Разработка цепи поставок процесса товародвижения на примере поставки алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка цепи поставок товародвижения на примере алкогольной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
- исследовать и систематизировать сферы управления цепями поставок;
- исследовать рынок алкогольной продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК 4
1.2 Каналы распределения 4
1.2 Логистика товародвижения 13
1.3 Цепь поставок. Характеристика и классификация 18
2 РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 23
2.1 История российского рынка крепкого алкоголя 23
2.2 Обзор российского алкогольного рынка 29
3 РАЗРАБОТКА ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРОЦЕССА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

КУрсовая УЦП.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

Главным моментом в эволюции алкогольного рынка стал 2010 год, когда был принят комплекс мер, которых ожидали от российского правительства представители легального бизнеса. Сначала Росалкогольрегулированием (РАР) была введена минимальная цена на пол-литровую бутылку водки для розничных продаж, потом – для алкогольной продукции крепостью свыше 28 %, а затем – для производителей и оптовиков водки и производителей спирта.

В 2011 году РАР начало массовое перелицензирование производителей и торговцев алкоголем, с ужесточением требований к ним. Государство объяснило необходимость кампании борьбой с контрафактом; участники рынка, со своей стороны, обвинили государство в действиях в интересах крупных игроков. Замена лицензий сопровождалась остановкой (иногда навсегда) производств, разорением более мелких компаний. В итоге в России остался 341 спирто- и ликёроводочный завод (на 32 % меньше, чем было до перелицензирования) и 1690 оптовых компаний, торгующих алкоголем (19 %).

С 1 января 2013 года, в целях  борьбы с контрафактом, в частности  для профилактики занижения фактических  объёмов производства, РАР выступило  инициатором новых норм: производитель  алкоголя должен иметь рентабельность не менее 5 % и загрузку производственных мощностей не менее 50 %. 

В 2012-2015 годах происходит повышение ставки акцизов: 2012 год – на 30 %, 2013 год – на 33 %, 2014 год – на 30 %, 2015 год – на 20 %. С 1 июля 2012 года минимальная цена бутылки водки составила 125 рублей, с 1 января 2013 года – 170 рублей.

В январе 2013 года производство крепкого алкоголя в России ожидаемо сократилось на 30 %

 

2.2 Обзор российского алкогольного рынка

 

Специализированные сети по продаже алкогольных напитков и пива успешно пережили кризис, хотя количество операторов сократилось. В течение 2008-2011 годов количество специализированных сетей по продаже алкоголя выросло почти в три раза, что свидетельствует о желании россиян покупать алкогольные напитки более высокого качества. Растет и выручка алкогольной розницы – по данным РБК.research, в 2011 году прирост составил 21% в рублях, в 2012 году можно увидеть увеличения темпов роста до 25-30%.

В течение 2011 года алкогольный  рынок РФ претерпел значительные изменения, большая часть которых  была связана с ужесточением политики государства в отношении производителей, поставщиков и продавцов алкогольных напитков и пива. Более строгий контроль деятельности алкогольной отрасли связан с высокой долей контрафактной продукции и борьбой с алкоголизмом. В настоящее время политика государства направлена на снижение среднедушевого потребления алкоголя: к 2020 году данный показатель должен снизиться до 6-8 литров в абсолютном алкоголе на человека. Такой показатель зафиксирован в Концепции государственной политики на алкогольном рынке до 2020 года. Согласно планам правительства РФ, россияне должны переключиться на вино, снизив количество потребляемой водки.

Структура покупок россиянами алкогольных напитков и пива постепенно меняется, однако среднедушевое учтенное потребление в абсолютном алкоголе в 2011 году выросло до 9,2 литра, по данным Росстата, практически вернувшись на уровень 2009 года – 9,3 литра. Розничные продажи водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) в натуральном выражении в 2011 году выросли на 0,7%. Также в прошлом году заметно выросли продажи коньяков – на 8,4%, шампанских и игристых вин - на 9,2%, что произошло на фоне незначительного снижения розничных продаж виноградных и столовых вин.

В январе-феврале 2012 года, согласно данным Росстата, розничные  продажи водки и ЛВИ в натуральном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, выросли на 2,7%, коньяков – на 9,3%, шампанских и игристых вин – на 5,7%, а вот продажи виноградных и плодовых вин продолжили снижаться – минус 0,9%.

