Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 10:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические принципы организации распределительной логистики и проанализировать систему распределительной логистики ЧУП «Витебская универсальная база».
В соответствии с поставленной целью рассмотрим следующие задачи:
• Изучить основные определения, относящиеся к распределительной логистике.
• Рассмотреть принципы организации логистических каналов и логистических цепочек.
• Проанализировать этапы организации системы распределительной логистики на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ В ЦЕПИПОСТАВОК…………………...........5
1.1 Логистические каналы и типы логистических посредников……......5
1.2 Сущность и методы управления распределением товаров в цепи поставок …………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУП «ВИТЕБСКАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ БАЗА» И ЕГО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ…………………………..14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…........14
2.2. Оценка ЧУП «Витебская универсальная база» как звена цепи поставок……………………………………………………………………………..19
2.3. Характеристика системы распределения ЧУП «Витебская универсальная база»…………………………………………………………..……27
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ В ЦЕПИ ПОСТАВОК ЧУП «ВИТЕБСКАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ БАЗА»……………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………..…………………………………………….........33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………
Для осуществления оптовой торговли база имеет необходимые складские помещения, грузовые автомобили, автопогрузчики, холодильные и морозильные камеры, подъездные железнодорожные пути. Общая складская площадь ЧУП «Витебская универсальная база» составляет 15714 кв. м.
На оптовой базе осуществляются разнообразные логистические функции: планирование потребности в материальных (товарных) ресурсах, человеческих ресурсах (персонал), сырьевых ресурсах (тепло, электроэнергия, упаковочные материалы, канцтовары, нематериальные активы и т.д.); определение рациональных сроков и объемов поставок;выбор типа транспорта и определение рационального маршрута, подбор транспорта под определенный вид товаров;регулирование и контроль уровня запасов; управление процедурой заказов;складирование, определение оптимального уровня запасов по товарным группам и их ассортименту;выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования;перемещение товаров на складе;информационная поддержка (оповещение о товарных акциях и т.д.)[10].
Организационная структура базы представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А. Штатная численность предприятия составляет 207,75 человек.
Работники сгруппированы по отдельным функциям. Каждый сектор занимается определённой работой. В каждом секторе имеется руководитель, все остальные сотрудники подчиняются ему [11].
Работники секторов по организации торговли изучают покупательский спрос, ведут работу с поставщиками, занимаются формированием товарных ресурсов, решают вопросы, связанные с организацией торговли. Планово-экономический сектор разрабатывает годовые, квартальные и месячные планы реализации товаров; рекомендации и руководящие материалы по организации оплаты труда и материального поощрения; соблюдению трудового законодательства; штатное расписание; положение о премировании; коллективный договор.Складские отделы занимаются складированием, хранением, отпуском продукции, а также проводят инвентаризацию склада. Транспортный отдел осуществляет транспортное обеспечение деятельности предприятия.
Службы, выполняющие логистические функции, представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б. Положения о службах, осуществляющих функции логистики и должностные обязанности их работников описаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Положения о службах, осуществляющих функции логистики и должностные обязанности их работников.
Функции логистики |
Наименование структурного подразделения |
Должность работника выполняющего функцию |
Должностные обязанности в связи с выполнением функции |
По Витебской универсальной базе | |||
1.Обеспечивает приёмку на складе, при необходимости в собственной розничной сети предприятия, товаров и тары по количеству и качеству. 2.Осуществляет периодические
проверки собственной 3.Контролировать рациональное
использование помещений |
Сектор организации торговли продовольственными товарами |
Начальник сектора |
1.Руководить работой сектора
организации торговли 2.Контролировать наличие,
исправность охранных и 3.Обеспечивать правильную
и безопасную организацию |
1.Закупать товары для розничной оптовой торговли, поставок на экспорт собственных нужд предприятия. 2.постоянно изучать спрос
населения на товары; анализировать
динамику спроса, закономерности
и тенденции формирования 3.Обеспечивать эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, ускорять оборачиваемость товаров. |
Сектор организации торговли продовольственными товарами |
Ведущий товаровед |
1.Обеспечивать постоянное
наличие товаров на 2.Постоянно расширять
групповой и внутри групповой
ассортимент поставляемых 3.Принимать исчерпывающие меры по недопущению наличия на складе товаров с истёкшем сроком годности. |
1.Принимать, хранить, отпускать товарно-материальные ценности. 2.Контролировать исправность, правильную эксплуатацию и хранения средств измерений оборудования, инвентаря. |
Сектор организации розничной торговли |
Заведующий складом |
1.Руководить работой склада,
рационально использовать 2.Обеспечить полную 3.Неукоснительно соблюдать сроки хранения и годность товара. 4.Обеспечивать правильную
и безопасную организацию |
1.Выполнять установленные
требования по укладке и 2.Проводить погрузочно- |
Сектор организации розничной торговли |
Кладовщик 5-ого разряда |
1.Принимать, хранить и
отпускать товарно- 2.Обеспечить полную 3.Следить за наличием,
исправностью охранных и |
Примечание - Разработано автором по данным организации
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Витебская универсальная база» приведены в таблице 2.2[9].
