из таможенного органа назначения  в таможенный орган отправления не пересылаются[16].

 

3.2. Изменения в таможенном законодательстве РБ

 

В нынешнем году белорусский  парламент планирует принять  проект закона "О таможенном регулировании  в Республике Беларусь". В соответствии с планом подготовки законопроектов на 2012 год срок внесения документа  в Совет Министров - май 2012 года, в  парламент - сентябрь 2012 года. В марте  Государственный таможенный комитет  завершил разработку законопроекта  и направил на обсуждение заинтересованным сторонам. В соответствии с Директивой №4 он вынесен на обсуждение широкой общественности. Таможенный комитет предлагает субъектам внешнеэкономической деятельности, заинтересованным гражданам вносить свои замечания и предложения по проекту.

6 июля 2010 года вступил  в силу Договор о Таможенном  кодексе Таможенного союза и  Протокол о внесении изменений  и дополнений в Договор о  Таможенном кодексе Таможенного  союза. В этой связи национальное  законодательство в области таможенного  дела, и в первую очередь Таможенный  кодекс Беларуси 2007 года, должны  быть переработаны (трансформироваться) с учетом положений ТК ТС.

Таможенный кодекс Таможенного союза - это надгосударственный международный правовой акт, который практически полностью (комплексно) обеспечивает правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами. Это надо принять во внимание. В связи с этим разработка кодифицированного акта (кодекса) на национальном уровне нецелесообразна. Поэтому и подготовлен нормативный правовой акт в виде закона.

Основной целью подготовки проекта закона является приведение законодательства Беларуси о таможенном регулировании в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза.

Вместе с тем ТК ТС относит  целый ряд положений к компетенции  национального законодательства. Например, положения, регулирующие систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность  должностных лиц таможенных органов, порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных  лиц, правоохранительную деятельность таможенных органов (дознание по уголовным  преступлениям и административный процесс), ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.

Таким образом, при разработке проекта закона учитывались следующие  основные моменты. Закон будет регулировать только те вопросы в сфере таможенного  дела, которые ТК ТС отнесены к компетенции  национального законодательства государств Таможенного союза либо не урегулированы  таможенным законодательством ТС. Закон  определяет компетенцию Президента Республики Беларусь, Правительства  Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета в сфере  таможенного дела. В закон максимально  включены положения, содержащиеся в  иных актах законодательства по таможенному  регулированию. Это позволит минимизировать бланкетные нормы и подготовить  нормативный правовой акт, содержащий нормы прямого действия. Также  проведена имплементация положений  Международной конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).

С учетом практики применения указа № 319 отдельные его положения  в проекте закона изменены. В частности, изменен срок, в течение которого таможенные органы должны внести изменения  в реестр, если из него исключено  лицо, осуществляющее деятельность в  сфере таможенного дела. Так, Государственный  таможенный комитет в день принятия решения об исключении из реестра  лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, вносит в него соответствующие изменения. При этом решение об исключении из реестра оформляется приказом председателя ГТК, и оно вступает в силу на следующий  рабочий день после его принятия. Данное изменение обусловлено необходимостью того, чтобы заинтересованное лицо имело возможность оперативно обладать информацией о принятом таможенным органом решении.

Проектом закона предусмотрено, что лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован по причине неповышения квалификации в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о получении нового квалификационного аттестата без учета годичного срока со дня принятия решения об аннулирования аттестата, как это предусмотрено указом № 319.

Действие проекта закона о таможенном регулировании ограничено территорией Беларуси. Принцип резидентства определен Таможенным кодексом Таможенного союза (п.1 ст. 368) и может быть отменен при согласии всех государств-членов посредством заключения международного договора. При этом следует отметить, что прежде чем отменить данный принцип необходимо унифицировать налоговое, банковское, финансовое, судебное и иное законодательство в государствах – членах Таможенного союза, организовать обмен информацией между различными контролирующими органами государств – членов Таможенного союза и т.д. Республика Беларусь не вправе в одностороннем порядке определять иные подходы, чем установленные таможенным законодательством Таможенного союза. Поэтому проект закона не регулирует и не может регулировать данный вопрос.

Особое внимание в законе уделено белорусским экспортерам, возможности быстрого таможенного  декларирования и выпуска экспортируемых товаров. В этой связи важным является закрепление в проекте норм представления  документов при проведении таможенных операций (статья 175 проекта). В частности  установлено, что исчерпывающий  перечень документов, которые могут  представляться при таможенном декларировании, определяется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

При этом проектом закона установлено, что для целей регистрации  таможенной декларации документы, на основании  которых заполнена таможенная декларация, не представляются, если таможенное декларирование осуществляется в электронном виде. Если таможенное декларирование товаров  производится в письменной форме, то для регистрации таможенной декларации, поданной на бумажном носителе, достаточно представления двух документов: счет-фактуры (инвойса) либо иного коммерческого документа, используемого при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, и транспортного (перевозочного) документа.

Контрольная нагрузка на субъекты со стороны таможенных органов в  настоящее время на основании  системы управления рисками является минимальной. В период действия Таможенного  кодекса Беларуси уровень контроля грузов на границе составил 1,5%, а  в ведомственных ПТО - 1,2%.

Пунктом 1 ст. 95 Таможенного  кодекса Таможенного союза (ТК ТС) определено, что таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством  государств-членов. В этой связи  в раздел "Таможенный контроль" проекта закона включены нормы, по которым  ТК ТС определена компетенция национального  законодательства, а также нормы, не урегулированные ТК ТС. Таким  образом, нормы проекта закона не повлекут за собой увеличения достигнутой  минимальной контрольной нагрузки на субъекты со стороны таможенных органов.

Информация о работе Перспективы и практика применения процедуры МДП в Республике Беларусь