Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 18:49, курсовая работа
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:
· доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
· внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
· доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
· передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
ВВЕДЕНИЕ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРШРУТА И СПОСОБА ТРАНСПОРТИРОВКИ
ОТ ПОСТАВЩИКА ДО СКЛАДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
3.1 Определение радиального маршрута доставки грузов
3.2 Определение рациональных маятниковых маршрутов
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО СКЛАДСКОЙ СЕТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В таблице 3.2.4 строка маршрута «С1 – Ж.д. склад» – означает, что транспортное средство загружается товаром на ж.д. складе, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается обратно для последующей загрузки.
Строка маршрута «С1 – автоколонна» - транспортное средство загружается товаром на складе предприятия, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается в автоколонну и больше не возит товар[1].
Таблица 3.2.4
Затраты времени на одну поездку
Маршрут |
Затраты времени, мин |
С1 - Ж.д склад |
(14+14)/25+1=2,12*60=127,2 |
С1 - автоколонна |
(14+16)/25+1=2,2*60=132 |
С2 - Ж.д склад |
(13+13)/25+1=2,04*60=122,4 |
С2 - автоколонна |
(13+19)25+1=2,28*60=136,8 |
С3 - Ж.д склад |
(8,2+8,2)/25+1=1,65*60=99,36 |
С3 - автоколонна |
(8,2+7,6)/25+1=1,63*60=97,92 |
С4 - Ж.д склад |
(16+16)/25+1=2,28*60=136,8 |
С4 - автоколонна |
(16+10)/25+1=2,04*60=122,4 |
С5 - Ж.д склад |
(4,2+4,2)/25+1=1,33*60=80,16 |
С5 - автоколонна |
(4,2+8,1)/25+1=1,49*60=89,52 |
Составим исходную рабочую матрицу (табл. 3.2.5).
Таблица 3.2.5
Исходная матрица
Пункт назначения |
Расстояние до автоколонны, км |
Расстояние до склада, км |
Разность расстояния, км |
Количество необходимых поездок |
С1 |
16 |
14 |
2 |
6 |
С2 |
19 |
13 |
6 |
10 |
С3 |
7,6 |
8,2 |
-0,6 |
6 |
С4 |
10 |
16 |
-6 |
4 |
С5 |
8,1 |
4,2 |
3,9 |
4 |
Наименьшую оценку (-6) имеет Склад 4, а наибольшую оценку (6) Склад 2. Начальным пунктом маршрута будет Склад 2, и весь рабочий день транспортное средство будет отвозить грузы в этот склад и лишь последняя поездка будет на Склад 4, откуда автомобиль поедет в автоколонну. Это необходимо для минимизации порожнего пробега.
Составим маршрут номер 1 для автомобиля: Автоколонна – Ж.д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад– Склад 2 –Ж.д. склад –Склад 4 – Автоколонна. Время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 4 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 122,4 мин (табл. 12). Следовательно, на обслуживание Склада 5 остается 411,6 мин (540-122,4-6). Если время на поездку на Склад 2 и обратно составляют 122,4 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 3 поездки. За остальные 44,4 минут водитель не сможетможет отвезти товар ни на один склад.
Составим данный маршрут для 2-го дня: Автоколонна – Ж .д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад– Склад 2 –Ж.д. склад – Склад 4 – Автоколонна.
Составим данный маршрут для 3-го дня: Автоколонна – Ж .д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад– Склад 2 –Ж.д. склад – Склад 4 – Автоколонна.
Определим матрицу №2 (табл.3.2.6).
Таблица 3.2.6
Матрица № 2
Пункт назначения |
Расстояние до автоколонны, км |
Расстояние до склада, км |
Разность расстояния, км |
Количество необходимых поездок |
С1 |
16 |
14 |
2 |
6 |
С2 |
19 |
13 |
6 |
1 |
С3 |
7,6 |
8,2 |
-0,6 |
6 |
С4 |
10 |
16 |
-6 |
1 |
С5 |
8,1 |
4,2 |
3,9 |
4 |
Наименьшую оценку (-6) имеет пункт назначения Склад 4, а наибольшую оценку (6) Склад 2.
