Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:19, реферат
Развитие транспорта и промышленности во всем мире характеризуется ростом количества и доли используемых взрыво-, пожаро-,радиационно-, инфекционно-, биологически- и химически опасных технологий. Экономическое развитие России в целом отвечает мировым тенденциям. На ее территории расположено более 3000 потенциально опасных производственных объектов, причем опасность каждого из них возрастает со временем, вследствие превышения установленных норм износа производственных фондов, а также перевозочного процесса опасных грузов по железным дорогам регионов России. Транспортировка опасных грузов, как в нормальном технологическом режиме, так и при аварийных ситуациях, сопровождается воздействием на население и окружающую природную среду.
1.Введение 3
2.Понятие опасности 4
3.Проблемы перевозки опасных грузов железнодорожным
транспортом 7
4.Заключение 20
5.Список использованной литературы 21
Сибирский государственный университет путей сообщения
Реферат
на тему:
"Проблемы перевозки опасных грузов"
Выполнил:
Аспирант Игнатов И.Н.
Научный руководитель:
подпись___________________
Новосибирск 2013г.
Содержание
1.Введение
2.Понятие опасности
3.Проблемы перевозки опасных грузов железнодорожным
транспортом
4.Заключение
5.Список использованной
литературы
Развитие транспорта и промышленности во всем мире характеризуется ростом количества и доли используемых взрыво-, пожаро-,радиационно-, инфекционно-, биологически- и химически опасных технологий. Экономическое развитие России в целом отвечает мировым тенденциям. На ее территории расположено более 3000 потенциально опасных производственных объектов, причем опасность каждого из них возрастает со временем, вследствие превышения установленных норм износа производственных фондов, а также перевозочного процесса опасных грузов по железным дорогам регионов России. Транспортировка опасных грузов, как в нормальном технологическом режиме, так и при аварийных ситуациях, сопровождается воздействием на население и окружающую природную среду. Несмотря на существующие законодательные требования ко всем участникам перевозок (железным дорогам, грузоотправителям, грузополучателям) об обязательности обеспечения условий экологической безопасности, соблюдении экологических ограничений (наряду с санитарными и противоэпидемическими нормами и правилами), а также ответственности за причиненный ущерб населению и природной среде, они в настоящее время в значительной степени имеют декларативный характер, так как не в полной мере обеспечены механизмом реализации. Любой перевозочный процесс опасных грузов затрагивает довольно большое количество аспектов как экономической, так и хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. Проблематика данного вопроса заключается в том, что даже при сто процентном соблюдении технологии транспортировки опасных грузов, присутствует огромная опасность аварий и катастроф.
2.Понятие опасности
Научно-технический прогресс отнюдь не сделал нашу жизнь более безоблачной, а наоборот, наполнило ее все новыми и новыми опасностями. Большинство опасностей (рисков) так или иначе обуславливаются эволюцией жизни, уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Если для отсталых в социально-экономическом плане государств наиболее характерными опасностями являются голод и болезни, то для наиболее развитых — техногенные аварии, экологический кризис, угроза ядерной войны. Основным источником опасности на Земле стала созданная человеком техносфера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят к людским жертвам, к уничтожению окружающей среды, ее глобальной деградации. Опасность - центральное понятие как сферы безопасности жизнедеятельности, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре и вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных) факторов на определенный объект (предмет) воздействия. При несоответствии характеристик воздействующих факторов характеристикам объекта (предмета) воздействия и появляется феномен опасности (например, ударная волна, температура, недостаток кислорода в воздухе, токсичные примеси в воздухе и т.п.).
Опасность - свойство, внутренне
присущее сложной технической системе.
Она может реализоваться в
виде прямого или косвенного ущерба
для объекта (предмета) воздействия
постепенно или внезапно, и резко
в результате отказа системы. Скрытая
(потенциальная) опасность для человека
реализуется в форме заболеваний, травм,
которые происходят при несчастных случаях,
авариях, пожарах и пр., для технических
систем - в форме разрушений, потери управляемости
и т.д., для экологических систем - в виде
загрязнений, утрате видового разнообразия
и др.
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Они характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные события - последствия. Формы нежелательного последствия различны - травмы, материальный ущерб, урон окружающей среде и др. "Опасность - причина - нежелательные последствия" - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальное нежелательное последствие. Как правило, этот процесс является многопричинным. При детальном анализе понятия опасности выявляются их номенклатура, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Методы обнаружения опасностей делятся на:
Рассмотрим методы обнаружения опасностей более подробно.
Инженерный метод.
Инженерный метод определения риска опирается на статистику, расчеты частоты проявления опасностей, вероятностный анализ безопасности и на построение "деревьев" опасностей. Пример использования статистического метода определения риска - расчет показателей частоты и тяжести возникновения несчастных случаев. В процессе определения индивидуального риска возникновения опасных событий используют положения теории вероятности.
