Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Целью работы является разработка цепи поставок товародвижения на примере алкогольной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
- исследовать и систематизировать сферы управления цепями поставок;
- исследовать рынок алкогольной продукции;
ВВЕДЕНИЕ 2
1 МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК 4
1.2 Каналы распределения 4
1.2 Логистика товародвижения 13
1.3 Цепь поставок. Характеристика и классификация 18
2 РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 23
2.1 История российского рынка крепкого алкоголя 23
2.2 Обзор российского алкогольного рынка 29
3 РАЗРАБОТКА ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Главным моментом в эволюции алкогольного рынка стал 2010 год, когда был принят комплекс мер, которых ожидали от российского правительства представители легального бизнеса. Сначала Росалкогольрегулированием (РАР) была введена минимальная цена на пол-литровую бутылку водки для розничных продаж, потом – для алкогольной продукции крепостью свыше 28 %, а затем – для производителей и оптовиков водки и производителей спирта.
В 2011 году РАР начало массовое перелицензирование производителей и торговцев алкоголем, с ужесточением требований к ним. Государство объяснило необходимость кампании борьбой с контрафактом; участники рынка, со своей стороны, обвинили государство в действиях в интересах крупных игроков. Замена лицензий сопровождалась остановкой (иногда навсегда) производств, разорением более мелких компаний. В итоге в России остался 341 спирто- и ликёроводочный завод (на 32 % меньше, чем было до перелицензирования) и 1690 оптовых компаний, торгующих алкоголем (19 %).
С 1 января 2013 года, в целях борьбы с контрафактом, в частности для профилактики занижения фактических объёмов производства, РАР выступило инициатором новых норм: производитель алкоголя должен иметь рентабельность не менее 5 % и загрузку производственных мощностей не менее 50 %.
В 2012-2015 годах происходит повышение ставки акцизов: 2012 год – на 30 %, 2013 год – на 33 %, 2014 год – на 30 %, 2015 год – на 20 %. С 1 июля 2012 года минимальная цена бутылки водки составила 125 рублей, с 1 января 2013 года – 170 рублей.
В январе 2013 года производство крепкого алкоголя в России ожидаемо сократилось на 30 %
Специализированные сети по продаже алкогольных напитков и пива успешно пережили кризис, хотя количество операторов сократилось. В течение 2008-2011 годов количество специализированных сетей по продаже алкоголя выросло почти в три раза, что свидетельствует о желании россиян покупать алкогольные напитки более высокого качества. Растет и выручка алкогольной розницы – по данным РБК.research, в 2011 году прирост составил 21% в рублях, в 2012 году можно увидеть увеличения темпов роста до 25-30%.
В течение 2011 года алкогольный рынок РФ претерпел значительные изменения, большая часть которых была связана с ужесточением политики государства в отношении производителей, поставщиков и продавцов алкогольных напитков и пива. Более строгий контроль деятельности алкогольной отрасли связан с высокой долей контрафактной продукции и борьбой с алкоголизмом. В настоящее время политика государства направлена на снижение среднедушевого потребления алкоголя: к 2020 году данный показатель должен снизиться до 6-8 литров в абсолютном алкоголе на человека. Такой показатель зафиксирован в Концепции государственной политики на алкогольном рынке до 2020 года. Согласно планам правительства РФ, россияне должны переключиться на вино, снизив количество потребляемой водки.
Структура покупок россиянами алкогольных напитков и пива постепенно меняется, однако среднедушевое учтенное потребление в абсолютном алкоголе в 2011 году выросло до 9,2 литра, по данным Росстата, практически вернувшись на уровень 2009 года – 9,3 литра. Розничные продажи водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) в натуральном выражении в 2011 году выросли на 0,7%. Также в прошлом году заметно выросли продажи коньяков – на 8,4%, шампанских и игристых вин - на 9,2%, что произошло на фоне незначительного снижения розничных продаж виноградных и столовых вин.
В январе-феврале 2012 года, согласно данным Росстата, розничные продажи водки и ЛВИ в натуральном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, выросли на 2,7%, коньяков – на 9,3%, шампанских и игристых вин – на 5,7%, а вот продажи виноградных и плодовых вин продолжили снижаться – минус 0,9%.
