Система информационной поддержки виртуальных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Важная особенность глобального экономического развития в начале XXI-го века заключается в неуклонном переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление постиндустриальной цивилизации тесно связано с формированием единого мирового информационного пространства на базе сети Internet, проникновением процессов информатизации и компьютерной интеграции во все сферы жизни общества, созданием международного рынка информации и управления в дополнение к традиционным рынкам товаров, труда и капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………… 5
1.1 СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................... 5
1.2 УРОВНИ И ПАРАМЕТРЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……….. 6
1.3 ТИПЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ......................................... 7
1.4 ВИДЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧАСТНИКИ……… 9
2. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………… 12
2.1 КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………… 12
2.2 СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………. 15
2.3 АРХИТЕКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ АГЕНТОВ.......... 15
3. ОПЫТ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Логистика курсач.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………   3

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………   5
    1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................   5
    2. УРОВНИ И ПАРАМЕТРЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………..    6
    3. ТИПЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.........................................   7
    4. ВИДЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧАСТНИКИ………    9
  2. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………   12
    1. КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………    12
    2. СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….    15
    3. АРХИТЕКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ АГЕНТОВ..........    15
  3. ОПЫТ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………..    20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….   22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...  23

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………….....  26

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………..  27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Важная особенность глобального экономического развития в начале XXI-го века заключается  в неуклонном переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление постиндустриальной цивилизации тесно связано с формированием единого мирового информационного пространства на базе сети Internet, проникновением процессов информатизации и компьютерной интеграции во все сферы жизни общества, созданием международного рынка информации и управления в дополнение к традиционным рынкам товаров, труда и капитала. Если в традиционном индустриальном (капиталистическом) обществе основными движущими силами являются труд и капитал, то согласно одному из наиболее видных представителей мирового менеджмента П. Друкеру, в посткапиталистическом обществе главную роль будут играть знания и управление.

Сущность «нового экономического порядка», возникающего в информационном обществе, выражается следующим положением: отныне эффективность, конкурентоспособность и процветание компаний зависят не только и не столько от чисто экстенсивных ресурсов (занимаемой территории, количества зданий и цехов, производительности станков и машин), сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема и качества, накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений и возможностей их интенсивного использования.

Постепенно руководители организаций начинают понимать, что  их бизнес будет развиваться только тогда, когда деятельность организации  будет тесно связана с помощью  современных технологий, в том  числе и интернетом. Так появляется понятие «виртуальная организация» или «виртуальное предприятие».

Все это определяет актуальность и новизну темы настоящей курсовой работы, посвященной попытке охарактеризовать деятельность виртуальных предприятий, выявить их признаки, цели и разновидности, а так же определить систему информационной поддержки.

Объектом курсовой работы является деятельность современных  виртуальных предприятий, а предметом  исследования выступают современные  формы организаций, связанные с  использованием новых информационных (сетевых) технологий, в частности интернета.

Целью исследования является анализ системы информационной поддержки  виртуальных предприятии, разработка современных виртуальных форм организаций с использованием интернет-технологий.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи: исследовать понятие виртуальной организации, цели ее создания, разновидности, выявление участников виртуальной организации, типы виртуальных предприятий. Провести анализ системы информационной поддержки виртуальных предприятий.

Научной базой работы послужили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых: Альберта М., Вейла П., Н.И. Геращенко, Г.Я. Гольдштейна, Катаева А.В., А.Манюшиса, Мескона М., Паркинсона С., Патюреля Р, Радугина А.А., Райсса М., Л.Санковой., A.M. Соколовой, Тарасова В., Уткина Э.А., Хедоури Ф., Шингура М.В, и др.

Логика курсовой работы включает введение, основные характеристики виртуальных организаций, анализ системы  информационной поддержки виртуальных  предприятий, заключение, список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Сущность, основные характеристики виртуального предприятия

Еще 5-10 лет назад  неоспоримым достоинством процветающих компаний была их устойчивая организационная  структура. Сегодня она превратилась в основной недостаток, так как не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований динамичного рынка. Качество, к которому так стремились все предприятия, меняется и становится более субъективным понятием, потому что оно формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Основой такого взаимодействия может служить «виртуальный продукт», адаптированный к запросам потребителя. Ярким примером «виртуального продукта» является приобретение компьютера у фирмы-сборщика, когда компьютер собирается по заказу клиента. Раз есть «виртуальный продукт», то должно быть и «виртуальное предприятие». Так, в последние годы наряду с традиционными формами организаций на рынке Запада развиваются и успешно функционируют виртуальные организации. Тенденция увеличения числа команд, функционирующих посредством интернет, постепенно проникает на российский и белорусский рынки. Ведущие менеджеры предрекают виртуальным предприятиям большое будущее.