Величину риска или частоту проявлений опасности определяют отношением количества неблагоприятных случаев m возникновения опасного события А к общему числу возможных случаев:
R = P (A) = m / n, (1)
где Р (А) - вероятность наступления события А.
Эта формула позволяет рассчитать величину общего и группового риска. В случае оценки общего риска определяет максимальное количество всех событий, а при оценке группового риска - максимальное количество событий в определенной группе, выбранная из общего количества по определенному признаку. В частности, в группу могут входить люди, принадлежащие к одной профессии, возраста, пола; группу составляют также транспортные средства одного типа, один класс субъектов хозяйственной деятельности и т. д.
Риск (вероятность) одновременного возникновения нескольких опасных событий АЬ Аг, ..., А "определяется как сумма вероятностей возникновения каждого из этих: событий
Р (А, и А2и ... и АП) = Р (А,) Р (А2) ... Р (А ") (1.2)
Класс 2 - предельные. К этому классу относятся ошибки персонала, недоработки в проекте и нарушения в работе отдельных узлов, хотя и приводят к существенным нарушениям в работе системы в целом, однако поддаются исправлению без человеческих жертв и материального ущерба оборудованию.
Класс 3 - критические. К этому классу относятся ошибки персонала, недоработки в проекте или нарушения в работе отдельных узлов, нарушающих работу системы в целом, приводят к повреждению оборудования или к таким авариям, требующим немедленных действий по спасению людей и оборудования.
Класс 4 - катастрофические. К этому классу относятся такие ошибки персонала, недоработки в проекте или нарушения работы отдельных узлов, которые существенно затрудняют работу системы в целом, вызывают к разрушению оборудования, травм персонала и даже человеческих жертв.
Также методика определения опасности делится на фазы.
Первая фаза исследования опасности - это первая попытка определения состояния технических средств системы и событий, которые могут привести к авариям системы еще на стадии эскизного проектирования.
Вторая фаза - определение последовательности возникновения негативных событий. Методика определения последовательности возникновения негативных событий (деревья событий или дерева ошибок или отказов) обеспечивает установление цепи сбоев и отказов оборудования и ошибок оператора. Использование дерева ошибок позволяет определить такие показатели, как коэффициент неготовности и вероятности отказа технических систем, которые получают путем специальных испытаний или обобщения опыта эксплуатации. Дерево событий строят на основании прямых и обратных логических рассуждений, то есть индуктивным и дедуктивным методом.
Третья фаза - анализ возможных последствий. На этом этапе определения опасности оценивают ущерб, причиненный вредными и опасными факторами, имущественный ущерб и вред здоровью человека, дают общую оценку использованной технологии.
Экспертный метод.
Данным методом вероятность возникновения различных опасностей определяют путем опроса опытных специалистов-экспертов. Цель экспертной оценки - определение комплексного (обобщенного) показателя, характеризующего уровень безопасности какого-то процесса или изделия. Экспертная оценка опасности заключается в использовании выводов специалистов-экспертов и может быть отнесена к субъективным методам определения уровня безопасности.
Этот метод целесообразно
k = kl + k2 + k3, (2)
где kt - численное значение уровня теоретического знания проблемы; к2 - численное значение самооценки практического опыта; к3 - численное значение самооценки способности к испытанию.
В группу экспертов относятся и тех у кого индекс компетентности превышает среднее значение (0,5 <k <1). Оценивают показатели независимые эксперты.
Структурная схема показателей безопасности состоит из трех уровней:
- Показатели 1-го уровня - единичные показатели безопасности;
- Показатели 2-го уровня - групповые
показатели безопасности, каждый
из которых характеризует
- Показатель 3-го уровня - обобщенный показатель безопасности, характеризующий совокупность всех свойств безопасности изделия.
К групповым показателям относят показатели техники безопасности, эргономические показатели (гигиенические, антропометрические, физиологические психофизиологические, психологические) и эстетические. Единичные показатели характеризуют параметры безопасности, касающиеся каждой из вышеприведенных групп.
Органолептический метод.
Достоинством органолептических методов является простота и быстрота выполнения, а следовательно, и возможность широкого применения. Недостатками их является субъективность оценки и невозможность проверки количественных показателей. Кроме того, органолептические методы оценки качества доступны только лицам с большим практическим опытом. При органолептическом методе оценка качества учебного пособия базируется на анализе ощущений, на основе прошлого опыта. Точность определения показателей качества зависит от опыта, квалификации и способности специалистов, производящих оценку. При этом обычно используется балльный способ выражения показателей качества, для чего прежде всего устанавливают перечень тех признаков, которые наиболее полно характеризуют качество учебного пособия, но не могут быть определены другими способами. В органолептическом методе измерений в качестве первичных измерительных преобразователей используются органы чувств экспертов - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.