Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка
Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).
Одной из особенностей ТЛ является кооперированное исп-ие подвижного состава всех трех категорий участников процесса продвижения материальных потоков. Генеральной функцией ТЛ является управление мат-ми потоками по всей протяженности лог-их каналов, от источника генерации до места назначения.
Целью ТЛ явл-ся продвижение мат-ых потоков до получателя строго по графику в установленн время, с мин затратами для всех участников товародвижения.
Предмет ТЛ - совокупность задач, связанных с оптимизацией потоковых процессов. Например:
Нерациональными считаются те грузовые перевозки, которые увеличивают затраты труда и средств по сравнению с затратами рациональной организации транспортировки. К ним относятся следующие виды нерациональных перевозок: - встречные; - чрезмерно дальние; -излишние; - кружные; - повторные.
Встречными называются перевозки, когда на одном и том же транспорте или других видах транспорта однородная продукция перевозится в противоположном направлении. Такие перевозки могут быть явно встречными, когда грузовые потоки одновременно продвигаются в противоположных (встречных) направлениях по одному и тому же участку пути. Чрезмерно дальние перевозки — это те, при которых грузовые потоки поступают в пункты назначения из отдаленных районов при наличии возможности генерации аналогичных потоков из близко расположенных источников. Излишними называются те грузовые потоки, кот.направлены в пункты назначения, где однородная продукция уже имеется в достаточном количестве. Повторные перевозки, при кот. грузовой поток от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а поступает в промежуточное звено лог-ой цепи (на базу, склад), а оттуда в том же объеме на том же виде транспорта, для передвижения в другие звенья или непосредственно потребителям. Кружными считаются те перевозки, которые осуществляются не по кратчайшим расстояниям.
11. ГРУЗ КАК МАТЕР. ПОТОК НА ТРАНСПОРТЕ
Груз — это опред. пр-ция, а также различн имущество физ. и юр. лиц, к-рое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.
Грузы образуют МПки на транспорте — грузовые потоки. Сов-сть св-в грузов определяет его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения. Данная с-сть наз-ся транспортной хар-кой груза, а в логистике— хар-кой грузового потока.Хар-ка грузового потока включает: режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физ-хим. свойства, габариты, массу, форму предъявления к перемещению и т. д.Данные хар-ки определяют способы тр-ки грузов, погрузочно-разгрузочные технологии, типы и виды ТС, меры техники безопасности и пожарной безопасности. Среди важнейших физ-хим. свойств грузов следует выделить: гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, токсичность, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, к радиационн возд-вию.
Контроль за состоянием груза и тары осуществляется следующ методами:
1. Тарно-штучные.
Они принимаются от грузоотправителя
и выдаются грузополучателю по кол-ву
мест или штук, указанных в перевозочных
документах, или по массе, обозначенной
на самом грузе. 2.Навалочные. Грузы этого
типа (грунт, песок, щебень, гравий, руда,
уголь, силос и т. д.) перевозят и хранят
навалом. 3.Порошкообразные. Это материалы
с размером частиц 0,05—0,5 мм (цемент, апатитовый
концентрат, фосфатная, известковая и
доломитовая мука, мука из зерна и т. д.).
Часто данные грузы называют пылевидными
материалами. 4.Наливные. Это бензин,
керосин, дизельное топливо, молоко и пр.
Такие грузы перевозят в вагонах-цистернах,
бункерных полувагонах, специальных контейнерах.5.
Вяжущие грузы. К ним отн-ся: раствор бетона,
асфальтобитумн масса и др.6. Опасные грузы. Это особая
группа, к которой относят вещества и предметы,
которые при транспортировке могут послужить
причиной взрыва, пожара или повреждений
ТС, складов, а также гибели, увечья, отравления,
облучения или заболевания людей и животных.
Опасные грузы подразд-ся на след классы:взрывчатые
в-ва;газы сжатые, сжиженные;
Логистические работы и операции на транспорте:
Маркировка грузов. Для осущ-я тр-ки все грузы, принимаемые к перевозке на всех видах транспорта, должны иметь опред. маркировку. Операция маркировки предст. собой нанесение на тару или упаковку грузов знаков, рисунков, надписей, условных обозначений, которые устанавливают порядок их учета и меры по сохранности при тр-ке, хранении, погрузочных работах.
По назначению маркировка груза подразделяется на:
1. Товарную (фабричную). Она содержит наименование изделия и название производителя, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие сведения.
2. Отправительскую. В ней содержится номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе). Например, 18/6.
3. Специальную маркировку. Здесь указывается способ хранения груза и обращения с ним в пути, а также при погрузочно-разгрузочных работах.
4. Транспортную маркировку. Данная маркировка наносится отправителем в виде дроби. В числителе указывается порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, а в знаменателе — число мест данной отправки.