Маршрут номер 2 для одного автомобиля: Автоколонна – Ж .д. склад – Склад 2 –Ж.д. склад – Склад 5 –Ж.д. склад – Склад 4 – Автоколонна. Если автомобиль обслужит Склад 4 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 122,4 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 5 и Склада 2 остается 411,6 мин (540-128,4). Составим данный маршрут.
Определим матрицу №3 (табл.3.2.7).
Таблица 3.2.7
Матрица № 3
Пункт назначения |
Расстояние до автоколонны, км |
Расстояние до склада, км |
Разность расстояния, км |
Количество необходимых поездок |
С1 |
16 |
14 |
2 |
6 |
С3 |
7,6 |
8,2 |
-0,6 |
6 |
Наименьшую оценку (-0,6) имеет пункт назначения Склад 3, а наибольшую оценку (2) Склад 1. Маршрут номер 3 для автомобиля: Автоколонна – Ж .д. склад – Склад 1(3р)–Ж.д. склад – Склад 3 – Автоколонна. Составим данный маршрут на 2 дня. Маршрут номер 3.
Таблица 3.2.8
Исходная матрица № 4
Пункт назначения |
Расстояние до автоколонны, км |
Расстояние до склада, км |
Разность расстояния, км |
Количество необходимых поездок |
С3 |
7,6 |
8,2 |
-0,6 |
4 |
Маршрут номер 4 для одного автомобиля: Автоколонна – Ж .д. склад – Склад 3 – Ж .д. склад – Склад 3 –Ж .д. склад – Склад 3-Ж .д. склад – Склад 3-Автоколонна.
Сводную маршрутную ведомость представим в таблице 3.2.10.
Таблица 3.2.10
Сводная маршрутная ведомость
Маршрут |
Показатели маршрута | ||||
Количество поездок |
Объем перевозок, т |
Количество автомобилей, шт. |
Время работы, мин | ||
1 |
Ж .д. склад – Склад 2-С |
9 |
1 |
122,4*9=1101,6 | |
С-Склад 4– Автоколонна. |
3 |
122,4*3=367,20 | |||
Итого: |
12 (для 3-х дней) |
1 |
1468,8(для 3-х дней) | ||
2 |
Ж .д. склад – Склад 2-С |
1 |
1 |
122,4*1=122,4 | |
Ж .д. склад – Склад 5-С |
4 |
80,16*4=320,64 | |||
С-Склад 4 – Автоколонна. |
1 |
122,4*4=122,4 | |||
Итого: |
6 |
1 |
443,04 | ||
3 |
Ж .д. склад – Склад 3-С |
6 |
1 |
99,36*6=596,16 | |
С-Склад 1 – Автоколонна. |
2 |
132*2=264 | |||
Итого: |
8 (для 2-х дней) |
1 |
768 (для 2-х дней) | ||
4 |
Ж .д. склад – Склад 1 |
4 |
1 |
99,36*4=397,44 | |
Склад 1 – Автоколонна. |
1 |
97,92*1=97,92 | |||
Итого: |
4 |
1 |
495,36 | ||
Итого: |
30 |
42 |
1 |
3175,2 |
Для того, чтобы развести 42 тонн товара с ж/д склада по складам Санкт-Петербурга автомобилем грузоподъемностью 1,5 тонн необходимо 7 дней.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО СКЛАДСКОЙ СЕТИ
В ходе работы над курсовым проектом грузы были распределены между складами (табл. 3.2.1). Прикрепим выбранные магазины к складам, для организации дальнейших поставок. Всего в течение месяца будет необходимо развести по магазинам следующий объем грузов (табл.4.1).
Адреса магазинов
Наименование |
Адрес |
Объем поставки, т | |
1 |
СТД «Петрович» |
Санкт-Петербург, ул. Планерная, 15в |
7 |
2 |
СТД «Петрович» |
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 157, литера А |
10 |
3 |
СТД «Петрович» |
Санкт-Петербург, ул. Салова, 46 |
8 |
4 |
СТД «Петрович» |
Санкт-Петербург, Таллинское ш., 131 |
4 |
5 |
СТД «Петрович» |
Санкт-Петербург, Мурманское ш., 12-13-й |
13 |
Прикрепление потребителей (магазинов) к складам осуществляется с применением методов линейного программирования.
