Тенденции развития современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития современной экономики свидетельствуют о возрастающей роли логистики, которая в условиях роста конкуренции, снижения информационных барьеров и глобализации становится одной из важнейших составляющих стратегического развития предприятий. Значимость стратегического планирования в логистике обусловлена возможностью разработки стратегических программ развития предприятий, нацеленных на оптимальную организацию потоковых процессов и повышение их конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение 3
1. Организация материально-технического обеспечения производства 5
1.1 Сущность и классификация материально-технического снабжения предприятия 8
1.2 Структура и функции материально-технического обеспечения на предприятии 9
1.3 Организация снабжения подразделений (цехов и участков) предприятия 13
1.4 Управление материальными ресурсами 15
Расчетная часть 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание

Введение

3

1. Организация материально-технического  обеспечения производства

5

1.1 Сущность и классификация  материально-технического снабжения  предприятия

8

1.2 Структура и функции материально-технического  обеспечения на предприятии

9

1.3 Организация снабжения подразделений (цехов и участков) предприятия

 

13

1.4 Управление материальными ресурсами

15

Расчетная часть

18

Заключение 

31

Список использованной литературы

33

Приложение

34

    

Введение

     Тенденции развития  современной экономики свидетельствуют о возрастающей роли логистики, которая в условиях роста конкуренции, снижения информационных барьеров и глобализации становится одной из важнейших составляющих стратегического развития предприятий. Значимость стратегического планирования в логистике обусловлена возможностью разработки стратегических программ развития предприятий, нацеленных на оптимальную организацию потоковых процессов и повышение их конкурентоспособности. Методологический аппарат логистики доказал универсальность своего использования в оптимизации потоковых процессов во всех сферах национальной экономики. Интегрированное логистическое планирование способствует повышению экономической устойчивости компаний на рынке за счет логистической координации, позволяющей найти компромиссы между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить ее интегрированное взаимодействие с внешней средой. В современных условиях одной из основных проблем отечественных предприятий является отсутствие логистических стратегий, предназначенных для интегрированного управления цепью поставок с целью оптимизации ресурсов компаний. Зарубежный опыт показывает, что ведущие мировые компании акцентируют свою деятельность на стратегической логистике, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, логистических посредников и потребителей. Процесс выработки логистических стратегий должен основываться на тщательном изучении всех возможных альтернатив развития компании и заключаться в выборе приоритетных направлений деятельности, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и уровня логистического сервиса. При этом выбор стратегических направлений деятельности компаний должен смещаться от конкуренции на основе низких издержек и уникальных свойств товаров и услуг к стратегиям, основанным на близости к потребителям и формировании логистических сетей.

      Снабжение играет  важную роль в достижении стратегических  целей компании, направленных на  постоянное улучшение обслуживания  потребителей, рост качества и  конкурентоспособности товаров и услуг. К основным целям логистики снабжения можно отнести: обеспечение непрерывных потоков товаров и услуг в организацию; формирование рациональной базы поставщиков; минимизацию совокупных затрат в процессе снабжения; обеспечение высокого качества обслуживания потребителей. Перечисленные цели носят, безусловно, стратегический характер, для достижения которых одной из приоритетных задач логистики снабжения становится управление внешними для компании источниками снабжения, что требует определения наиболее успешных форм взаимодействия с партнерами и выработки стратегии управления выбранными формами. Исследованиями последних лет доказано, что фирмы со стратегическим подходом к материально-техническому обеспечению имеют более высокий уровень кооперации с поставщиками. В случае реализации стратегий снабжения цели логистической стратегии будут достигнуты путем решения комплекса задач по усилению межфункциональной и межорганизационной интеграции. Использование логистического потенциала в сфере стратегического планирования процессов снабжения приводит к оптимизации количественных и качественных параметров потоковых процессов. В настоящее время необходимо понимание того факта, что качественное удовлетворение требований потребителей является непременным условием выживания бизнеса.