Следует учитывать, что показатели официальной статистики не отражают реальной картины, поскольку доля нелегальной алкогольной продукции по-прежнему высока, причем большая часть такой продукции приходится на нелегальную водку и ЛВИ. По различным оценкам, объем нелегального производства водки в РФ в настоящее время составляет от 20 до 45% от учтенных розничных продаж.
По данным Росстата, тенденция к снижению учтенного среднедушевого потребления водки на душу населения отмечается в России с 2004 года, за указанный период этот показатель снизился на 26% - с 15 до 11,1 литра водки в год (рисунок 4).
Рисунок 4 – Среднедушевое потребление алкогольных напитков и пива в 2010-2011 годах, л/чел.
При этом эксперты рынка отмечают, что фактического снижения потребления алкоголя россиянами не произошло – изменения затронули лишь структуру потребления. Часть потребителей перешли на пиво и вино, часть – на суррогаты и спиртсодержащие жидкости.
Потребление пива на душу
населения в натуральном
Потребление вина на душу населения увеличилось с 3 литров в 1995 году до 7,2 литра в 2011-м, однако по сравнению с 2010 годом существенных изменений не произошло. В настоящее время политика государства направлена на снижение потребления водки за счет увеличения потребления вина. Однако сейчас культура употребления вина в России находится на начальном уровне развития, поэтому процесс замещения водки вином в структуре потребления россиян будет долгим.
В целом следует признать, что кризис 2008-2009 годов заметно изменил потребительскую модель россиян, сделав ее более рациональной и ориентированной на сокращение расходов, что затормозило и развитие культуры потребления вина в России. Однако в 2010-2011 годах потребительский спрос на вино постепенно начал восстанавливаться. В структуре спроса на алкогольные напитки в целом за три последних года произошли некоторые изменения – это показал опрос потребителей алкогольных напитков, проведенный в рамках исследования РБК.research «Специализированные розничные сети по продаже алкогольных напитков в РФ».
Если в 2008 году популярность вина и пива находилась примерно на одном уровне (эти напитки отметили соответственно 53,3 и 52,6% участников онлайн-опроса РБК.research), то к 2011 году вино выдвинулось на лидирующие позиции. В конце 2011 года вино в качестве покупаемого время от времени алкогольного напитка было отмечено 72,2% респондентов, а пиво – 65,7% (Таблица 1).
Таблица 1 – популярность различных видов алкогольных напитков, % от опрошенных
Вид напитка |
% от опрошенных в 2008 году |
% от опрошенных в 2011 году |
Вино |
53,3 |
72,2 |
Пиво |
52,6 |
65,7 |
Водка |
39,3 |
53,9 |
Шампанское |
35,8 |
52,4 |
Коньяк/бренди |
35,2 |
49,3 |
Виски |
25,1 |
39,1 |
Вермут |
15,0 |
16,7 |
Текила |
13,5 |
15,5 |
Ром |
9,4 |
17,5 |
Ликеры |
8,8 |
10,6 |
Джин |
7,0 |
9,9 |
Слабоалкогольные коктейли |
6,8 |
8,0 |
Настойки/наливки |
5,8 |
8,3 |
Другое |
2,2 |
2,3 |
Не покупаю алкогольные напитки |
8,5 |
9,0 |
В среднем каждый из респондентов, покупающих алкогольные напитки, выбирал по три вида напитков. Лидируют по покупкам в точках розничных продаж (исключая покупки в розлив) вино и пиво – их покупают более двух третей опрошенных.
Вино чаще, чем другие
напитки, приобретается в
Рисунок 5 – Популярность основных розничных каналов продажи вина, % от опрошенных за 2012 год
Частота упоминания специализированных
магазинов пока значительно ниже
и составляет 34,9%. Обычные продуктовые
магазины для покупки вина посещают
33,8% опрошенных (это чуть меньше, чем в 2008 году). Популярность
же покупок вина в магазинах беспошлинной
торговли (duty free) практически не
изменилась и остается на уровне 17-18%.
Несмотря на то, что вино становится все
более популярным в России, его среднедушевое
потребление на порядок меньше, чем в странах,
лидирующих по этому показателю. На сегодняшний
день Россия не входит даже в топ-25 стран
по уровню потребления вина на душу населения.
Сегмент специализированной сетевой алкогольной
розницы, большей частью ориентированной
на продажу широкого ассортимента вин,
в настоящее время активно развивается,
появляются новые игроки, а крупные сети
выходят на федеральный уровень. В настоящее
время специализированная сетевая розница
развивается в нескольких форматах: бутики,
продающие элитный алкоголь; винотеки;
алкомаркеты с универсальным ассортиментом,
фирменные магазины предприятий, производящих
алкоголь, фирменные отделы производителей
в продуктовых магазинах и сети пивных
магазинов (пивомаркетов).
