Шпаргалка по "Логистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).

Файлы: 1 файл

Основные категории в курсе.docx

— 848.69 Кб (Скачать файл)

Одной из особенностей ТЛ является кооперированное исп-ие подвижного состава всех трех категорий участников процесса продвижения материальных потоков. Генеральной функцией ТЛ является управление мат-ми потоками по всей протяженности лог-их каналов, от источника генерации до места назначения.

Целью ТЛ явл-ся продвижение мат-ых потоков до получателя строго по графику в установленн время, с мин затратами для всех участников товародвижения.

Предмет ТЛ - совокупность задач, связанных с оптимизацией потоковых процессов. Например:

  • оптимизация вида и типа транспортных средств; - совмещение элементов различных транспортных систем.

Нерациональными считаются те грузовые перевозки, которые увеличивают затраты труда и средств по сравнению с затратами рациональной организации транспортировки. К ним относятся следующие виды нерациональных перевозок: - встречные; - чрезмерно дальние; -излишние; - кружные; - повторные.

Встречными называются перевозки, когда на одном и том же транспорте или других видах транспорта однородная продукция перевозится в противоположном направлении. Такие перевозки могут быть явно встречными, когда грузовые потоки одновременно продвигаются в противоположных (встречных) направлениях по одному и тому же участку пути. Чрезмерно дальние перевозки — это те, при которых грузовые потоки поступают в пункты назначения из отдаленных районов при наличии возможности генерации аналогичных потоков из близко расположенных источников. Излишними называются те грузовые потоки, кот.направлены в пункты назначения, где однородная продукция уже имеется в достаточном количестве.  Повторные перевозки, при кот. грузовой поток от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а поступает в промежуточное звено лог-ой цепи (на базу, склад), а оттуда в том же объеме на том же виде транспорта, для передвижения в другие звенья или непосредственно потребителям. Кружными считаются те перевозки, которые осуществляются не по кратчайшим расстояниям.

 

11. ГРУЗ КАК МАТЕР. ПОТОК НА  ТРАНСПОРТЕ

Груз — это опред. пр-ция, а также различн имущество физ. и юр. лиц, к-рое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.

Грузы образуют МПки на транспорте — грузовые потоки. Сов-сть св-в грузов определяет его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения. Данная с-сть наз-ся транспортной хар-кой груза, а в логистике— хар-кой грузового потока.Хар-ка грузового потока включает: режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физ-хим. свойства, габариты, массу, форму предъявления к перемещению и т. д.Данные хар-ки определяют способы тр-ки грузов, погрузочно-разгрузочные технологии, типы и виды ТС, меры техники безопасности и пожарной безопасности. Среди важнейших физ-хим. свойств грузов следует выделить: гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, токсичность, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, к радиационн возд-вию.

Контроль за состоянием груза и тары осуществляется следующ методами:

  • органолептическим (контроль посредством органов чувств).
  • натурным (с исп-ем простых приборов — термометров, весов, угломеров).
  • лабораторным (анализ груза в специальных условиях с использованием реактивов, специальных приборов).
  • комплексным, включающим все элементы перечисленных методов.
  • По физ. состоянию грузы бывают:

1. Тарно-штучные. Они принимаются от грузоотправителя и выдаются грузополучателю по кол-ву мест или штук, указанных в перевозочных документах, или по массе, обозначенной на самом грузе. 2.Навалочные. Грузы этого типа (грунт, песок, щебень, гравий, руда, уголь, силос и т. д.) перевозят и хранят навалом. 3.Порошкообразные. Это материалы с размером частиц 0,05—0,5 мм (цемент, апатитовый концентрат, фосфатная, известковая и доломитовая мука, мука из зерна и т. д.). Часто данные грузы называют пылевидными материалами. 4.Наливные. Это бензин, керосин, дизельное топливо, молоко и пр. Такие грузы перевозят в вагонах-цистернах, бункерных полувагонах, специальных контейнерах.5. Вяжущие грузы. К ним отн-ся: раствор бетона, асфальтобитумн масса и др.6. Опасные грузы. Это особая группа, к которой относят вещества и предметы, которые при транспортировке могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждений ТС, складов, а также гибели, увечья, отравления, облучения или заболевания людей и животных. Опасные грузы подразд-ся на след классы:взрывчатые в-ва;газы сжатые, сжиженные;легковоспламеняющиеся жидкости; легковоспламеняющиеся твердые в-ва, самовозгорающиеся в-ва;окисляющие в-ва;ядовитые в-ва;радиоактивные в-ва;и др. В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности: "Легко воспламеняется", "Загорается от воды", "Дает воспламеняющиеся смеси" и др. Отдельно выделяют понятие негабаритный груз. Оно относится к грузам, размеры к-рого не соответствуют габаритам ж\д подвижного состава, проему грузового люка судна, загрузочного люка самолета и его грузовых отсеков и т. д. Такой груз может повредить путевые сооружения или создать аварийную обстановку в процессе перевозки (н-р, буровое оборудование, комбайны, элементы уникальных строительных конструкций)

    1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ОПЕРАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ

Логистические работы и операции на транспорте:

    1. Маркировка грузов.
    2. Размещение и крепление грузов на подвижном составе.
    3. Погрузочно-разгрузочные работы.
    4. Перевалка.
    5. Пакетирование грузов.

Маркировка грузов. Для осущ-я тр-ки все грузы, принимаемые к перевозке на всех видах транспорта, должны иметь опред. маркировку. Операция маркировки предст. собой нанесение на тару или упаковку грузов знаков, рисунков, надписей, условных обозначений, которые устанавливают порядок их учета и меры по сохранности при тр-ке, хранении, погрузочных работах.