Таблица 2.2 -Основные показатели финансово - хозяйственной деятельности «Витебской универсальной базы» за 2009-2010 гг., млн. руб.
Показатели |
2010г. |
2009 г. |
Темп роста, % (в фактических цепах), отклонение |
1. Весь товарооборот |
80010 |
81759 |
97,9 |
в том числе оптово-складской |
79162 |
80938 |
97,8 |
по договорам комиссии |
848 |
821 |
103,3 |
2.Оборот розничной торговой сети |
10784 |
5944,6 |
181,4 |
3. Прибыль от торговой деятельности- всего |
54 |
663 |
-609,0 |
в том числе оптовая торговля |
289 |
748 |
-459,0 |
розничная торговля |
-235 |
-85 |
-150,0 |
4. Рентабельность |
0,06 |
0,76 |
7,9 |
5.Основные средства -всего (на 1 января) |
14745 |
13184 |
111,8 |
6.Собственные оборотные средства (на 1 января) |
2028 |
1782 |
246,0 |
7.Среднесписочная численность работников |
152 |
138 |
110,1 |
Примечание - Разработано автором на основании данных организации
Из данных таблицы 2.2. видно, что оптовая база за 2010 год имеет отрицательную динамику по оптово-складскому обороту. Товарооборот продукции в 2010 г. в отношении к 2009 г. уменьшился и составил 80010 млн. руб. В том числе, оптово-складской товарооборот снизился с 80938 млн. руб. в 2009 г. до 79162 млн. руб. в 2010 г. По договорам комиссии прослеживается увеличение с 821 млн. руб. 2009 г. до 848 млн. руб. в 2010 г.
Оборот розничной торговой сети напротив увеличился. Если в 2009 г. он составил 5944,6 млн. руб., то в 2010 г. наблюдается увеличение до 10784 млн. руб.
Прибыль от торговой деятельности в целом уменьшилась на 609,0 млн. руб. за анализируемый период. Так как в 2009 г. она составляла 663 млн. руб., а в 2010 г. этот показатель снизился до 54 млн. руб. В том числе прибыль от оптовой торговли в 2010 г. уменьшилась по сравнению с 2009 г. на 459,0 млн. руб.,убытки от розничной торговли возросли на 150 млн. рублей.
Рентабельность в 2010 г. уменьшилась по сравнению с 2009 г. на 7,9%.
Основные средства - всего (на 1 января) в 2009 г. составили 13184 млн. руб., а за 2010 г. увеличились до 14745.
Собственные оборотные средства (на 1 января) в 2010 г. увеличились по сравнению с 2009 г. на 246,0 млн. руб. и составили 2028 млн. руб.
Среднесписочная численность работников в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 110,1 % и составила за 2010 год 207,75 человек.
