Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 04:27, контрольная работа
В данной контрольной работе мы рассмотрим такие вопросы как транспортная характеристика грузов, ведь знание ТХГ является необходимым условием для своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения. Также более подробно остановимся на физико-химических свойствах, так как грузы каждого наименования обладают присущими только им свойствами и в комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие «транспортная характеристика», а перевозчик должен знать их, предпринимать действия которые бы помогли предотвратить порчу груза, его утрату, и нанесение ущерба окружающей среде
Введение……………………………………………………………..…….4
1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Грузоведение».
Транспортная характеристика груза……………………………………..5
2. Физико-химические свойства груза…………………………...…………8
2.1 Естественные факторы внешней среды,
влияющие на качество груза………………………………...……..17
3. Понятие естественной убыли массы груза, ее виды………..…………19
4. Транспортная накладная и ее формы…………………………………..21
4.1 Задача: вариант №7…………………………………………………22
5. Предложения по совершенствованию перевозок грузов……………...24
Список использованной литературы………………………………...…26
Сводообразование – процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса или кузова подвижного состава, характерный для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя.
Вязкость – свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами и объясняется силами молекулярного сцепления.
Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость. По степени вязкости и температуре застывания жидкие грузы подразделяют на четыре группы (табл. 4).
Группа |
Груз |
Условная вязкость при температуре 5 °С, условные единицы |
Температура застывания, °С |
1 |
Глицерин, мазут прямой |
5...15 |
-15...0 |
2 |
Бензол, растительное масло |
16...25 |
1... 15 |
3 |
Жидкий каустик, нефть, |
26...40 |
16...30 |
4 |
Битум, гудрон, спичечный парафин, каменноугольная смола |
Свыше 40 |
Выше 30 |
Таблица 4. Классификация жидких грузов по степени вязкости
Гигроскопичность – способность груза легко поглощать влагу из воздуха – объясняется различными причинами. Так, карбид кальция (негашеная известь) поглощает влагу вследствие своей химической активности. Гигроскопичность соли и сахара объясняется их сильной растворимостью в воде. Интенсивность поглощения влаги возрастает с повышением температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также прямо зависит от площади поверхности груза, соприкасающейся с воздухом, от пористости и скважистости вещества.
Смерзаемость – способность груза терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц продукта в сплошную массу. Смерзаемости подвержены руды металлов, каменный уголь, минерально-строительные и формовочные материалы, глина и др. Наибольшей смерзаемости подвержены при прочих равных условиях грузы с повышенной влажностью и неоднородным гранулометрическим составом.
Морозостойкость – способность груза выдерживать воздействие низкой температуры, не разрушаясь и сохраняя свои качественные характеристики при оттаивании. Особенно неблагоприятно низкая температура воздействует на свежие овощи и фрукты, жидкие грузы в стеклянной таре, некоторые металлы и резинотехнические изделия.
Спекаемость – способность частиц некоторых грузов сливаться при повышении температуры продукта. Спекаемости подвержены гудрон, асфальт, песок, агломераты руд. Предотвратить спекаемость практически невозможно.
Теплостойкость – способность веществ противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению или самовозгоранию под действием высокой температуры. Наиболее неблагоприятное воздействие высокая температура оказывает на грузы растительного и животного происхождения, каменный уголь, торф, сланцы, легкоплавкие вещества.
Огнестойкость – способность груза не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочность, цвет, форма) под воздействием огня. Огнестойкость характерна для ограниченного числа грузов, большинство же грузов под воздействием огня сгорают, разрушаются или теряют свои первоначальные свойства.
Самонагревание и самовозгорание происходит под действием внутренних источников теплоты – химических и биохимических процессов, протекающих в массе груза и повышающих его температуру.
Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, жмых, торф, сланцы, каменный и бурый уголь и др. Создание благоприятных условий перевозки и хранения, активная вентиляция груза позволяют предотвратить или замедлить биохимические процессы, снизить интенсивность жизнедеятельности микроорганизмов и вредителей, обеспечить своевременное удаление выделяющихся углекислого газа и теплоты. Реакция окисления сопровождается выделением и накоплением теплоты в массе груза, что ускоряет реакцию окисления. Если не обеспечить отвод теплоты из массы груза, его самонагревание может привести к самовозгоранию. Температура груза, при которой начинается бурный процесс окисления с последующим самовозгоранием, называется критической температурой.
Окислительные свойства грузов – способность легко отдавать кислород другим веществам. Примесь окислителей может вызвать возгорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха; это необходимо учитывать при взаимном размещении мест хранения и грузовых фронтов по переработке горючих материалов и окисляющих грузов и при организации их перевозки.
Коррозия – разрушение металлов и металлоизделий вследствие их химического или электрохимического воздействия с внешней средой. Скорость коррозии увеличивается с повышением влажности и температуры воздуха, его загрязнения угольной пылью, золой, хлоридами или газами (особенно сернистыми). В целях защиты от коррозии в процессе перевозки металлы и металлоизделия тщательно упаковывают, покрывают антикоррозионным смазочным материалом открытые части, не допускают совместную перевозку с грузами, являющимися активными окислителями. Для перевозки используют закрытый подвижной состав.
Огнеопасность – способность вещества в случае возникновения очага возгорания к прогрессирующему горению. Устойчивое горение вещества происходит при определенной концентрации его газов, паров или пыли в воздухе.
Границы такой концентрации получили название области воспламенения. Чем шире область воспламенения и ниже концентрационный предел взрываемости, тем выше огнеопасность груза.
