Складская логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуск к потребителю. Все множество разнообразных складов делят на две основные группы:
-- склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
-- склады на участке движения товаров народного потребления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ 5

ФУНКЦИИ СКЛАДОВ 7

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ 8

ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ 12

ВНУТРИСКЛАДСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА 17
Складирование и хранение 17

СИСТЕМА СКЛАДИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ СКЛАДА 19

ОБОРУДОВАНИЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СКЛАДА 24
Комиссионирование или система комплектации 24
Обработка информации 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ЛИТЕРАТУРА 29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.rtf

— 2.99 Мб (Скачать файл)

- способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 3).

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 4.

 


Рис. 3. Принципиальная схема использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса

 

Способность   грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование -   это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

-   сохранность продукта на пути движения к потребителю;

- возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

 


Рис. 4. Примеры размещения транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм (в плане):

а) тары прямоугольного сечения;

б) тары круглого сечения

 

максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

-    возможность перегрузки без переформирования;

- безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень сохранности грузов.

Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов (рис. 5). В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Рис. 5. Повышенная устойчивость грузового пакета,

обандероленного термоусадочной пленкой

 

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.

Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда.

При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3 - 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

 

 

ВНУТРИСКЛАДСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА

 

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

 

Складирование и хранение

Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования -- эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс складирования и хранения включает:

а) закладку груза на хранение,

б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого    условий,

в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.

 

Рациональное осуществление логистического процесса на складе -- залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

  • рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
  • эффективного использования пространства при расстановке;
  • использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
  • минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
  • осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
  • максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информации, и т.д.

 

 

СИСТЕМА СКЛАДИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ СКЛАДА

 

Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете основным критерием выбранной общей концепции.

Система складирования  предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.).

Разработка схемы складирования основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:

-- складируемая грузовая единица,

-- вид складирования,

-- оборудование по обслуживанию склада,

-- система комплектации,

-- управление перемещением груза,

-- обработка информации,

-- «здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).

 
Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов (Таб. 1).

При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентоспособных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

  1. определяется место склада в логистической цепи и его функции;
  2. определяется общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
  3. определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
  4. выбираются элементы каждой складской подсистемы;
  5. создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
  6. осуществляется предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех технически возможных;
  7. проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентоспоосбного варианта;
  8. осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Складируемая единица

Вид склади-рования

Оборудование по обслуживанию склада

Комиссио-нирование

Управление перемещением груза

Обработка информации

«Здание»

Плоский поддон

Складирование на полу

Тележка

С мест хранения

В ручную

В ручную

Склад под открытым небом

Ящичный поддон

Складирование в блоках

Транспортер

непрерывного

действия

В зоне комплектации

В местном режиме

В пакетном режиме

Плоский обычный склад

Стоечный поддон

Складирование в полочных стеллажах

Вилочная электротележка

Централизованная отборка

В дистанционном режиме

В режиме реального времени

Высотный

плоский

склад

Кассета

Складирование в высотных полочных стеллажах

Фронтальный электропогрузчик

Децентрализованная отборка

Непосредственно с компьютера

Складе высотной зоной хранения

Складирование в проходных стеллажах

Электроштабелер поводковый

Динамическое

исходное

положение

Многоэтажный склад

Складирование в гравитационных стеллажах

Электроштабелер с подъемной кабиной

Статическое

исходное

положение

Склад со стеллажно-несущей конструкцией

Складирование на элеваторных стеллажах

Электроштабелер для высотных стеллажей

Одномерное перемещение

Складирование на элеваторных стеллажах «Патерностер»Складирование на циркулирующих стеллажах

Кран-штабелер межстеллажный

Двухмерное перемещение

Конвейерное складирование

Вручную

   

Механическое


 

Таблица 1. Схема систем складирования 

 

Определение места склада в логистической системе и общая направленность его технической оснащенности

Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада.

Склад встречается в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).

1) Склады в области снабжения, с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:

  1. склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;
  2. склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ.
  3. Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.
  4. Склады распределительной логистики, основное назначение которых -- преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.
  5. Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.
  6. Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют запасы с очень широкой номенклатурой груза и неравномерной оборачиваемостью (иногда сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, и, возможно, даже с ручной комплектацией.

Информация о работе Складская логистика