Теоретические основы планирования, учета и анализа логистических издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе учета, планирования логистических издержек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификация издержек в логистике;
выявить методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации;
провести анализ и планирования и учета логистических издержек на примере ООО «Авангард-Н»;

Файлы: 1 файл

логистика.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

В 2013 году уровень издержек обращения составил 27,99% к обороту, в 2012 году соответственно 31,02%, то есть уровень издержек обращения увеличился на 3,03% к обороту. Относительная сумма роста составила 3160,6 тыс. руб., абсолютная – 19191 тыс. руб.

По данным таблицы видно, что постоянные издержки обращения, которые не зависят об объемов деятельности розничных торговых предприятий, увеличились на 1,7%, что в сумме составляет 6746382,3 млн. руб.

Транспортные расходы занимают наиболее значительный удельный вес во всех расходах и колеблются в зависимости от того, был ли завоз товаров извне края. В предшествующем 2012 г. из-за отсутствия оборотных средств, практически все товары для реализации приобретались на оптовых предприятиях г. Якутска. Поэтому сумма транспортных расходов была незначительной, всего 2201 тыс.руб., или их доля составила 7,23% всех расходов. В 2013 г. закупки товаров оптовыми партиями из центральных городов России увеличили транспортные расходы до 2432 тыс.руб., а повышение их доли до 7,52%. Размер изменения уровня транспортных расходов составил 0,31%, темп изменения 15,35%. Сумма абсолютного изменения составила 231 тыс. руб. Увеличение уровня расходов происходило интенсивнее, чем суммы оборота (110,5%), что и послужило росту затрат на 0,31%. Относительное отклонение по данной статье составило 323,4 тыс.руб.

Необходимо определить размер влияния тарифов на транспортировку груза:

Тр – То = 2432 – 1737,1 = 694,9 тыс.руб. или 0,67 % (694,9/ 104310 * 100).

Рост тарифа на транспортировку груза увеличил транспортные расходы в 2013 году на 0,67%. Отсюда сумма прочих факторов, повлиявших на величину транспортных расходов, будет равна в 2013 году 1737,1тыс.руб. (2432 – 694,9) = 1737,1)

Таким образом, произведя анализ издержек предприятия» в разрезе статей затрат выявлено, что в 2008 году по сравнению с предшествующим периодом, уровень издержек обращения увеличился по таким статьям как транспортные расходы, на аренду и содержание помещения, оплату труда работников, налоги и сборы. По остальным расходам наблюдается снижение.

Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО «Логистик» включены в основном в заработную плату водителей – экспедиторов.

Таблица 3 – Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО «Аавнгард-Н»

Показатели

2012 г.

2013 г.

Изменение, ±

Заработная плата водителей – экспедиторов, тыс. руб.

990

1092

110,3

ГСМ и запчасти, шины, тыс. руб.

1205

1456

120,8

ТО и ТР, тыс. руб.

64

71

110,9

Итого, тыс. руб.

2259

2619

115,9


 

Экспедиционные издержки в транспортных затратах в 2012 г. составили 2259 тыс. руб., из них наибольшую долю занимают ГСМ, или 53, 3%, затем заработная плата водителей – экспедиторов (43,8%). В 2013 г. 2619 тыс. руб., из них наибольшую долю занимают ГСМ, или 55,6%, затем заработная плата водителей – экспедиторов (41,7%).

Экспедиционные издержки в виде заработной платы в транспортных затратах в в 2012 г. увеличены по сравнению с 2013 г. на 10,3%. Количество водителей в 2013 г. составило 6 человек.

Повышение конкурентоспособности ООО «Авангард-Н» возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если были бы разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Повышая уровень логистического сервиса, несет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, снижая уровень логистического сервиса, теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями. Затраты на сервис и потери на рынке от его снижения - категории однокачественные. Добиться значения их суммарного минимума – значит найти оптимальный для данных условий уровень логистического сервиса. Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и 30% другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

 

2.2. Основные способы учета и планирования издержек на предприятии

 

Анализ показал, что объем транспортных издержек в общей доле издержек предприятия растет, несмотря на общее сокращение издержек. Предприятию необходимо оптимизировать логистическую деятельность в области транспортной и распределительной логистики.

