Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа
Актуальность темы. Важная особенность глобального экономического развития в начале XXI-го века заключается в неуклонном переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление постиндустриальной цивилизации тесно связано с формированием единого мирового информационного пространства на базе сети Internet, проникновением процессов информатизации и компьютерной интеграции во все сферы жизни общества, созданием международного рынка информации и управления в дополнение к традиционным рынкам товаров, труда и капитала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………… 5
1.1 СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................... 5
1.2 УРОВНИ И ПАРАМЕТРЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……….. 6
1.3 ТИПЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ......................................... 7
1.4 ВИДЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧАСТНИКИ……… 9
2. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………… 12
2.1 КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………… 12
2.2 СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………. 15
2.3 АРХИТЕКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ АГЕНТОВ.......... 15
3. ОПЫТ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следующие исследователи читают, что среди важнейших критериев интеграции виртуальных организаций необходимо выделить объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» - виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» - виртуального треста.
В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.
Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.
Виртуальный картель - это компьютерно-интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.
Виртуальный синдикат представляет
собой разновидность
В свою очередь виртуальный
пул означает полученное электронным
путем временное объединение
разных компаний (возможно разных отраслей),
где для вступающих в пул организаций
устанавливаются правила
Виртуальный концерн
предполагает электронное объединение
компаний одной или нескольких отраслей
на основе централизации научно-
Наконец, наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций оказывается виртуальный трест, когда все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Одной из комплексных
форм виртуальных предприятий
Классическая система кооперации (SCM — Supply Chain Management) создается для долгосрочного сотрудничества, имеет относительно стабильную структуру сети и производственную программу (определены исполнители работ и виды производимой продукции на длительный период времени). Основной целью классической кооперации является создание системы взаимодействия предприятий, направленной на повышение качества планирования и управления за счет единых информационных каналов, синхронизацию бизнес-процессов, совместное планирование спроса и запасов. При этом в классической системе кооперации существуют жесткие требования к наличию информационных систем для планирования и управления, а также к одноформатности данных. К недостаткам SCM следует отнести значительные затраты на информационные технологии, высокую степень зависимости от партнеров. Одной из важных тенденций развития SCM является разработка концепции. Общая коцепция виртуального предприятия представлена на рис 1.
Рисунок 1 - Общая концепция виртуального предприятия
Причиной появления концепции
виртуального предприятия является
широкое распространение
Отдельного рассмотрения требует вопрос организационной структуры виртуального предприятия. Общая организационная схема виртуального предприятия представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная схема виртуального предприятия
Следует подчеркнуть, что виртуальное предприятие не является юридическим лицом (юридические функции может выполнять орган координации виртуального предприятия). Между участниками виртуального предприятия, действующими на основе определенных органом координации правил, сохраняются принципы конкуренции (каждое предприятие заинтересовано в получении работы и сохраняет свою активную конкурентную роль в рамках правил виртуального предприятия). Виртуальное предприятие — открытая система, вход и выход из которой определяются самими предприятиями.
Виртуальное предприятие представляет собой своего рода «предприятие над предприятиями». В его рамках может существовать множество логистических сетей, причем одно и то же предприятие может входить в состав различных логистических сетей и виртуальных предприятий. Механизм формирования логистических цепей в виртуальных предприятиях отличается от классической концепции SCM. Логистические цепи возникают динамически из множества альтернативных вариантов под каждый проект. При этом в виртуальных предприятиях нет таких жестких требований к ИТ, как в SCM. Возможно использование интернет-ресурсов координатора, например с помощью ASP-технологии, реализующей модель аутсорсинга (предоставление клиентам необходимых Software на определенный срок на условиях аренды через Интернет).
Концепция аутсорсинга
позволяет избежать существенных затрат
на создание и поддержание предприятиями
собственной сложной ИТ-
Первой стадией создания виртуального предприятия должна стать разработка модели интегрированного информационного пространства. Виртуальное предприятие функционирует на основе общих баз данных (БД) о предприятиях-участниках, их функциональных возможностях и технологических операциях, доступ к указанным БД осуществляется через Интернет.