Следует учитывать, что показатели официальной статистики не отражают реальной картины, поскольку доля нелегальной алкогольной продукции по-прежнему высока, причем большая часть такой продукции приходится на нелегальную водку и ЛВИ. По различным оценкам, объем нелегального производства водки в РФ в настоящее время составляет от 20 до 45% от учтенных розничных продаж.

По данным Росстата, тенденция  к снижению учтенного среднедушевого потребления водки на душу населения  отмечается в России с 2004 года, за указанный  период этот показатель снизился на 26% - с 15 до 11,1 литра водки в год (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Среднедушевое потребление алкогольных напитков и пива в 2010-2011 годах, л/чел.

 

При этом эксперты рынка  отмечают, что фактического снижения потребления алкоголя россиянами не произошло – изменения затронули лишь структуру потребления. Часть потребителей перешли на пиво и вино, часть – на суррогаты и спиртсодержащие жидкости.

Потребление пива на душу населения в натуральном выражении  выросло до 75,3 литра на человека в 2011 году, что обусловлено повышением цен на водку и ЛВИ. Однако рекордного показателя 2007 года – 81 литра на душу населения – потребление пива пока не достигло, а в перспективе данный показатель будет снижаться из-за ограничения на время и места продаж пива.

Потребление вина на душу населения увеличилось с 3 литров в 1995 году до 7,2 литра в 2011-м, однако по сравнению с 2010 годом существенных изменений не произошло. В настоящее время политика государства направлена на снижение потребления водки за счет увеличения потребления вина. Однако сейчас культура употребления вина в России находится на начальном уровне развития, поэтому процесс замещения водки вином в структуре потребления россиян будет долгим.

В целом следует признать, что кризис 2008-2009 годов заметно  изменил потребительскую модель россиян, сделав ее более рациональной и ориентированной на сокращение расходов, что затормозило и развитие культуры потребления вина в России. Однако в 2010-2011 годах потребительский спрос на вино постепенно начал восстанавливаться. В структуре спроса на алкогольные напитки в целом за три последних года произошли некоторые изменения – это показал опрос потребителей алкогольных напитков, проведенный в рамках исследования РБК.research «Специализированные розничные сети по продаже алкогольных напитков в РФ».

Если в 2008 году популярность вина и пива находилась примерно на одном уровне (эти напитки отметили соответственно 53,3 и 52,6% участников онлайн-опроса РБК.research), то к 2011 году вино выдвинулось на лидирующие позиции. В конце 2011 года вино в качестве покупаемого время от времени алкогольного напитка было отмечено 72,2% респондентов, а пиво – 65,7% (Таблица 1).

 

Таблица 1 – популярность различных видов алкогольных  напитков, % от опрошенных

 

Вид напитка

% от опрошенных в  2008 году

% от опрошенных в  2011 году

Вино 

53,3

72,2

Пиво 

52,6

65,7

Водка

39,3

53,9

Шампанское 

35,8

52,4

Коньяк/бренди

35,2

49,3

Виски

25,1

39,1

Вермут

15,0

16,7

Текила

13,5

15,5

Ром

9,4

17,5

Ликеры

8,8

10,6

Джин

7,0

9,9

Слабоалкогольные коктейли

6,8

8,0

Настойки/наливки

5,8

8,3

Другое 

2,2

2,3

Не покупаю алкогольные напитки

8,5

9,0


 

В среднем каждый из респондентов, покупающих алкогольные напитки, выбирал  по три вида напитков. Лидируют по покупкам в точках розничных продаж (исключая покупки в розлив) вино и пиво – их покупают более двух третей опрошенных.

Вино чаще, чем другие напитки, приобретается в специализированных магазинах. Вместе с тем самым  популярным местом покупки вина остаются продовольственные супер- и гипермаркеты. Более трех четвертей респондентов приобретают его именно там (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Популярность основных розничных каналов продажи  вина, % от опрошенных за 2012 год

 

Частота упоминания специализированных магазинов пока значительно ниже и составляет 34,9%. Обычные продуктовые  магазины для покупки вина посещают 33,8% опрошенных (это чуть меньше, чем в 2008 году). Популярность же покупок вина в магазинах беспошлинной торговли (duty free) практически не изменилась и остается на уровне 17-18%. 
Несмотря на то, что вино становится все более популярным в России, его среднедушевое потребление на порядок меньше, чем в странах, лидирующих по этому показателю. На сегодняшний день Россия не входит даже в топ-25 стран по уровню потребления вина на душу населения. 
Сегмент специализированной сетевой алкогольной розницы, большей частью ориентированной на продажу широкого ассортимента вин, в настоящее время активно развивается, появляются новые игроки, а крупные сети выходят на федеральный уровень. В настоящее время специализированная сетевая розница развивается в нескольких форматах: бутики, продающие элитный алкоголь; винотеки; алкомаркеты с универсальным ассортиментом, фирменные магазины предприятий, производящих алкоголь, фирменные отделы производителей в продуктовых магазинах и сети пивных магазинов (пивомаркетов).

