Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:09, курсовая работа
В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
Введение
В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
Логистика является не только
инструментом для достижения конечного
экономического результата, но и средством,
позволяющим развивать
1 Роль логистики в экономике
В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанной с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (информационных и финансовых) потоков от источника сырья до конечного потребителя.
Логистика в экономике может способствовать достижению конкурентных преимуществ как в производстве - через рациональное использование имеющихся мощностей, сокращение запаса оборотных средств, кооперацию, интеграцию, совершенствование календарного планирования, так и в обслуживании благодаря совершенствованию торгового обслуживания, прогрессивной стратегии каналов распределения, более полному удовлетворению потребностей потребителя. Нередко люди понимают под логистикой расходы на транспорт. Между тем, если стоимость перевозки составляет в среднем 4-5% от цены товара, то общие затраты на логистику (а к ним относятся административные, таможенные, складские и прочие) равняются примерно 10-12%. Цена услуг компаний, предоставляющих логистические услуги, зависит от многих факторов:
Так же в цену услуг может входить и плата за риск, то есть неустойка за опоздание, всевозможные повреждения и форс-мажорные обстоятельства, специалисты советуют обращать на это особое внимание и, заключая контракт с логистической фирмой, обязательно оговаривать, какая из сторон оплачивает риск перевозок.
Сегодня говорить о развитии экономики страны без развития логистики не имеет смысла. Развитие логистических систем - следствие ряда глобальных тенденций мирового развития. Важнейшие из них: демографический взрыв, удвоивший население планеты за последние 40 лет; бурный рост промышленного производства, несмотря на мировой финансовый кризис, из которого большинство стран уже вышло или выходит; ускорение технического прогресса и распространение новых наукоемких технологий; выравнивание уровня жизни в пользу новых субъектов экономического развития, до недавнего времени числившихся в ряду развивающихся стран; интеллектуализация производства и управления производственными процессами и обеспечивающими системами.
Современная логистика базируется на интеллектуальных технологиях. Информационно-коммуникационные технологии позволяют обмениваться информацией в режиме реального времени со всем миром и отслеживать спрос и предложения на глобальных рынках, производственные процессы и циклы, инфраструктурные издержки, изменения во внутреннем потреблении и ожиданиях потребителей. Данные надо собрать и систематизировать, чтобы на их основе разработать имитационные модели настоящих и будущих сценариев. Это основа современной интеллектуальной логистики.
Сейчас 50% мирового населения
проживает в больших городах,
в 2050 г. эта цифра достигнет 70%. Во
всем мире города сталкиваются с проблемой:
спрос на услуги и потребление
растет, инфраструктура отстает в
развитии. В США с 1982 по 2001 г. население
увеличилось примерно на 20%, в то
время как загруженность дорог
возросла на 240%. В Москве отставание
в развитии дорожной сети от количества
автомобилей составило около 30 лет.
Вопрос решаем с помощью системы
умных дорог и умных
Интеллектуальная логистика позволяет минимизировать эксплуатационные расходы на товары и сокращать сроки обслуживания клиентов. Сегодня умная дистрибьюторская сеть состоит из нескольких логистических платформ, складов и централизованных услуг, которые благодаря современным транспортным системам позволяют доставлять товар до конечного потребителя в кратчайшие сроки.
В чем специфика ситуации в развитии логистики в России?
Италия, Франция, Германия, Великобритания, Канада, Япония и США на протяжении многих лет были главными действующими лицами мирового производства и международной торговли, но с 1990-х гг. около 3 млрд новых потенциальных потребителей стали частью мировой экономики. Между тем многие страны, до сих пор именуемые развивающимися, в частности Бразилия, Индия и Китай, активно запустили процесс индустриализации с использованием передовых технологий и ввели новые условия конкуренции, которые были недооценены
У России, как и у других европейских государств, незначительный внутренний рынок по сравнению со странами-гигантами Индией, Китаем и Бразилией. Даже если каждый россиянин (включая младенцев и стариков) будет покупать новый сотовый телефон раз в год, рынок мобильников увеличится на 145 млн штук. Это немногим более 5% по сравнению с 2,7 млрд потребителей — жителей названных стран. Когда новые конкуренты начали угрожать нашей конкурентоспособности, кто-то предложил создать барьеры в виде таможенных пошлин. Но здравый смысл восторжествовал, ведь подобная политика могла навредить экспорту. Впоследствии это привело бы к высокому уровню безработицы.