Размещение и крепление грузов на подвижном составе. Груз необходимо распределять равномерно по всей площади подвижного состава. При перевозке разнородных грузов необходимо учитывать их специфичность и не допускать совместную погрузку грузов, распространяющих и поглощающих запахи, пылящих и впитывающих пыль и т.д. При перевозке грузов разной массы наиболее тяжелые грузы укладывают внизу или в передней части ТС.
Погр.-разгруз. работы. Процесс погрузки груза на ТС или его выгрузки состоит из осн. и всп. операций. К осн. операциям относятся: подъем, перемещение и опускание груза, укладка его в кузов (вагон, штабель, судно...), взятие из кузова (штабеля, вагона, судна...). Основные операции являются наиболее тяжелыми и трудоемкими. К всп. операциям относят: накладывание и снятие захватных устройств, направление и оттяжку грузов, крепление грузов, подготовку подвижного состава к погрузочно-разгрузочным работам, скрепление пакетов и т. п. Всп. операции, не являясь тяжелыми, тем не менее относятся к числу трудоемких операций.По способу выполнения погрузочно-разгрузочные работы различают: ручные (немеханизированные); механизированные; комплексно-механизированные; автоматизированные.
Перевалка. Перевалка (перегрузка, трансфер) представляет собой передачу груза с одного ТС на другое с выгрузкой или без выгрузки в склад.
С позиций логистики наиболее эф-ым способом явл-ся перевалка грузов без выгрузки в склад, так как он позволяет значительно ускорить продвижение матер. потоков по логистическим цепям.
В состав единой транспортной системы страны входят след. виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный.
Ж/Д
транспорт. Ж/д тр-т является ведущим по показателям
выполняемой перевозочной работы. Это
объясняется тем, что ж/д тр-т имеет ряд преимуществ по сравнению с другими
видами транспорта:-возможность сооружения
ж/д путей на любой сухопутной территории
для обеспечения связи с большим кол-вом
промышленных, с/х, торговых и др. пр-й;-высокая
провозная и пропускная способность;-осущ-е
массовых перевозок в сочетании с относительно
невысокой с/с перевозок грузов;-регулярность
перевозок независимо от климатических
условий, времени года, суток;-сравнительно
высокая скорость движения и более короткие
сроки доставки;-высокая степень универсальности.Недостатки:-ог
Автомоб. транспорт. Автомоб. дороги предст. собой специально оборудованные пути, приспособленные для движения автотранспорта. Достоинства:-большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза "от двери до двери"; -выс скорость доставки, особенно при перевозках грузов на коротк расстояния;-возм-сть выбора максимально коротк расстояний для доставки грузов;-возм-сть перевозки грузов небольш партиями.
Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота.
Водный транспорт. В республике этот вид транспорта в общем объеме грузоперевозок занимает последнее место. Для перевозок используется морской и речной транспорт.
Достоинства (Морской транспорт): возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов при внешнеторговом обороте; морские пути являются естественными путями, поэтому не требуют затрат по их содержанию;высокая пропускная способность, большие объемы перевозок, зависящие в основном от оснащения и развития морских портов;себестоимость перевозки грузов на большие расстояния относительно невысокая.
К недостаткам морского транспорта следует отнести:
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.
К речным путям обычно относят улучшенные естественные или искусственные пути сообщения (каналы). Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республики составляет 1798 км. В республике функционирует 10 речных портов, 8 из которых имеют механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск).
Достоинства: большая провозная способность на глубоководных реках; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.
К недостаткам речного транспорта следует отнести:сезонность работы, неравномерность глубины рек, небольшую скорость перевозок, относительно большие сроки доставки грузов, заданное природой направление водных магистралей.
Воздушный транспорт. Как и моря, воздушное пространство представляет собой пути сообщения, которые не требуют никакой искусственной подготовки и затрат на обслуживание. Оно даже более универсально, чем моря и океаны, поскольку все части мира одинаково доступны.
Достоинства: способен доставлять грузы в любых направлениях; наиболее короткие маршруты перевозок; достаточно широкая номенклатура грузов, принимаемых к перевозкам; самый скоростной транспорт.
Недостатки: высокая себестоимость перевозок; высокая капиталоемкость; зависимость от погодных условий.
Трубопроводный транспорт. Каждый образец данного вида путей сообщения также можно считать уникальным. Система трубопровода совмещает в себе непосредственно путь, транспортное средство и силовые установки (тяговые средства).
Достоинства: надежная бесперебойная подача нефти и газа в любое время; высокая пропускную способность; имеет низкую себестоимость; самый экологически чистый вид транспорта.
Недостаток: высокая степень специализации.
Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать народнохозяйственные и отраслевые транспортные факторы.
К народнохозяйственным факторам относятся: