Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:03, реферат
Тем не менее, многие предприятия, особенно в России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают необходимость их оптимизации, в результате обычной ситуацией является вложение в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно необходимо.
При определении оптимального размера запасов любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями:
необходимо обеспечить наличие ресурсов в количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе;
необходимо избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и отвлекают оборотный капитал.
Введение 3
Экономическая сущность запасов и их классификация. 5
1.1 Цели, задачи и функции управления запасами в логистике. 8
Процесс управления запасами. 10
2.1 Содержание цикла процесса управления запасами. 10
2.2 Общая характеристика процесса управления запасами. 17
ABC – анализ. 18
XYZ – анализ. 20
Модели управления запасами. 21
5.1 Основные модели управления запасами. 21
5.2 Модель управления запасами с фиксированным размером заказа. 22
5.3 Модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. 27
5.4 Сравнение основных моделей управления запасами. 31
Заключение 35
Список использованной литературы. 37
Подготовительный запас –
Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.
Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов.
При управлении запасами в логистике к формированию и поддержанию запасов предъявляются следующие требования:
Проблема управления запасами конкретизируется в следующих вопросах:
Управление запасами в логистике включает достижение следующих основных целей:
Следовательно, проблема оптимизации
запасов в логистике
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
Функции логистического управления запасами укрупненно образуют две группы:
Оперативные
функции логистического управления
запасами связаны с непосредственным
управлением движением
Функции логистической координации включают в себя:
Все вышеперечисленные функции координации невозможны без оптимизации величины материальных и товарных запасов, что, в свою очередь, подразумевает планирование их величины, анализ и оценку их фактического состояния, контроль и только затем приведение фактического состояния к желаемому, то есть координацию.
Главным преимуществом статистики в современном бизнесе является возможность обеспечить интеграцию усилий звеньев логистической системы и цепей поставок в достижении стратегических целей организации введением предмета управления логистики – материальных, информационных и финансовых потоков.
В физическом смысле поток
представляет собой непрерывное
перемещение совокупности объектов
в пространстве. В экономике чаще
можно наблюдать очередь
Другими словами, материальный поток в логистике нередко представляет собой совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в различных точках пространства (на складских площадях, в производстве, на транспортных средствах, в торговых залах) и связанных между собой логикой развития бизнес-процесса производства продукции или оказания услуги.
Цикл управления запасами
в звеньях логистической
Рисунок 1 – Цикл управления запасами.
Расчетные процедуры управления запасами содержат аналитическую обработку информации, включающую (см. рис. 1) расчет оптимального размера заказа и прогнозирование потребности в запасе.
Эти процедуры опираются на классический инструментарий математической статистики, теории вероятностей и прикладной математики. Выполнение указанных процедур может быть поручено специалистам по бизнес–аналитике и математикам или осуществлено с помощью информационной системы. Результаты должны быть переданы специалистам-менеджерам, которые принимают управленческое решение с учетом не только аналитических, но и неформализуемых данных.
На рис. 1 видно, что обе расчетные процедуры (4 и 6) предшествуют соответствующим управленческим процедурам. Так, например, расчетная процедура 4 «Прогнозирование потребности в запасе» позволяет определить уровень потребности на основе стандартных или разработанных фирмой расчетных моделей прогнозирования потребности (спроса) методами экстраполяции, скользящей средней и др. или их модификациями. Наличие моделей существенно упрощает задачу определения уровня потребности, на который будет нацелен весь цикл управления запасами в конкретном календарном периоде. При этом следует иметь в виду, что принятие решения об уровне спроса требует участия не только аналитиков, но и специалистов, знающих все многообразие факторов, в там числе и неформализуемые факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании ожидаемого уровня потребности в запасах.
Поэтому результаты расчетной процедуры 4 являются исходной информацией для управленческой процедуры 5 «Определение уровня потребности в запасе», которая реализуется усилиями сотрудников отделов или служб закупок, производства, продаж, планово-экономического, логистики, маркетинга и др. в зависимости от распределения функциональных обязанностей в организационной структуре управления компании.
Расчетная процедура № 6 «Расчет оптимального размера заказа» (см. рис. 1) использует формулу Вильсона и ее модификации.
Этот расчет также может быть выполнен специалистами по бизнес-аналитике и математиками, запрограммирован в соответствующем модуле информационной системы. Практическая реализуемость полученных результатов в реальном бизнесе должна быть оценена в рамках управленческой процедуры 7 «Определение размера заказа на восполнение запаса», выполняемой специалистами отделов или служб закупок, производства, продаж, планово-экономического отдела, логистики, маркетинга и пр. в зависимости от распределения функциональных обязанностей в организационной структуре управления компании.
Таким образом, расчетные процедуры логически могут быть связаны только с управленческими процедурами, что отражено на рис. 2.
Рисунок 2 – Взаимосвязь классов процедур цикла управления запасами.
Следует обратить особое внимание на то, что расчетные процедуры только предоставляют информацию в новой форме для дальнейшего принятия решения и не дают окончательный результат.
Исключение может касаться только номенклатурной группы С (результат комплексной процедуры 3 «АВС- и XYZ-анализ номенклатуры запаса»), если оно подтверждено исполнителями процедуры 5 «Определение уровня потребности в запасе».
По существу, пары соответствующих расчетных и управленческих процедур (пара 4 «Прогнозирование потребности в запасе» и 5 «Определение уровня потребности в запасе», а также пара процедур 6 «Расчет оптимального размера заказа» и 7 «Определение размера заказа на восполнение запаса») представляют собой отдельные этапы цикла управления запасами, а именно этап «Определение потребности в запасе» и этап «Определение размера заказа на восполнение запаса», и должны рассматриваться и выполняться парами. Этапы определения потребности и определения размера заказа могут выполняться параллельно, так как не имеют логической взаимосвязи.
Современная практика организации управления запасами зачастую требует от специалистов-менеджеров выполнения расчетных процедур 4 «Прогнозирование потребности в запасе» и 6 «Расчет оптимального размера заказа». В этом случае, если отсутствует математическое и программное обеспечение решения этих задач, специалисты вынуждены либо большую часть своего рабочего времени тратить на реализацию расчетных процедур, пренебрегая качеством соответствующих управленческих процедур, либо пренебрегать качеством расчетных процедур, тем самым снижая качество результатов управленческих процедур. Учитывая это, наилучшей организацией работы на этапах прогнозирования потребности и определения размера заказа является либо реализация соответствующих расчетных процедур в модулях информационных систем, либо передача их выполнения в отделы бизнес-аналитики, информационной или математической поддержки бизнеса.
Управленческие процедуры включают принятие управленческих решений на основе анализа неформализуемой и неиспользованной в расчетных процедурах информации.
К таким процедурам относятся следующие (см. рис. 1):
Управленческие процедуры используют в качестве исходных данных результаты либо расчетных, либо иных управленческих процедур. Как уже отмечалось выше, расчетные процедуры 4 «Прогнозирование потребности в запасе» и 6 «Расчет оптимального размера заказа» являются основанием реализации управленческих процедур 5 «Определение уровня потребности в запасе» и 7 «Определение размера заказа на восполнение запаса». Для реализации управленческой процедуры 8 «Согласование условий поставки» необходимы результаты управленческих процедур 5 и 7, которые определяют условия работы с запасом на входе и выходе материального потока с площади, с которой связан запас.