Согласно оценке аналитиков РБК.research, совокупный оборот сетевой алкогольной розницы вырос на 21% в рублевом эквиваленте по итогам 2011 года. Рост был обеспечен увеличением розничных цен и повышением спроса на более дорогие напитки. В 2012 году аналитики РБК.research посчитали темпов прироста сетевой розницы на уровне 25-30% в рублевом выражении, что будет обусловлено ростом розничных цен, повышением акцизов и консолидацией алкогольного рынка.

Популярность специализированных магазинов в Москве несколько  ниже, чем в других городах (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Структура  покупок алкогольных напитков в  специализированной рознице по городам, % от опрошенных

 

Данная тенденция характерна для всех трех основных сегментов  алкогольного рынка: вина, пива и крепкого алкоголя. Отчасти это объясняется большей распространенностью супермаркетов, оттягивающих на себя покупки алкогольных напитков; кроме того, специализированные алкогольные сети в регионах (в том числе фирменные сети производителей) в основном ориентированы на более низкий уровень цен, чем в столице, где большая их часть относится к формату алкогольного бутика. 
В среднем (без учета вида приобретаемых напитков), наиболее активны в отношении покупок в специализированных магазинах жители городов с населением более 1 млн человек. По категории «Вино» наибольшая доля покупок в специализированных магазинах была отмечена в Санкт-Петербурге. 

При выборе магазина для  покупки алкогольных напитков по-прежнему, как и в 2008 году, определяющее значение имеет группа из четырех факторов, которая лидирует со значительным отрывом. Это широта ассортимента, удобное месторасположение, гарантированное качество продукции и доступный уровень цен (таблица 2).

 

Таблица 2 – Факторы, определяющие выбор магазина при покупке алкогольных  напитков

Факторы

% от опрошенных 2008 год

% от опрошенных 2011 год

Гарантированное качество

63,6

68,7

Широкий ассортимент  алкогольной продукции

68,2

65,6

Удобное местоположение

63,7

59

Доступные цены

56,1

57,5

Наличие в ассортименте редких эксклюзивных напитков

17,1

20

Высокий уровень обслуживания

19,4

14,6

Наличие винного бара/дегустация

6,7

3,9

Наличие доставки

-

1,6


 

Причем ассортимент  уступил лидирующие позиции гарантированному качеству, а замыкает группу лидеров  фактор доступности цен. 
Консультации по выбору напитков имеют важность только для каждого десятого покупателя – их востребованность, по сравнению с 2008 годом, снизилась, как и возможность дегустации, – на сегодня она важна для каждого двадцать пятого.

По данным РБК.research, на начало 2012 года на российском рынке работало более 4500 магазинов специализированных розничных сетей по продаже алкогольных напитков и пива. В течение 2009-2011 годов, как уже отмечалось, количество магазинов специализированных сетей по продаже алкоголя выросло почти в 3 раза. Специализированная алкогольная розница развивалась за счет региональных и локальных операторов рынка, которые открыли более 70% новых сетевых магазинов. Некоторые розничные сети вышли на федеральный уровень благодаря экспансии в другие федеральные округа (например, «НормаН», «Отдохни» и другие). При этом фирменные сети производителей в последние 2 года снизили темпы прироста в количественном выражении по сравнению с остальной специализированной розницей. Более медленные темпы развития могут быть обусловлены затруднениями с доставкой и хранением продукции при выходе в другой регион и ужесточением требований к производителям ликеро-водочных изделий.

Доля фирменных сетей  производителей алкоголя составляет чуть более 24% в общем количестве сетевых  магазинов, торгующих алкогольными напитками и пивом. Фирменная розница, как правило, характеризуется небольшими торговыми площадями и не работает в высоком ценовом сегменте. При этом в сегменте фирменных сетей присутствуют крупные игроки-производители, занимающиеся продажами собственной продукции, выручка которых сопоставима или превышает выручку отдельных независимых алкогольных сетей (например, «Башспирт», «Арыш Мае», «Уссурийский бальзам», «Савва Водочников» и другие).

Информация о работе Разработка цепи поставок процесса товародвижения на примере поставки алкогольной продукции