Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 17:15, курсовая работа
Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуск к потребителю. Все множество разнообразных складов делят на две основные группы:
-- склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
-- склады на участке движения товаров народного потребления.
ВВЕДЕНИЕ 2
СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ 5
ФУНКЦИИ СКЛАДОВ 7
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ 8
ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ 12
ВНУТРИСКЛАДСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА 17
Складирование и хранение 17
СИСТЕМА СКЛАДИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ СКЛАДА 19
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СКЛАДА 24
Комиссионирование или система комплектации 24
Обработка информации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
ВВЕДЕНИЕ 2
СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ 5
ФУНКЦИИ СКЛАДОВ 7
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ 8
ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ 12
ВНУТРИСКЛАДСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА 17
Складирование и хранение 17
СИСТЕМА СКЛАДИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ СКЛАДА 19
ОБОРУДОВАНИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СКЛАДА 24
Комиссионирование или система комплектации 24
Обработка информации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
В рамках данной работы я рассматриваю следующие вопросы:
* склады, их определение и виды;
* функции складов;
* краткая характеристика складских операций;
* грузовая единица -- элемент логистики;
* внутрискладская транспортировка;
* схема складирования;
* оборудование по обслуживанию склада;
* обработка информации;
* показатели эффективности склада при механизации.
Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуск к потребителю. Все множество разнообразных складов делят на две основные группы:
-- склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
-- склады на участке движения товаров народного потребления.
Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.
Изучая следующий вопрос, узнаем, какие комплексы работ выполняются на складах различных видов, продолжая тем самым формировать у себя целостное представление о системе, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
В следующем разделе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как одного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем более развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации материалопроводящей цепи в существенной степени зависит от развития логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.
Третий вопрос работы посвящен складским операциям, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов.
Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые предназначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать -- узнаем из четвертого вопроса работы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего элемента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.
Следующий раздел работы посещен внутрискладской транспортировке грузов между различными зонами склада. Основным принципом рационального складирования является эффективное использование объема зоны хранения и размещения складского оборудования. Этот раздел рассматривает процессы складирования и хранения грузов на складе.
Далее, раздел посвященный системе складирования как основе рентабельности склада. Немного углубившись в тему я рассматриваю складские подсистемы, их элементы, а так же последовательность выбора рациональной системы складирования и схему системы складирования. Так же взаимосвязь общей направленности склада в логистической системе и направленность его технического оснащения. Я считаю, что без этого вопроса невозможно понять потребностей склада в механизации.
В седьмом разделе я вплотную подошла, собственно, к теме работы. Здесь рассматривается оборудование для конкретной подсистемы склада. Рассмотрим схему системы комплектации и управление перемещением груза внутри склада, а так же информационное обеспечение склада.
В заключительной части работы описана методика расчета эффективности использования складского пространства при установке конкретных видов оборудования. Экономический показатель дает возможность оценить затраты, связанные с приобретением механизированных устройств для склада и их эксплуатации.
Склады это -- здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза грузи с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со сметанным или с универсальным ассортиментом.
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
-- временное размещение и хранение материальных запасов;
-- преобразование материальных потоков;
-- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В предыдущем параграфе показано, что функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций.
В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:
- разгрузка транспорта;
- приемка товаров;
- размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
- отборка товаров из мест хранения;
- комплектование и упаковка товаров;
- погрузка;
Остановимся на характеристике отдельных операций.
Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом.
Разгрузка -- логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза.
Погрузка -- логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами приведены на рис. 1.
Рис - 1. Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами: а, б, в -- механизированным способом;
г, д -- с помощью средств малой механизации
Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.
Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товаросопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.
Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Некоторые способы укладки грузов на хранение приведены на рис. 2.
Следующая операция - отборка товаров из мест храпения может производиться двумя основными способами:
- отборка целого грузового пакета:
- отборка части пакета без снятия поддона.
Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. На рис. 66г изображена операция отборки с помощью средств малой механизации, на рис. 2 а, б, в - механизированная отборка.
В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статистическими.
Другой вариант отборки реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.
Рис. 2. Выполнение различных операций в зоне хранения:
а, б, в -- механизированным способом;
г - с помощью средств малой механизации
Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5.
Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 -- 24 м, но может достигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м.
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица -- некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Грузовая единица -- это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
- размеры грузовой единицы;