Риски в логистике, их минимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:21, практическая работа

Описание работы

При логистическом обслуживании товары испытывают множество воздействий в результате производственно-технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно - увеличиваются число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру классифицируемых как логистические. В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный "набор" специфических рисков, но в ЛС, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков. Снижение их величины, сокращение видов зависит от решения ряда прагматических проблем, таких, как, например, определение вида рисков, которые могут возникнуть при выполнении логистических операций или функционировании ЛС.

Файлы: 1 файл

страх транс средств.docx

— 517.28 Кб (Скачать файл)

 

Введение

    При логистическом обслуживании товары испытывают множество воздействий в результате производственно-технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно - увеличиваются число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру классифицируемых как логистические. В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный "набор" специфических рисков, но в ЛС, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков. Снижение их величины, сокращение видов зависит от решения ряда прагматических проблем, таких, как, например, определение вида рисков, которые могут возникнуть при выполнении логистических операций или функционировании ЛС.

   Для построения эффективной системы управления рисками необходимо обозначить сам предмет управления - риск. Существует довольно большое разнообразие определений этого понятия, и очень важен факт его однозначного понимания и документального фиксирования.

   Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации. Необходимо отметить, что в числе основных причин возникновения риска - не только статистическая возможность появления неблагоприятной ситуации, но еще и три других фактора внешней и внутренней логистической среды: неопределенность, случайность, противодействие.

    Риск - вероятность наступления события, влекущего возникновение ущерба.

При перевозке грузы подвержены рискам утраты или повреждения, что  может привести к невыполнению контрактных  обязательств одним из партнеров  в ЛС. Международное и национальное законодательства устанавливают гарантии возмещения подобных убытков. Для получения  более полной защиты собственных  интересов грузовладельцы прибегают  к помощи страховых компаний, чтобы  застраховать свой груз.

   Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

 

 

 

 

1. Риски в логистике,  их минимизация

   В любой практической реализации логистическая система, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и сопряжена с определенным риском.

Надежность является одним  из принципов логистики. Должен быть сведен к минимуму, или вообще нейтрализован, риск функционирования логистической  системы.

    Риск - основное понятие страхования. Под этим термином понимают вероятность возникновения страхового случая, а также примерный размер ущерба от него.

Риск логистической системы  как составляющей части предпринимательства  имеет различные виды.1

1. Коммерческий риск. Выражается  в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества  из-за плохих природных условий,  включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в  связи с хищениями и кражей  товарно-материальных ценностей,  учитывая угон автотранспортных  средств.

4. Экологический риск. Выражается  в ущербе окружающей среде,  например при транспортировке  или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской  ответственности, возникшей в  связи с ущербом, нанесенным  юридическим или физическим лицам  в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических  средств логистической системы.

    Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены работой персонала, занятого в логистическом процессе.

   Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, уменьшать и предотвращать.2

    Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

    Противодействие - намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система "управления риском", которая включает ряд видов деятельности.3

 

График 1. «Структура рисков логистической системы в  России за 2009год»

 

 

1. Идентификация риска

Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов  и возможного ущерб. К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

а) риски, связанные непосредственно  с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включая пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и  т.д.;

б) риски, воздействующие на грузы извне: ДТП, климат, запреты  властей, неплатежеспособность или  банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение груза при хранении, складировании и других операциях на складах и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников;

в) риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом: жертвы аварий, несчастный случай, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.;

г) прочие риски, затраты  на спасение и аварию, ликвидацию последствий, затраты на сюрвейера или юриста и другие затраты.

Эксперты или специалисты  могут идентифицировать грозящие риски  до их появления. Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его  упаковку; средство транспортировки (вид  транспорта, число транспортных средств  и их характеристики); сроки и  продолжительность транспортировки и транспортные пути и т.п.

Идентификация риска позволяет  впоследствии получить количественную и качественную оценку риска - оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном  измерении. Полученные оценки позволяют  разработать организационно-технические  мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации  ущерба и регулирования убытков.

    Выявив и идентифицировав вид риска, необходимо знать последствия управленческих решений, связанных с особенностями проявления риска.