     Для отечественных  компаний, существующие исследования  опыта стратегического управления  снабжением в России затрагивают  пока лишь отдельные аспекты:  организацию системы закупок,  взаимодействие отделов продаж  и закупок, факторы выбора поставщиков и управление взаимоотношениями с партнерами и т.п.

     Цель данной работы - оценка и анализ поставщиков  предприятия по результатам работы  для принятия решения о продлении  договорных отношений с одним  из них.

     1. Организация материально-технического обеспечения производства

 

 

     Современное производство  представляет сложный процесс,  функционирующий при постоянном  и своевременном его обеспечении  средствами производства (сырьем, материалами,  топливом, электро- и теплоэнергией,  машинами и оборудованием), необходимыми для изготовления продукции, оказании услуг или выполнения других работ.

     Предприятие на основе  изучения конъюнктуры рынка, возможностей  потенциальных партнеров, информации  о движении цен организует  материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.

     В условиях рынка  важное значение имеет закупка  наиболее экономичных видов сырья  и материалов, ресурсосберегающей  техники, обеспечение сохранности материальных ценностей, вовлечение в оборот промышленных отходов и вторичного сырья. Все организационные и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает соотношение между спросом и предложением, виды и уровень рыночных цен, размеры наценок на услуги снабженческо-сбытовых организаций [2].

     Обеспечение предприятия  материально-техническими ресурсами  включает: определение текущей и перспективной потребности во всех видах материальных ресурсов; поиск наиболее выгодных поставщиков и заключение с ними договоров; организацию доставки сырья и материалов на предприятие; входной контроль их качества; приемку и хранение на складах; подготовку материалов к производственному потреблению, учет и контроль за экономным расходованием материально-технических ресурсов. Выполнением отдельных функций по расчету потребности в материалах и закупке некоторых из них занимаются некоммерческие подразделения: инструментальный отдел, отдел главного механика, транспортный и т.д.

     Управление материально-техническим  обеспечением осуществляется:

* отделами материально-технического  снабжения на предприятиях;

* товарными биржами, которые  представляют особый вид постоянно-действующего оптового рынка материально-технических ресурсов со свободным ценообразованием и действуют на основе «Закона о товарных биржах», принятом в 1992 г. Характерными чертами товарной биржи являются: осуществление купли-продажи не товаров, а контрактов на их поставку; свободная купля и продажа контрактов, единые биржевые правила торгов. На открытых товарных биржах участие принимают свободные посетители, на закрытых — участвуют только биржевые посредники;

* на аукционах, где продажа с публичного торга осуществляется на основе конкурса покупателей, при котором товары предварительно выставляют для осмотра;

* на ярмарках, представляющих крупный  периодический рынок, доступный  всем отраслям, предприятиям, организованный  в определенном месте и времени для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам. Они бывают сезонные, универсальные, межгосударственные, отраслевые, региональные;

* на выставках, предусматривающих  демонстрацию товаров, при которое  заключаются товарные сделки на поставку продукции;

* на основе бартерных сделок, представляющих безвалютный, но  оцененный и сбалансированный  обмен товарами, оформляемый единым  договором (контрактом);

* по клирингу, представляющему  систему безналичных расчетов  за товары, основанную на взаимном зачете встречных требований и обязательств.

     В рыночных условиях  материально-техническое обеспечение  производства осуществляется преимущественно  на основе свободной купли-продажи  материальных ресурсов с использованием  механизма оптовой торговли.

     Оптовая торговля  – это способ реализации продукции  (товаров) в больших количествах  (оптом) для обеспечения производственного  потребления или с целью последующей  перепродажи. Оптовая торговля  организуется по прямым договорам  между изготовителями и потребителями, а также по договорам с посредниками. Преимущества ее заключаются в следующем: упрощается схема материально-технического снабжения, вместо нескольких звеньев остается только «потребитель-изготовитель»; для потребителя появляется возможность выбора лучшей продукции, по более низким ценам и наиболее надежных поставщиков; существенно сокращаются сроки выполнения заказа и получения ресурсов; оптимизируются размеры и структура запасов товарно-материальных ценностей; предприятия избавляются от сверхнормативных запасов ресурсов, что благоприятно сказывается на их экономическом положении; можно получить объективную информацию о рынках, товарах, конкурентах, ценовой политике [10].