Виртуальное предприятие - это сетевая, компьютерно-интегрированная совокупность подразделений реальных предприятий, территориально удаленных друг от друга, но реализующих совместные проекты.

Понятие виртуального предприятия  является полностью ориентированным  на заказчика, так как его основные характеристики - быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения потребностей клиента. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий - партнеров вокруг некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности. Необходимо отметить, что создание виртуального предприятия требует решения ряда задач, таких, как:

- выбор критериев и  оценка эффективности предприятий  при их отборе для участия в виртуальном предприятии;

- выбор оптимального  проектного решения по разработке  маршрутных технологических процессов  изготовления гаммы изделий;

- определение оптимальной  производственной структуры виртуального  предприятия для разработки, изготовления и продвижения на рынок конкурентоспособного изделия и др.

Сильные и слабые стороны виртуального предприятия:

Преимущества  виртуального предприятия:

  • скорость выполнения рыночного заказа;
  • снижение совокупных затрат;
  • более полное удовлетворение потребностей клиентов;
  • гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;
  • возможность преодоления препятствий выхода на новые рынки;
  • интеграция лучших средств и опыта различных предприятий;
  • организация по проектам или вокруг ключевых процессов;
  • сочетание принципов децентрализации и централизации в управлении.

Недостатки виртуального предприятия:

  • чрезмерная экономическая зависимость от партнеров;
  • отсутствие социальной и материальной поддержки своих; партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых;
  • опасность чрезмерного усложнения, обусловленная разнородностью членов предприятия, неясности в отношении членства, открытости сетей, самоорганизации.

 

 

 

    1. Уровни и параметры виртуальных предприятий

Новизна виртуального предприятия  проявляется на четырех уровнях:

Стратегический  уровень — виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи. Формируется вокруг возможностей. Основной стратегический ресурс – время. Потребности клиента формируют сами виртуальные организации, предлагая новые возможности.

Структурный уровень — связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и, только на этапе реализации конкретного проекта.

Организационный уровень — построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.

Технологический уровень — бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени.

Для виртуальных предприятий  выделяются следующие ключевые организационные  параметры:

Унифицированная цель: общий взгляд на ценности и цели. Совместное представление о конечном результате в условиях поддержания синхронности операций и директивности;

Независимость членов команды: каждый ее участник, независимо от того, индивидуальный ли он бизнесмен или же представляет компанию, может продолжать поддерживать свое независимое существование наряду с получением доли прибыли;

Добровольная  взаимосвязь, выражающаяся в добровольном объединении партнерских усилий;

Многочисленность  лидеров: каждая персона или группа в бизнес-системе, базирующейся на Сети, обладает особой уникальностью осуществлять содействие в любой точке процесса. При более чем одном лидере система в целом имеет большую гибкость;

Многоуровневость: бизнес-системы Сети оперируют на различных уровнях, т.е. одновременно может осуществляться кооперация между организациями, департаментами и населением.

 

 

    1. Типы виртуальных предприятий

Выделяют семь основных типов виртуальных предприятий:

  1. Сетевые команды - эти команды состоят из участников, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей. Чаще всего они разделены временными, территориальными и организационными границами. Сетевая команда отличается от традиционной организации тем, что состав ее участников постоянно меняется за счет того, что ее члены принимают участие в деятельности предприятия или организации в целом только тогда, когда требуется их мнение как экспертов. Например, группа консультантов из Pricewaterhouse Coopers получает заказ от клиента по анализу и отбору из уже существующих схем организации снабжения наиболее подходящей для клиента за короткий срок. Естественно, что консультанты не могут обладать всем объемом информации, связанной с подобного рода инновациями, но они могут воспользоваться сетью, в которую объединены все партнеры Pricewaterhouse Coopers, и обратиться к ним за помощью или воспользоваться общей базой данных. Это позволяет в короткие сроки предоставить клиенту исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу. NASA использует такую команду для работы над программой создания международной космической станции. Эта команда состоит из большого числа сотрудников NASA, работающих в США и за рубежом, а также поставщиков оборудования и материалов, ученых и корпоративных партнеров. Участники группы присоединяются к сети, когда требуется мнение эксперта в области проектирования или использования космической станции. 
    На фондовом рынке примером виртуальной сетевой организации являются виртуальные торговые площадки (NASDAQ - в США, РТС - в России).
  2. Параллельные команды - они используются для выполнения специальных задач или функций, которые обычная организация неспособна или не желает выполнять. Такого рода команды довольно часто работают удаленно. 
    Параллельные команды отличаются от сетевых однозначно определенным составом участников. Каждый член команды знает своих партнеров. Такие команды обычно собираются на короткий период времени для совершенствования организационных процессов или выявления недостатков ведения бизнеса в организации. Такие команды становятся эффективным инструментом оценки деятельности транснациональных корпораций с учетом глобальных перспектив развития. Например, корпорация Whirlpool использовала виртуальную параллельную команду для разработки рекомендаций относительно глобальной системы поддержки клиентов.
  3. Команды по разработке продуктов или проектов - эти команды тоже могут работать удаленно. Их члены работают над заказом определенное, но достаточно длительное время (от 6 месяцев и дольше). Типичный результат работы такой команды - новый продукт, новая информационная система или новый организационный процесс. Разница между командой по разработке продуктов или проектов и параллельной командой заключается в длительности существования первой и возможности принимать определенные решения, а не только выносить рекомендации. Проектная команда более схожа с сетевой командой: сотрудники принимают активное участие в работе команды только тогда, когда необходимо их мнение как экспертов. Отличие же состоит в том, что в проектной команде обязанности участников строго разграничены и заранее известен конечный результат деятельности.
  4. Рабочие или производственные команды - Такие команды решают текущие задачи, как правило, ведут деятельность в одном направлении, специализируясь, например, на задачах бухгалтерского учета, финансового менеджмента, обучения персонала или научных исследованиях и разработках. Они имеют определенный состав членов и выделяются из общей структуры организации. Большинство команд подобного рода начинают функционировать виртуально, размывая границы пространства и времени. Так, рабочие команды в Отделе информационных систем корпорации NORTEL работают виртуально: члены группы работают удаленно, не проводя ежедневных совещаний. 
    Для разработки систем в корпоративной сети выделены ресурсы, принадлежащие этой команде. При этом в системе отражается прогресс выполнения работы, что позволяет при наличии доступа функционировать как единая команда.
  5. Обслуживающие команды - эти команды изначально строятся распределенными во времени и пространстве. Их задача - сопровождение и обслуживание основной деятельности организации. Служба технической поддержки Anderson Consulting работает круглые сутки. Команды сопровождения проекта расположены так, что когда рабочий день заканчивается, незаконченные дела передаются команде, расположенной в регионе, где рабочий день только начинается. Аналогично функционируют сервисные команды и при финансово-кредитных организациях.
  6. Управленческие команды - виртуальные организации охватывают не только отдельные функции управления, но и всю систему менеджмента. Управленческие команды могут работать эффективно, несмотря на распределение ее участников во времени и пространстве. Хотя участники подобных команд и разделены, они работают в пределах одной организации. Такие компании, как Eli Lilly и Whirlpool, имеют управленческий персонал по всему миру. Как и другие управленческие команды в транснациональных корпорациях, распределенные управленческие команды постоянно взаимодействуют друг с другом, используя системы видеоконференций.
  7. Команды быстрого реагирования - Они стали популярными не только в области разрешения чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, но и в других сферах деятельности, например, в области шоу-бизнеса, тоже могут работать виртуально. Такие команды, как правило, должны немедленно реагировать на чрезвычайные или рисковые ситуации, сенсации и другие отклонения в развитии событий от плана или прогноза. Например, команды обзора погоды в телевизионной информационной программе в Хаствиле (штат Алабама) - пример виртуальной команды быстрого реагирования.

 

 

 

    1. Виды виртуальных организаций и их участники

Существует несколько  позиций, на основании которых различают  виртуальные организации.

Представители первого подхода  выделяют три основных вида виртуальных  организаций:

1)  с централизованным типом управления, при котором один из агентов управляет процессом (уясняет задачу, выдает задания другим агентам, обобщает результаты и принимает решения);

2)  с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между агентами, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;

3)  с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между агентами.

Представители второго подхода, рассматривая возможные варианты организации внешнеэкономической деятельности с использованием интернет-технологий, опираются на классические международные организационно-правовые формы. Указывают следующие группы критериев классификации виртуальных организаций:

1) юридические;

2) географические;

3) хозяйственно-экономические;

4) системно-сетевые.

Выделяются два главных класса виртуальных организаций: виртуальные  корпорации и виртуальные товарищества (партнерства).

Виртуальная корпорация представляет собой электронное объединение  капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:

1) привлечению капитала для выполнения  уникальных проектов или распределению  бизнес-процессов с целью повышения  конкурентоспособности продукции;

2) распределению риска в инвестиционных проектах.

Основная внешнеэкономическая  цель создания виртуальной корпорации - объединение ключевых технологий и опыта партнеров разных стран  для проведения более эффективных  действий на мировом рынке [9].

Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно-интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.

Информация о работе Система информационной поддержки виртуальных предприятий