Риск может определяться величиной возможных потерь в  материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в  денежной форме. В относительном  выражении риск определяется величиной  возможных потерь, отнесенной к любой  базе: имущество предприятия; общие  затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).

Среда возникновения: внешний  риск возникает в результате взаимодействия предприятия с рыночными контрагентами; внутренний риск возникает внутри предприятия, вследствие особенностей организации  производства, системы учета и  контроля, принятия решений, подбора  персонала.

Многие риски связаны  со свойствами товара, предъявляемого для логистического обслуживания. Подобные риски можно предотвратить или  уменьшить уже на стадии планирования выполнения контракта. Для этого  иногда полезно соблюдать некоторые  правила:

в контракте присутствуют спецификации (или прилагаются) и  устанавливается финансовая ответственность  за разрыв контракта;

фиксируются условия поддержания  качества товара, согласуются системы  стандартов и образцов, процентное содержание веществ, сертификация качества, безопасность поставки и самого товара;

правильно производится упаковка и маркировка, за нарушение - устанавливается  штраф. 4

2. Условия поставки

Выбор условий контракта.

Подробно рассматриваются  условия формирования цены товара по базисным условиям поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта. За время между моментом подписания контракта и моментом поставки цена может измениться. Поэтому по рекомендации ЕЭК в контрактах устанавливается "скользящая цена".5

Форс-мажорные обстоятельства.

Труднее всего оценивать  и предотвращать риски, которые  возникают в результате форс-мажорных обстоятельств. В качестве таковых  не признаются обычные коммерческие риски - колебания конъюнктуры, изменения  цен, банкротство.

Расторжение контракта.

Подробно и четко фиксируются  условия расторжения контракта - порядок возмещения убытков, выплаты  неустойки, штрафов.

Контракт можно расторгнуть  при следующих обстоятельствах: замена исполнителя, дополнительные соглашения о прекращении обязательств.

Реализация права на расторжение  контракта вследствие нарушения  его условий ограничена - это может  быть только просрочка поставок.6

3. Выбор партнера

Выбор партнера (посредника) в ЛС также позволяет снизить  риски, связанные с незнанием  обстоятельств и условий его  деятельности. Многие западные мониторинговые фирмы советуют в этом случае использовать правило 5 "С":

Характер (character) - репутация в деловом мире, ответственность и готовность выполнить обязательства.

Финансовые возможности (capacity) - способность погасить ссуду, кредит или другой долг за счет текущих денежных поступлений или продажи активов.

Имущество (capital) - величина и структура акционерного и уставного капитала.

Обеспечение (collateral) - виды и стоимость активов.

Общие условия (conditions) - состояние конъюнктуры и другие факторы внешней среды.

    Кроме того, необходимо проверять возможности логистических контрагентов с помощью собственной системы информации или профессиональных систем типа Due Diligence. Информацию о реальном финансовом положении клиента или контрагента можно получить: в Торгово-промышленной палате, банках, отчетах, аудиторских и страховых компаниях, союзах предпринимателей, фондовых и других биржах, консалтинговых компаниях. Подобная информация позволяет значительно снизить риски потерь, связанных с посредниками или партнерами, которых впервые привлекают к участию в логистическом процессе, а также узнать об изменении положения у "давних" контрагентов.7

4. Оценка рисков и определение  ущербов

Способность управлять рисками, т.е. снижать, компенсировать и предотвращать  потери, определяется после выявления  характера риска и получения  его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются  несколько основных подходов и множество  методов.

    Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

на основе логических рассуждений, эмпирически - путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

на основе статистики - путем  изучения статистики потерь с установлением  частоты появления определенных уровней потерь;

экспертно - на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

расчетно-аналитически - путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

    Выбор методов оценки риска чаще всего связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров, сделок и других операций.

    Разнообразные методы оценки риска - от простейших, позволяющих сориентироваться в сложившейся ситуации, до современных математических методов - позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

    Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации, снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

Диверсификация - распределение  инвестируемых средств между  различными объектами вложения капитала в ЛС, которые непосредственно  не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

Информация о работе Риски в логистике, их минимизация