Распределительная логистика – обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

  • планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
  • управление товарными запасами;
  • получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;
  • комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
  • организация рациональной отгрузки;
  • управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
  • планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат (издержки) на их выполнение. Основная часть логистических затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

  • подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
  • системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
  • системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

  • планирование процесса реализации;
  • организация получения и обработки заказов;
  • организация сети складов;
  • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль транспортирования;

Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия связанные с:

  • созданием единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);
  • экономическим объединением производства и сбыта;
  • выработкой оптимальных схем складирования и пополнения запаса.

Транспортная логистика решает вопросы управления материальными потоками на транспортных участках и изучает транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:

  • специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования);
  • транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий).

Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяется при любых перевозках.

При анализе транспортных расходов необходимо применять метод линейного программирования. Этот метод используется там, где невозможно выбрать оптимальное решение из нескольких альтернатив при определенных ограничивающих условиях. Транспортная задача является типичной для решения с помощью методов линейного программирования. Ее целью является минимизация грузооборота и транспортных расходов при доставке товаров от поставщика к покупателю.

 

2.3. Оптимизация логистических затрат на предприятии

 

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей содержатся в оптимизации управления материальными потоками.

Применение логистики позволяет:

  • сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
  • снизить транспортные расходы;
  • сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. В общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно производство составляют в среднем от 2% до 5%.

Таким образом, свыше 95% времени оборота товаров в ИП приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникнет также от снижения транспортных расходов. Для этого необходимо в оптимизировать движение транспорта, согласовать графики, сокращать холостые пробеги, улучшать другие показатели использования транспорта. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образует следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики – сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость Совокупный экономический эффект от использования логистики превысит сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей.

Проведенный анализ показал, что транспортные расходы имеют большой удельный вес в общей сумме издержек обращения. Поэтому их анализ важен при оценке затрат. Эта статья относится к переменным издержкам и увязывается с изменением товарооборота. В анализе расходов по этой статье выделяют влияние следующих факторов:

  • объём товарооборота;
  • структура товарооборота;
  • среднее расстояние перевозок;
  • изменение тарифов на транспортные услуги;
  • организация доставки товаров.

Влияние большинства факторов на транспортные расходы измеряют традиционными методами.

Для оптимизации анализа издержек обращения на предприятии надо выделить центры финансовой ответственности. Центр финансовой ответственности (ЦФО) – подразделение компании, менеджер которого контролирует определенные ресурсы (затраты, прибыль, инвестиции) и несет персональную ответственность за выполнение бюджетных показателей.

Прежде чем внедрять учет по ЦФО, необходимо оценить риски и эффект от его введения. Распределение ЦФО должно совпадать со сложившейся организационной структурой на предприятии, при этом более целесообразно руководствоваться функциональными признаками и ресурсами, которыми наделено структурное подразделение. К ним в частности относятся:

1. Особенности технологических процессов.

С учетом данного признака ЦФО создается на основе существующего технологического процесса. Это позволяет объединять несколько структурных подразделений в один ЦФО или, наоборот разделять подразделение на несколько ЦФО. Последнее дает возможность более точно распределить затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, работой вспомогательных рабочих, и как результат получить более точную информацию о себестоимости продукции.

2. Возможность получения необходимых  данных по структурному подразделению.

В соответствии с этим признаком структурное подразделение должно располагать специалистами и инструментарием для формирования плановых и фактических показателей.

3. Наличие разных уровней иерархии  в организации.

В зависимости от сложности организационной структуры имеет смысл рассмотреть комбинированную систему ЦФО, основанную на соподчиненности структурных подразделений компании.

Однако структурные подразделения находятся в косвенном подчинении у служб, если осуществляют определенный вид деятельности. В результате у структурного подразделения формируется несколько бюджетов – сводный бюджет подразделения и бюджеты по видам работ. Таким образом, количество ЦФО будет зависеть от того, нужны ли будут данные в разрезе служб или нет.

Информация о работе Теоретические основы планирования, учета и анализа логистических издержек