2.2. Оценка ЧУП
«Витебская универсальная база»
Для того чтобы проанализировать и классифицировать товары по степени их значимости я провела анализ ассортимента продовольственных товаров по методам АВС и XYZ, в результате чего распределила ассортиментные позиции по группам. МетодыАВС/XYZ являются простыми и в то же время мощными инструментами анализа, позволяющими выявить объекты, требующие первостепенного внимания. Товарная категория, количество продаж за июль, август и сентябрь месяц, общий товарооборот за 3-й квартал представлены нарисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Фрагмент файла MSExcel с обобщенными данными по продовольственным товарам
Примечание - Разработано автором
Параметром, по которому я проводила анализ ассортимента продовольственных товаров, является количество продаж за 3-й квартал. Отсортировав объекты анализа в порядке убывания значения параметра, рассчитав их долю и долю в обороте с накопительным итогом, в итоге выявились группыА, В и С. Результаты расчетов представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Фрагмент файла MS Excelрасчеты по определению групп А, В и С
Примечание - Разработано автором
В результате проведенного АВС- анализа в основную группу А попали товарные категории: мука, кондитерские изделия, водка и ликеро-водочные изделия, масло растительное. К группе В относятся следующие товары: вино, крупа, макаронные изделия, сахар, пиво. Оставшиеся объекты группы С – соки, майонез, коньяк, консервы рыбные, маргарин, соль, рыба свежемороженная и кофе.
Наибольшую выручку приносят товарные позиции, попавшие в группу А. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. Настроить систему управления запасами позволят результаты XYZ-анализа.Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж. Если ABC-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), то XYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.
Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
v = (S / R ср) * 100%,
где S – среднее квадратическое (стандартное) отклонение объемов реализации за период;
R ср – средний объем реализации за этот же период.
Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильны продажи товаров. В соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на три группы: X, Y и Z. В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%. В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%. В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%.
Результаты проведенного XYZ-анализа представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Фрагмент файла MS Excel совместный результат АВС и XYZ-анализа
Примечание - Разработано автором
Товары группы АХ, ВХ отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары группы BY при достаточно высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы ВZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие товаров данной группы за счет избыточного страхового товарного запаса, приведет к тому, что средний товарный запас организации значительно увеличится.
Для товаров группы CX можно уменьшить страховой запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с постоянной периодичностью между заказами.
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
Группа товаров CZ, по возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.
Достоинствами этих методов являются: простота, наглядность и точность что позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения. Также такого рода анализ может быть довольно легко автоматизирован.
Построение сетевой структуры, является одним из направлений оптимизации цепей поставок.При построении сетевой структуры (Приложение 3) необходимо понимать, что стоимость товара формируется на протяжении всей цепи поставок и на нее оказывает влияние общая эффективность операций и бизнес-процессов, протекающих в рамках цепи между ее участниками.
Цепь поставок в общем случае включает в себя фокусную компанию (компания, чье руководство определяет структуру цепочек поставок), поставщиков и потребителей разных уровней, а также различных посредников.Формат сетевой структуры цепи поставок целесообразно определять на основе следующих параметров:
1. Границы и структурные размерности сети.
2. Участники цепи поставок.
3. Типы связей между участниками цепей поставок.
Таким образом, сетевая структура цепей поставок – это комбинация трех тесно взаимодействующих элементов [13, с 46].
При формировании логистической системы на предприятии центральной проблемой является поиск оптимального решения между обеспечением минимального уровня логистических затрат и достижением требуемых стандартов обслуживания потребителей. Это требует ясного и объективного понимания нужд покупателей и в то же время возлагает на поставщика обязательства по формированию этих ожиданий.Для того чтобы выявить наиболее важные параметры поставок для конечного клиента нами был проведен совместный анализ.
В результате предварительно проведенного углубленного интервью с работниками, принимающими решения по выбору поставщика, были определены следующие критерии выбора и возможные уровни их значений: 1) цена производителя (7910 руб., 8115 руб. , 14109 руб.); 2) срок поставки (в день заявки; в течение 3-х дней, в течение недели); 3) условия оплаты (отсрочка платежа) (месяц; неделя; нет).
Респондентам было предложено расставить цифры от 1 до 9 в соответствии со степенью предпочтения предложенных ниже вариантов. В таблице 2.3. отражена информация, полученная в результате опроса респондента(Верхнедвинское районное потребительское общество) по товарной категории «Ликероводочные изделия».
Информация о работе Управление распределением товаров в цепи поставок