Согласно оценке аналитиков РБК.research, совокупный оборот сетевой алкогольной розницы вырос на 21% в рублевом эквиваленте по итогам 2011 года. Рост был обеспечен увеличением розничных цен и повышением спроса на более дорогие напитки. В 2012 году аналитики РБК.research посчитали темпов прироста сетевой розницы на уровне 25-30% в рублевом выражении, что будет обусловлено ростом розничных цен, повышением акцизов и консолидацией алкогольного рынка.
Популярность
Рисунок 6 – Структура покупок алкогольных напитков в специализированной рознице по городам, % от опрошенных
Данная тенденция характерна
для всех трех основных сегментов
алкогольного рынка: вина, пива и крепкого
алкоголя. Отчасти это объясняется большей распространенностью супермаркетов,
оттягивающих на себя покупки алкогольных
напитков; кроме того, специализированные
алкогольные сети в регионах (в том числе
фирменные сети производителей) в основном
ориентированы на более низкий уровень
цен, чем в столице, где большая их часть
относится к формату алкогольного бутика.
В среднем (без учета вида приобретаемых
напитков), наиболее активны в отношении
покупок в специализированных магазинах
жители городов с населением более 1 млн
человек. По категории «Вино» наибольшая
доля покупок в специализированных магазинах
была отмечена в Санкт-Петербурге.
При выборе магазина для покупки алкогольных напитков по-прежнему, как и в 2008 году, определяющее значение имеет группа из четырех факторов, которая лидирует со значительным отрывом. Это широта ассортимента, удобное месторасположение, гарантированное качество продукции и доступный уровень цен (таблица 2).
Таблица 2 – Факторы, определяющие выбор магазина при покупке алкогольных напитков
Факторы |
% от опрошенных 2008 год |
% от опрошенных 2011 год |
Гарантированное качество |
63,6 |
68,7 |
Широкий ассортимент алкогольной продукции |
68,2 |
65,6 |
Удобное местоположение |
63,7 |
59 |
Доступные цены |
56,1 |
57,5 |
Наличие в ассортименте редких эксклюзивных напитков |
17,1 |
20 |
Высокий уровень обслуживания |
19,4 |
14,6 |
Наличие винного бара/дегустация |
6,7 |
3,9 |
Наличие доставки |
- |
1,6 |
Причем ассортимент
уступил лидирующие позиции гарантированному
качеству, а замыкает группу лидеров
фактор доступности цен.
Консультации по выбору напитков имеют важность только для каждого десятого
покупателя – их востребованность, по
сравнению с 2008 годом, снизилась, как и
возможность дегустации, – на сегодня
она важна для каждого двадцать пятого.
По данным РБК.research, на начало 2012 года на российском рынке работало более 4500 магазинов специализированных розничных сетей по продаже алкогольных напитков и пива. В течение 2009-2011 годов, как уже отмечалось, количество магазинов специализированных сетей по продаже алкоголя выросло почти в 3 раза. Специализированная алкогольная розница развивалась за счет региональных и локальных операторов рынка, которые открыли более 70% новых сетевых магазинов. Некоторые розничные сети вышли на федеральный уровень благодаря экспансии в другие федеральные округа (например, «НормаН», «Отдохни» и другие). При этом фирменные сети производителей в последние 2 года снизили темпы прироста в количественном выражении по сравнению с остальной специализированной розницей. Более медленные темпы развития могут быть обусловлены затруднениями с доставкой и хранением продукции при выходе в другой регион и ужесточением требований к производителям ликеро-водочных изделий.
Доля фирменных сетей производителей алкоголя составляет чуть более 24% в общем количестве сетевых магазинов, торгующих алкогольными напитками и пивом. Фирменная розница, как правило, характеризуется небольшими торговыми площадями и не работает в высоком ценовом сегменте. При этом в сегменте фирменных сетей присутствуют крупные игроки-производители, занимающиеся продажами собственной продукции, выручка которых сопоставима или превышает выручку отдельных независимых алкогольных сетей (например, «Башспирт», «Арыш Мае», «Уссурийский бальзам», «Савва Водочников» и другие).