Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:19, доклад
Актуальность использования распределительных центров диктуется нынешними условиями и состоянием рынка логистических услуг. Разработка оптимальных схем перевозок (оптимальных логистических цепочек) является предметом транспортной логистики. Вопрос о создании логистических центров – систем, которые осуществляли бы планирование и организацию рациональной доставки грузов, контроль выполнения согласованного графика перевозки и предоставление соответствующей информации грузовладельцам – назрел.
Министерство путей сообщения в этот период эксплуатировало более 400 относительно крупных грузовых терминалов всех видов: крытые склады для хранения и переработки мелкопартионных грузов, контейнерные площадки, площадки для переработки сыпучих и тяжеловесных грузов.
Рыночные реформы в
России заставили транспортников решительным
образом изменить свое отношение
к терминалам. Наиболее важным симптомом
стал рост доли мелких отправок в грузопотоках,
перевозимых автомобильным
В этих условиях потребность
в грузоперерабатывающих
Естественно, что транспортные
и экспедиционные предприятия, располагающие
терминалами, оказались в весьма
выгодном положении. Приватизация и
разгосударствление практически исключили
государство из сферы управления
использованием терминалов (кроме предприятий
МПС, не подлежащих приватизации, и
крупных терминальных комплексов в
портах), поэтому владельцы используют
имеющиеся мощности по своему усмотрению.
Характерной тенденцией является сдача
складских площадей терминалов в
аренду торговым и посредническим компаниям
для краткосрочного и среднесрочного
хранения их товаров. При сложившейся
на сегодняшний день конъюнктуре
простая сдача склада в аренду
нередко оказывается более
Министерство транспорта
России отдает себе ясный отчет в
том, что развитие терминалов является
необходимым условием формирования
в стране современной транспортной
инфраструктуры. Поэтому одной из
первых программ, разработанных Министерством,
стала Государственная
В основе программы лежит комплекс мер по ускоренному созданию. расширению и реконструкции терминалов, перевалочных и складских комплексов, элементов контейнерной системы, других сооружений транспортно-распределительной инфраструктуры. Программой предусматривается параллельное решение следующих задач:
* терминализации магистральных
перевозок по основным
* технического переоснащения
главных транспортных узлов
* создания внутирирегиональных ( местных) терминальных систем;
* создания системы обеспечения
терминалов и складов
Для реализации программы
предусматривалось привлечение
финансовых ресурсов из наиболее заинтересованных
в реализации программы отраслей
экономики, а также зарубежных инвестиций.
Первоначальные государственные
Реализацию программы "Терминал" намечалось осуществлять в несколько этапов.
На первом этапе предусматривалось проведение комплекса прединвестиционных и предпроектных исследований и разработок и формирование инновационной системы (фонды, корпорации, другие коммерческие структуры), а также создание необходимой правовой базы для стимулирования реализации программы.
На втором этапе за счет
первичных целевых инвестиций должна
была быть реализована серия пилот-
На третьем этапе
Планировалось, что в результате
осуществления программы "Терминал"
будет сооружено и
В Министерстве транспорта было создано подразделение, координирующее на данном этапе реализацию программы "Терминал". Однако практическая реализация программы встретилась с рядом серьезных трудностей.
В результате проведения Правительством
России жесткой бюджетной политики
стартовое государственное
Таким образом, реализация программы "сверху", то есть в рамках единого плана, контролируемого Министерством транспорта и при государственной поддержке, по сути, так и не началась.
Вместе с тем, интенсивное развитие получил процесс создания терминальной системы "снизу". В последние 5-7 лет наблюдается повышенная активность в сооружении терминалов различного назначения крупными государственными и негосударственными предприятиями, заинтересованными в создании собственных эффективных систем производственной логистики. Особенно быстрыми темпами строят собственные терминалы компании, ориентирующиеся на международное сотрудничество, а также фирмы, созданные с иностранным участием.
Постоянно наращивают мощность своих терминалов и наиболее крупные российские международные перевозчики и экспедиторы. При этом четко проявилась тенденция не к строительству новых терминалов "с нуля", а к до-оборудованию и использованию на условиях аренды или совместной эксплуатации высвобождающихся (в основном - в секторе промышленного производства) складских сооружений.