Постановка задачи:
Имеется 5 поставщиков (склады логистической сети), располагающих определенным количеством продукции (табл. 8), и 5 потребителей (магазины), у которых есть потребность в данной продукции (табл. 4.1). Необходимо определить транспортные затраты на доставку груза от любого поставщика до любого потребителя и прикрепить потребителей так, чтобы суммарные транспортные расходы по доставке продукции поставщикам были минимальными[1].
Этап 1. Определим транспортные затраты. Затраты на транспортировку зависят от расстояния от склада до потребителя. Стоимость перевозки одной тонны груза на один километр составляет 50 руб/т. Предположим, что расстояние от Склада 1 до Магазина 1 составляет 27 км, тогда стоимость доставки одной тонны груза составит 1350 руб.
Для построения экономико-математической модели введем обозначения: i – номер поставщика (i = 1,…,m), m – количество поставщиков; j – номер потребителя (j = 1,…,n), n – количество поставщиков; Ai– ресурсы i-го поставщика, т.е. количество груза, которое поставщик может поставить потребителям, т; Вj– потребность в продукции j-го потребителя, т; Cij– транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i-го поставщика j-му потребителю, руб./т.; Xij– количество продукции, поставляемой от i-го поставщика j-му потребителю, т.
Определим транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i-го поставщика j-му потребителю (табл.4.2).
Таблица 4.2
Транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i-го поставщика j-му потребителю
СТД «Петрович» -Планерная |
СТД «Петрович» -Энгельса |
СТД «Петрович» -Салова |
СТД «Петрович» -Таллинское |
СТД «Петрович» -Мурманское | |
ЗАО «Посылторг» |
1350 |
2550 |
550 |
650 |
1200 |
ООО «Логистический центр Санкт-Петербург» |
195 |
550 |
1700 |
2950 |
1400 |
ООО «СВН-Северо-Запад» |
700 |
850 |
600 |
2050 |
750 |
ООО «СК Невский» |
1450 |
1850 |
550 |
1450 |
490 |
ООО «Энерго» |
800 |
1000 |
325 |
850 |
850 |
Экономико-математическая модель должна содержать целевую функцию, системы ограничений и условия неотрицательности переменных. В рассматриваемой задаче необходимо свести к минимуму транспортные расходы:
где Cij– транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i-го поставщика j-му потребителю, руб./т.; Xij– количество продукции, поставляемой от i-го поставщика j-му потребителю, т.
Достижение минимального значения целевой функции происходит при определенных условиях (ограничениях). Первое из них состоит в том, что по оптимальному варианту от каждого поставщика планировалось то количество продукции, которым он располагает:
Второе заключается в том, что по оптимальному плану количество продукции каждому потребителю должно соответствовать его потребности:
Также в модели указывается условие неотрицательности:
После построения модели решается задача прикрепления поставщиков потребителям. Расчеты могут выполняться методом потенциалов (табл. 20). В этой таблице кроме ресурсов поставщиков, потребностей потребителей и транспортных расходов, имеются столбец и строка для записи потенциалов Uiи Vj, которые дают возможность определить оптимальность плана закрепления поставщиков за потребителями. В правом верхнем углу ячеек указана стоимость доставки продукции (руб/т).
Решение: Используя метод северо-западного угла, построим первый опорный план транспортной задачи[6] (табл.4.3).
Таблица 4.3
Опорный план
СТД «Петрович» -Планерная |
СТД «Петрович» -Энгельса |
СТД «Петрович» -Салова |
СТД «Петрович» -Таллинское |
СТД «Петрович» -Мурманское |
Запасы | |
ЗАО «Посылторг» |
1350 7 |
2550 1 |
550 |
650 |
1200 |
8 |
ООО «Логистический центр Санкт-Петербург» |
195 |
550 9 |
1700 6 |
2950 |
1400 |
15 |
ООО «СВН-Северо-Запад» |
700 |
850 |
600 2 |
2050 4 |
750 3 |
9 |
ООО «СК Невский» |
1450 |
1850 |
550 |
1450 |
490 5 |
5 |
ООО «Энерго» |
800 |
1000 |
325 |
850 |
850 5 |
5 |
Потребности |
7 |
10 |
8 |
4 |
13 |
42 |