По назначению маркировка груза подразделяется на:

1. Товарную (фабричную). Она содержит наименование изделия и название производителя, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие сведения.

2. Отправительскую. В ней содержится номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе). Например, 18/6.

3. Специальную маркировку. Здесь указывается способ хранения груза и обращения с ним в пути, а также при погрузочно-разгрузочных работах.

4. Транспортную маркировку. Данная маркировка наносится отправителем в виде дроби. В числителе указывается порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, а в знаменателе — число мест данной отправки.

Размещение и крепление грузов на подвижном составе. Груз необходимо распределять равномерно по всей площади подвижного состава. При перевозке разнородных грузов необходимо учитывать их специфичность и не допускать совместную погрузку грузов, распространяющих и поглощающих запахи, пылящих и впитывающих пыль и т.д. При перевозке грузов разной массы наиболее тяжелые грузы укладывают внизу или в передней части ТС.

Погр.-разгруз. работы. Процесс погрузки груза на ТС или его выгрузки состоит из осн. и всп. операций. К осн. операциям относятся: подъем, перемещение и опускание груза, укладка его в кузов (вагон, штабель, судно...), взятие из кузова (штабеля, вагона, судна...). Основные операции являются наиболее тяжелыми и трудоемкими. К всп. операциям относят: накладывание и снятие захватных устройств, направление и оттяжку грузов, крепление грузов, подготовку подвижного состава к погрузочно-разгрузочным работам, скрепление пакетов и т. п. Всп. операции, не являясь тяжелыми, тем не менее относятся к числу трудоемких операций.По способу выполнения погрузочно-разгрузочные работы различают: ручные (немеханизированные); механизированные; комплексно-механизированные; автоматизированные.

Перевалка. Перевалка (перегрузка, трансфер) представляет собой передачу груза с одного ТС на другое с выгрузкой или без выгрузки в склад.

С позиций логистики наиболее эф-ым способом явл-ся перевалка грузов без выгрузки в склад, так как он позволяет значительно ускорить продвижение матер. потоков по логистическим цепям.

    1. ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ

В состав единой транспортной системы страны входят след. виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный.

Ж/Д транспорт. Ж/д тр-т является ведущим по показателям выполняемой перевозочной работы. Это объясняется тем, что ж/д тр-т имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:-возможность сооружения ж/д путей на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим кол-вом промышленных, с/х, торговых и др. пр-й;-высокая провозная и пропускная способность;-осущ-е массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой с/с перевозок грузов;-регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток;-сравнительно высокая скорость движения и более короткие сроки доставки;-высокая степень универсальности.Недостатки:-ограниченное число перевозчиков;-большие капит вложения в матер-технич базу;-выс материалоемкость и энергоемкость перевозок;-низк доступность к конечн точкам продаж;-недостаточно выс сохранность грузов.

Автомоб. транспорт. Автомоб. дороги предст. собой специально оборудованные пути, приспособленные для движения автотранспорта. Достоинства:-большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза "от двери до двери"; -выс скорость доставки, особенно при перевозках грузов на коротк расстояния;-возм-сть выбора максимально коротк расстояний для доставки грузов;-возм-сть перевозки грузов небольш партиями.

Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота.

Водный транспорт. В республике этот вид транспорта в общем объеме грузоперевозок занимает последнее место. Для перевозок используется морской и речной транспорт.

Достоинства (Морской транспорт): возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов при внешнеторговом обороте; морские пути являются естественными путями, поэтому не требуют затрат по их содержанию;высокая пропускная способность, большие объемы перевозок, зависящие в основном от оснащения и развития морских портов;себестоимость перевозки грузов на большие расстояния относительно невысокая.

К недостаткам морского транспорта следует отнести:

  • зависимость от естественно-географических и навигационных условий,
  • необходимость создания и поддержания на морских побережьях сложного высокомеханизированного портового хозяйства.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую  скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.

К речным путям обычно относят улучшенные естественные или искусственные пути сообщения (каналы). Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республики составляет 1798 км. В республике функционирует 10 речных портов, 8 из которых имеют механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск).

Достоинства: большая провозная способность на глубоководных реках; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.

К недостаткам речного транспорта следует отнести:сезонность работы, неравномерность глубины рек, небольшую скорость перевозок, относительно большие сроки доставки грузов, заданное природой направление водных магистралей.

Воздушный транспорт. Как и моря, воздушное пространство представляет собой пути сообщения, которые не требуют никакой искусственной подготовки и затрат на обслуживание. Оно даже более универсально, чем моря и океаны, поскольку все части мира одинаково доступны.

Достоинства: способен доставлять грузы в любых направлениях; наиболее короткие маршруты перевозок; достаточно широкая номенклатура грузов, принимаемых к перевозкам; самый скоростной транспорт.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок; высокая капиталоемкость; зависимость от погодных условий.

Трубопроводный транспорт. Каждый образец данного вида путей сообщения также можно считать уникальным. Система трубопровода совмещает в себе непосредственно путь, транспортное средство и силовые установки (тяговые средства).

Достоинства: надежная бесперебойная подача нефти и газа в любое время; высокая пропускную способность; имеет низкую себестоимость; самый экологически чистый вид транспорта.

Недостаток: высокая степень специализации.

Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать народнохозяйственные и отраслевые транспортные факторы.

К народнохозяйственным факторам относятся:

    • размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направления перевозок и грузопотоков;
    • номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного состава и требования к транспорту по срочности доставки грузов;
    • ритмичность, стабильность производства и потребления.

Информация о работе Шпаргалка по "Логистика"