Несомненно, строительство терминалов силами предпринимателей, транспортников и местных властей будет продолжаться во все более широких масштабах - к этому ведет логика развития товарных и транспортных рынков. Исключительно важно, чтобы федеральное Министерство транспорта возглавило этот процесс, скоординировало усилия его участников и добилось реальной государственной поддержки в реализации соответствующих проектов и региональных программ
Одной из первых региональных программ, направленных на создание терминальной системы грузодвижения, явилась программа "Московская региональная система комплексного транпортно-экспедиционного обслуживания "Терминал-Москва", разработанная во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 10 августа 1992 г. N1971-РП.
Программа "Терминал-Москва"
предусматривала поэтапное
Программа включала и комплекс мероприятий по организации мест отстоя прибывающего в город большегрузного автотранспорта и созданию автомобильных терминалов со сферой обслуживания, осуществляющихся во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26 августа 1993 г. N1500 - РП, Постановления Правительства Москвы от 16 сентября 1993 г. N864, а также Распоряжения Мэра Москвы от 25 ноября 1993 г. N681-PM.
С целью упорядочивания процесса грузодвижения, ограничения въезда на территорию г. Москвы большегрузного транспорта были созданы акционерные общества "Московская транспортная компания" и "Терминал - Москва" для привлечения на коммерческой основе инвестиций, в том числе -зарубежных, и ускорения строительства терминалов и площадок для отстоя большегрузного автотранспорта с блоками сервисного обслуживания клиентуры и перевозчиков.
Несмотря на предпринятые со стороны Департамента транспорта и связи Правительства Москвы усилия, практическая реализация Программы "Терминал-Москва", так же как и Российской Программы "Терминал", встретила ряд сложностей.
Прежде всего, так как терминалы предполагалось строить в основном за пределами Московской городской агломерации, потребовалось согласование их размещения с Администрацией Московской области.
Одновременно в 1993 г. "Мособлавтотранс" разработал программу "Терминал" в -Московской области как составную часть федеральной целевой программы "Российская система транспортно-экспедиционного о6служивания ("Терминал").
Учитывая единство региональной транспортной системы, общность социально-экономической структуры .Москвы и Московской области, а также во избежание распыленности инвестиций, нерационального использования земельных ресурсов, в целях снижения затрат на создание объектов терминальной инфраструктуры и достижения общесистемного эффекта, Правительством Москвы, Администрацией Московской области и Министерством транспорта Российской Федерации было принято решение о разработке единой Программы - "Система транспортно-экспедиционного обслуживания Московского региона ("Московский терминал")". Она была разработана с привлечением ведущих специалистов из научно-исследовательских и проектных организаций Москвы и Московской области и получила полное одобрение в 1996 г. на заседании специально созданного при Министерстве транспорта РФ Координационного Совета по разработке и реализации Программы "Московский терминал".
К сожалению, и Программу "Московский терминал", несмотря на большой интерес, проявленный к ней со стороны представителей научных организаций, управленческих структур, финансовых институтов и предпринимателей различного уровня, а также широкий резонанс, который получила Программа в России и за рубежом (неоднократно представлялась на международных выставках и форумах и освещалась в отечественной и зарубежной прессе), в силу ряда причин объективного и субъективного характера постигла та же судьба, что и предыдущие программы создания терминальных систем организации комплексного транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в Российской Федерации и ее регионах. Она так и не получила официального статуса государственной или региональной целевой программы, но тем не менее не потеряла своего значения и реализуется "снизу" в основном коммерческими структурами.
6. Интермодальные технологии организации смешанных перевозок грузов по международным транспортным коридорам
В условиях глобализации экономики,
создания крупных транснациональных
корпораций и интеграции транспорта
ряда государств в мировую транспортную
систему идет интенсивный процесс
формирования международных транспортных
коридоров (МТК), обеспечивающих ускоренное
продвижение крупных
В соответствии с определением группы экспертов комитета по транспорту ЕЭК ООН, под МТК понимается часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
Организация МТК ставит своей целью унификацию национальных законодательств, гармонизацию транспортных систем Востока и Запада, создание международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой технологии перевозок как основы создания глобальных логистических систем и интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.