Процесс стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом. Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

Содержание работы

Введение
1. Процесс стратегического планирования
1.1 Сущность и функции стратегического планирования
1.2 Миссия и видение организации
1.3 Ценности и цели высшего руководства
1.4 Оценка и анализ внешней среды
1.5 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
1.6 Анализ стратегических альтернатив
1.7 Выбор стратегии
1.8 Реализация стратегии
1.8.1 Управление реализацией стратегического плана
1.9 Оценка стратегического плана
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Процесс стратегического планирования.docx

— 40.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

    Введение

1.     Процесс стратегического  планирования 

1.1 Сущность и функции  стратегического планирования 

1.2 Миссия и видение  организации 

1.3 Ценности и цели  высшего руководства 

1.4 Оценка и анализ  внешней среды 

1.5 Управленческое обследование  внутренних сильных и слабых  сторон организации 

1.6 Анализ стратегических  альтернатив 

1.7 Выбор стратегии 

1.8 Реализация стратегии 

1.8.1 Управление реализацией  стратегического плана 

1.9 Оценка стратегического  плана 

 Заключение 

 Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Процесс планирования  в организации начинается с  ясного понимания того, что же  нужно делать для ее эффективного  развития и функционирования.

 Успех любого плана  зависит от:

o качества целеполагания  в основных ключевых вопросах  развития организации на основе  обзора прошедшего, настоящего и  будущего ее развития и успешности  ее реагирования на изменения  в окружающей среде; 

o качества проведенного  предварительного анализа деятельности  самой организации и ее ценовой  политики, рынка, конкурентов, товародвижения  и проч.

o  правильной оценки  конкурентоспособности организации; 

o выбора и реализации  стратегии развития, которая повысит  конкурентоспособность организации. 

 Основное содержание  внутрифирменного планирования  как функции управления организацией  состоит в обоснованном определении  основных направлений деятельности  и ее дальнейшего развития  с учетом материальных источников  и спроса рынка. 

Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности  на установленный период времени, определении  финансовых ресурсов, необходимых для  решения поставленных задач.

 Таким образом, назначение  планирования состоит в стремлении  заблаговременно учесть по возможности  все внутренние и внешние факторы,  обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования  и развития всей организации  в целом. 

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации  в целом.

 Уровень и качество  планирования деятельности определяются  следующими важнейшими условиями: 

o   компетентность  руководства организации на всех уровнях  управления;

o квалификация персонала, работающего в функциональных   подразделениях;

o наличие достоверной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.

 В зависимости от  содержания целей и задач и  длительности планового периода  можно выделить следующие формы  планирования:

o   стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);

o   среднесрочное планирование;

o   текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении  главных целей деятельности организации  на рынке и ориентировано на определение  намечаемых конечных результатов с  учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения  необходимыми ресурсами.

 Стратегическое планирование  ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем,  с которыми может столкнуться  организация в предстоящем периоде,  и на этой основе разработать  показатели развития организации  на плановый период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Процесс стратегического  планирования 

1.1 Сущность и  функции стратегического планирования 

 Стратегическое  планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

 Стратегическое планирование  представляет собой набор действий  и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке  специфических стратегий. Эти  стратегии предназначены помочь  организациям достичь своих целей. 

 Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу  для управления предприятием. Его  задача состоит в том, чтобы  в достаточной мере обеспечить  нововведения и изменения в  организации предприятия. 

 Так, выделяют четыре  основных вида управленческой  деятельности в рамках процесса  стратегического планирования:

1.   распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

2.    адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.)

3.   внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

4.   осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

 Процесс стратегического  планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой  замкнутый цикл.

Формулировка миссии предприятия > Постановка целей > Оценка и анализ внешней среды > Управленческое обследование предприятия > Анализ стратегических альтернатив > Выбор стратегии > Реализация стратегии > Оценка стратегии.

Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии – главной цели организации  – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный  комплексный план.