Взрывоопасность – способность грузов вызывать физический или химический взрыв. Взрыв – это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. В результате взрыва вещество, заполняющее объем, в котором происходит высвобождение энергии, превращается в сильно нагретый газ с очень высоким давлением, который воздействует на окружающую среду, вызывая ее движение. Взрыв в твердой среде сопровождается ее разрушением и дроблением. Физический взрыв могут вызвать сжатые или сжиженные газы. Он сопровождается быстрым расширением газа и может вызвать ударную волну. Химический взрыв представляет собой реакцию окисления взрывчатого вещества кислородом воздуха, протекающую с огромной скоростью.
Вредность – способность паров и взвешенных частиц поражать органы чувств, кожный покров, дыхательные пути и легкие людей. Поражение может проявляться в виде раздражающих явлений, отравлений различными инфекциями и кожными болезнями.
Ядовитость – свойство некоторых грузов, представляющее непосредственную опасность для здоровья и жизни людей. Сила действия ядовитых веществ на организм определяется их токсичностью. Опасность ядовитых веществ определяется их способностью создавать опасные концентрации в воздухе при аварийных ситуациях.
Радиоактивность – способность некоторых веществ к радиоактивному излучению, опасному для здоровья и жизни людей.
Прорастание – происходит у зерна, картошки и других корнеплодов под воздействием света и изменением температуры. В результате в продуктах происходит процесс усиления дыхания и изменения химических свойств продукта. Для исключения данных процессов продукты необходимо хранить в темных и прохладных помещениях.
Автолиз – при дозревании некоторых продуктов происходит распад тканей за счет происходящих в продукте микробиологических процессов. В результате при неблагоприятной температуре хранения груза, повышенной влажности воздуха может возникать: брожение, гниение, плесень, которые понижают качество продукта, приводит к порче.
2.1 Естественные факторы внешней среды, влияющие на качество груза
Основными факторами являются: влажность воздуха, свет, температура воздуха:
Влажность воздуха – определяется следующими показателями:
1. абсолютная влажность (е) – количество водяных паров в граммах в 1 м3 воздуха. Воздух, содержащий максимальное количество водяных паров, которое он при данной температуре способен удержать, называется насыщенным (Е).
2. относительная влажность (R) – выраженное в процентах отношение абсолютной влажности к показателю насыщенности воздуха при той же температуре. R = (е / Е) × 100%
3. влагоемкость (дефицит влажности) – d воздуха, способность его при данной температуре и давлении поглощать влагу до насыщения, d = Е – е
4. точка росы – температура, при которой взятый в определенных условиях воздух становится насыщенным, а при незначительном ее понижении водяные пары воздуха конденсируются и выпадают из атмосферы.
Свет – усиливает расщепление жиров продукта и вызывает их прогоркание, обуславливает прорастание зерна и корнеплодов. Многие пищевые продукты под воздействием света изменяют свой цвет и вкусовые свойства. Также влияет на изменение цвета и других грузов (тканей, дерева и д.р.).
Воздух – смесь различных газов(кислорода, азота, аргона, углекислого газа и др.) и водяных паров. Кислород воздуха оказывает влияние на процессы окисления, которые в жировых веществах вызывают прогоркание и высыхание, в зерновых продуктах и волокнистых веществах вызывают – самосогревание, на поверхности черных и некоторых цветных металлов – коррозию. Также в присутствии воздуха развиваются микроорганизмы и плесень. Но для отдельных продуктов кислород необходим, так как способствует их дыханию, дозреванию.
3. Понятие естественной убыли массы груза, ее виды
Под естественной убылью продукции или товара понимают потери (уменьшение массы продукции или товаров при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты продукции и товаров от потерь при транспортировании и хранении.
К естественной убыли не относятся потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозок грузов, определяющих способ транспортирования и выбор подвижного состава, механические потери, образующиеся вследствие повреждения тары или кузова вагона.
Нормой естественной убыли груза при перевозках на ВВТ является утвержденная в установленном порядке предельно допустимая разница массы груза в пункте выгрузки в процентах от первоначальной массы груза при условии применения профилактических мер защиты и соблюдения правил транспортирования, учитывающая фактическое расстояние (время) перевозки. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке внутренним водным транспортом приведены в приложении № 7 к правилам перевозок грузов внутренним водным транспортом.
Нормы естественной убыли не устанавливаются на продукцию или товары в случае, если: учет их количества осуществляется в единицах, отличных oт единиц массы; их принимают и сдают по счету или по трафаретной массе (фасованная продукция или товар); продукцию и товары транспортируют в герметичной таре.
Различают 5 видов убыли грузов:
1. Распыление и растряска – аналогичные явления, происходящие при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах, характерны для навалочных и сыпучих грузов, а также порошкообразных и пылевидных веществ в неплотной таре. Наблюдается процесс выдувания из кузова вследствие встречного ветра.
2. Утечка – течь наливных грузов через щели и отверстия в сосудах, емкостях, цистернах, через неплотно закрытые сливные приборы, через деревянные виды тары, а также течь сыпучих грузов и мелких фракций навалочных грузов через неплотные кузова вагонов.
3. Улетучивание – испарение жидких грузов (нефтепродукты, сжиженные газы, химические грузы, спирты, эфиры) и некоторых твердых грузов (нафталин, ваниль) вследствие наличия в них легких летучих фракций.
4. Усушка – полное или частичное испарение влаги, находящейся в массе груза (овощи, фрукты, зерно и другие пищевые продукты).
4. Транспортная накладная и ее формы.
Договор перевозки груза
всегда оформляется документально,
"протоколируется" транспортными
документами. На ВВТ применяется
система транспортной накладной - частная
форма системы единого
Информация о работе Предложения по совершенствованию перевозок грузов