     Выполняя функции  снабжения, предприятие взаимодействует  с многочисленными предприятиями и организациями, что требует финансового и правового обеспечения. Поэтому коммерческая деятельность включает работу финансовой и юридической службы предприятия, а также транспортное обслуживание поставок.

     Снабжение и сбыт  осуществляется на внутреннем и внешнем рынках. Работа на внешнем рынке требует соблюдения мировых стандартов, которые устанавливают единый подход к договорным условиям, регламентирующим отношения между покупателями продукции и ее поставщиками.

     Современное производство потребляет большое количество разнообразных видов материально-технических ресурсов. Внедрение автоматизированного управления материальными ресурсами привело к созданию научно-обоснованной системы их классификации и кодирования, на основании которой разработан единый классификатор продукции. Его применение облегчает оперативное заключение договоров, контроль за поставками, прием материалов, их хранение [6].

    

     1.1  Сущность и классификация  материально-технического снабжения  предприятия

 

 

     Служба (отдел) материально-технического  снабжения представляет собой  организационно-структурное подразделение  предприятия, в обязанности которого  входят поставка на предприятие  основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов.

     В состав звеньев системы материально-технического  снабжения входят отдел материально-технического  снабжения и находящиеся в  его подчинении снабженческие  склады.

     Характерными видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, определение потребности предприятия в материалах, организация складского хозяйства и системы обеспечения цехов средствами производства.

     Классификация материалов. Современные  предприятия испытывают потребность  в разнообразных материалах широкой  номенклатуры и ассортимента. С  целью удешевления производства, поиска новых материалов, позволяющих улучшить свойства и качество продукции, оздоровления условий производства на предприятии необходимо осуществлять классификацию и индексацию используемых материалов. Эта работа нужна и для совершенствования системы оперативного и бухгалтерского учета [5].

     В основе классификации лежит  группировка материалов по однородности  характерных признаков с последующим  распределением на разделы, подразделы, виды и т.д. Каждому из разделов  присваивается соответствующий  индекс по десятичной системе.

     Классификация осуществляется в виде таблиц, в которых каждому разделу присвоен индивидуальный индекс классификатора, со ссылкой на технические условия, стандарты или сертификаты, с указанием цены продавца и цены приобретения.

     Цена продавца представляет собой цену поставщика и указывается им при заключении договора-поставки. Цена приобретения включает цену продавца, а также все расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов, — наценку посреднических организаций, транспортные тарифы, затраты по доставке грузов на склады предприятия и цехов [4].

    

     1.2 Структура и функции материально-технического  обеспечения на предприятии

 

 

     Решая задачу обеспечения, работники  органов снабжения должны изучать  и учитывать спрос и предложение  на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.

     Содержание функций органов снабжения предприятия включает три направления.

     1. Планирование, которое предполагает:

     * изучение внешней и внутренней  среды предприятия, а также  рынка отдельных товаров;

     * прогнозирование и определение  потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

     * оптимизацию производственных  запасов;

     * планирование потребности материалов  и установление их лимита на  отпуск цехам;

     * оперативное планирование снабжения.

     2. Организация, которая включает:

     * сбор информации о потребной  продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и  т. п;

     * анализ всех источников удовлетворения  потребности в материальных ресурсах  с целью выбора наиболее оптимального;

     * заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

     * получение и организацию  завоза реальных ресурсов;

     * организацию складского  хозяйства, входящего в состав  органов снабжения;

     * обеспечение цехов,  участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

     3. Контроль и координация  работы, в состав которых входят:

     * контроль за выполнением  договорных обязательств поставщиков,  выполнение ими сроков поставки  продукции;

     * контроль за расходованием  материальных ресурсов в производстве;

     * входной контроль  за качеством и комплектностью  поступающих материальных ресурсов;

Информация о работе Тенденции развития современной экономики