При организации информационного взаимодействия между предприятиями принципиальное значение имеют используемые классификаторы. Особенно важную роль играет четкая классификация данных на основе единых описательных стандартов.
Функциональное «ядро» виртуального предприятия составляет система оперативного управления, связанная с производственно-экономической системой класса ERP, в которой хранятся и обновляются данные по выполнению отдельных процессов и общая БД, содержащая информацию об агентах — участниках виртуального предприятия (см. приложение А). Функциональное «ядро» отвечает за управление заказами клиентов и определение возможностей их эффективной реализации агентами. Оно связано с системами оперативного управления предприятиями (СОУП), которыми обладает каждый агент виртуального предприятия. Задачей СОУП является управление оперативной информацией о процессах на отдельных предприятиях и снабжение этой информацией систем функционального «ядра», которое находится в ведении «головной организации» (координационного совета).
Одной из главных задач организации производственной кооперации в виде виртуального предприятия является разработка такого интегрированного информационного пространства и системы быстрого управления процессами и координации, которые позволили бы в оперативном режиме осуществлять прием заказа, проверку возможности его выполнения и распределение работ по выполнению данного заказа между отдельными предприятиями — участниками виртуального предприятия.
Одной из главных задач организации производственной кооперации в виде виртуального предприятия является разработка такого интегрированного информационного пространства и системы быстрого управления процессами и координации, которые позволили бы в оперативном режиме осуществлять прием заказа, проверку возможности его выполнения и распределение работ по выполнению данного заказа между отдельными предприятиями — участниками виртуального предприятия.
Рассмотрим пример реализации процесса обработки заказа клиента в виртуальном предприятии в рамках разработанной модели интегрированного информационного пространства и системы оперативного управления процессами и координации. В зависимости от организации виртуального предприятия и собственных желаний клиент может обратиться либо на общий web-сайт данного виртуального предприятия, либо на один из сайтов отдельных предприятий — участников виртуального предприятия. Параметры заказа передаются в систему оперативного управления (СОУ).
Функции СОУ:
– построение комплексных моделей процессов;
– выбор алгоритмов выполнения решения
и оптимизации процессов;
– имитационное моделирование процессов
на основе динамической модели — оперативного
управления с использованием данных об
ассортименте, технологии, загрузки мощностей,
складских запасах, затратах, сроках.
Результатом работы СОУ в данном случае является решение о возможности выполнения заказа с требуемыми параметрами на основе координации ресурсов в виртуальном предприятии. На сайте клиенту выдается ответ о возможности выполнения заказа с его параметрами. Если выполнить заказ в соответствии с требованиями клиента нельзя, ему предлагаются альтернативные варианты (например, изменение срока поставки или стоимости заказа).
Концепции виртуального предприятия на практике могут быть самыми разными: от интернет-площадки до полномасштабной производственной и логистической системы, в которой web-представительство служит связующим звеном между покупателями, продавцами и производителями. На практике концепции виртуальные предприятия отличаются друг от друга как по организационно-функциональному наполнению, так и по видам применяемых информационных технологий.
В Европе был разработан ряд проектов ESPRET для разработки соответствующей архитектуры и поддерживающей инфраструктуру для виртуального предпринимательства, в том числе и для малых и средних фирм. Исследуем систему совместного проектирования и производства для виртуальных организаций CDMS (Collaborative design and manufacturing system), описывается архитектура агента для реализации таких виртуальных организаций в CDMS, представлен пример совместного планирования нескольких предприятий. Виртуальная организация в CDMS имеет следующие характеристики:
- она отлична от «физической» организации;
- она обычно открыта и динамична;
- она перестраивается по конфигурации и масштабу;
- она распределена географически;
- она состоит из
гетерогенных компонентов (
- требуются механизмы координации для обеспечения стабильности системы.
В CDMS вводятся блоки медиаторов
для объединения различных
Информация о работе Система информационной поддержки виртуальных предприятий