 Практика эффективного  планирования обладает следующими  особенностями: 

o        за  осуществление функции стратегического  планирования отвечает небольшой  планово-экономический отдел предприятия  и связанные с ним отделы  в стратегических хозяйственных  подразделениях;

o        основные  элементы стратегического плана  формируются на совещаниях высшего  руководства, проводимых ежегодно  или при необходимости чаще, например, ежеквартально; 

  • годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность образует внутрифирменный план, который является инструментом согласования стратегического и оперативного планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Миссия и  видение организации 

Миссия организации –  это основная общая цель организации, ясно выраженная Причина ее существования.

Значение миссии, которая  формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления  для определения целей и стратегий  на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать: задачу организации по товарам и  услугам, основным рынкам и основным технологиям; характеристику внешней  среды, которая определяет принципы работы организации; характеристику культуры организации, определяющую ее рабочий  климат, тип людей, которых привлекает такой климат.

Выбор миссии коммерческой организации не следует путать с  необходимостью работать прибыльно. Прибыль  – это внутренняя проблема предприятия. Организация – открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне ее самой. Руководство должно отыскать общую цель организации в окружающей среде и найти ответы на два  вопроса: кто наши клиенты? какие  потребности клиентов можно удовлетворить?

 Прежде чем приступить  к разработке стратегии менеджмент  предприятия должен продумать  будущее данной компании, то есть  сформулировать стратегическое  видение – определяет будущий  образ компании; это идеальное  представление менеджеров об  организации и бизнесе, это  своеобразный маршрут движения  компании в будущее, который  определяет технологии, целевые  аудитории, географические товарные  рынки, перспективные возможности  и образ компании какой она  должна стать в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Ценности и  цели высшего руководства 

 Классики стратегического  планирования выделяют 6 ценностных  ориентаций, которые накладывают  отпечаток на формулировку миссии  и целей организации. 

Теоретические – руководитель предпочитает постановку целей ориентированные на долгосрочные исследования и разработки, в результате которых образуются новые знания, формируется рациональное мышление.

Экономические – предпочтительные цели: рост прибыли, повышение эффективности производства, то есть направленные на практическую полезность результатов деятельности.

Политические – предпочтительные цели: повышение общего объема капитала, общего объема продаж и количества работников, результатом достижения которых является власть, признание, уважение и т.д.

Социальные – предпочтительные цели: социальная ответственность относительно показателей прибыли, благоприятная атмосфера в организации, результатом достижения которых является отсутствие конфликтов в организации, хорошие человеческие отношения.

Эстетические – предпочтительные цели: улучшение качества, дизайна и привлекательности изделия даже с ущербом для прибыли, результатом достижения которых является гармоничное развитие личности, формирование правильной культуры и этики.

Религиозные – предпочтительные цели: установление морально-этических и нравственных норм на предприятии, результатом достижения которых является согласие в организации и мире в целом.

 На основе ценностных  ориентаций менеджмент предприятия  формулирует цели, направленные  на достижение миссии и стратегического  видения. Чтобы внести существенный  вклад в успех организации  цели должны обладать следующим  характеристиками:

 Конкретность и измеримость – выражая свои цели в конкретных и измеримых формах руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

1    Ориентация целей во времени – здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат.

2    Достижимость – служит повышению эффективности организации; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.

3   Непротиворечивость (взаимно поддерживающие цели), то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

1.4 Оценка и  анализ внешней среды

 После того как сформулирована  миссия и установлены цели  руководство организации должно  начать диагностический этап  процесса стратегического планирования, первым шагом которого является  оценка и анализ внешней среды. 

Оценка внешней среды  ведется по следующим направлениям:

1.    Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.

2. Определить факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии и разработать план по нейтрализации выявленных угроз.

3. Определить какие факторы представляют больше возможностей для достижения целей путем корректировки плана.

 Таким образом, анализ  внешней среды – это процесс,  посредством которого разработчики  стратегического плана контролируют  внешние по отношению к организации  факторы, чтобы определить возможности  и угрозы для фирмы. 

Факторы внешней среды  можно анализировать в следующие  областях:

1. Экономика. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для предприятия.

2.   Политика. Необходимо следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям.

3.  Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий.

4. Технологии. Экономический анализ новых технологий должен определять их наиболее перспективные виды и типы, в том числе в сфере производства, проектирования, торговли, связи и т.д.

5.  Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений.

Информация о работе Процесс стратегического планирования