Россия (это касается и стран ЕС) должна иметь в виду три возможных сценария:
1) производить товары и оказывать услуги, которые другие страны пока не в состоянии производить и оказывать;
2) принять перемещение производства и потерю рабочих мест в ущерб уровню жизни своего населения;
3) ускорить модернизацию
производства и логистики,
Первый сценарий — несбыточная
мечта для тех, кто продолжает
надеяться на изменения и собирается
вернуться к привилегии исторического
превосходства. Второй — катастрофичен
и должен быть предотвращен, чтобы
избежать роста безработицы и
увеличения бедности. Третий — единственно
приемлемый для того, чтобы впредь
оказываться на ведущих ролях
в процессе развития мировой экономики.
К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты и методы логистики применяются в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. Высокая стоимость используемых материальных ресурсов, широкая их номенклатура, большое число возможных поставщиков обусловливают привлечение логистических менеджеров к выработке стратегии материалообеспечения предприятия. При выборе вариантов стратегии специалисты-логистики способны рассчитать их эффективность с учетом временных и финансовых затрат на перемещение и хранение материальных ресурсов. Например, эффект от рационализации затрат на транспортировку и хранение может обусловить выбор поставщика, предлагающего материальные ресурсы по более высокой цене, но расположенного на удобных транспортных путях и принимающего на себя обязательства отгружать материальные ресурсы партиями в сроки и размерами, синхронизированными с производственным циклом предприятия-закупщика. Рассмотрение всех возможных вариантов материалообеспечения с учетом транспортных расходов и затрат на хранение материальных ресурсов позволяет оптимизировать совокупные материальные затраты предприятия.
На предприятиях по ходу движения материального потока с ним осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию.
Основу производственно-
Множество производственных
процессов, происходящих на предприятии,
представляет собой совокупный производственный
процесс. Процесс производства каждого
отдельного вида продукции предприятия
называют частным производственным
процессом. В свою очередь в частном
производственном процессе могут быть
выделены частичные производственные
процессы как законченные и
Частичные производственные процессы могут классифицироваться по нескольким признакам: по целевому назначению; характеру протекания во времени; способу воздействия на предмет труда; характеру применяемого труда.
По целевому назначению выделяют процессы основные, вспомогательные и обслуживающие.
Основные производственные процессы - процессы превращения сырья и материалов в готовую продукцию, являющуюся основной, профильной продукцией для данного предприятия. Эти процессы определяются технологией изготовления данного вида продукции (подготовка сырья, химический синтез, смешение сырья, фасовка и упаковка продукции).
Вспомогательные производственные процессы направлены на изготовление продукции или выполнение услуг для обеспечения нормального протекания основных производственных процессов.
Обслуживающие производственные
процессы обеспечивают создание нормальных
условий для протекания основных
и вспомогательных
Объединение основных, вспомогательных, обслуживающих и других процессов в определенной последовательности образует структуру производственного процесса.
Принципы организации производственного процесса
Существуют следующие принципы организации производственного процесса:
Приведенные принципы организации производства на практике действуют не изолированно друг от друга, они тесно переплетаются в каждом производственном процессе. Принципы организации производства развиваются неравномерно - в тот или иной период тот или иной принцип выдвигается на первый план либо приобретает второстепенное значение.
Роль логистики в производственном процессе
Если пространственное сочетание
элементов производственного