Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты развития торговых сетей в условиях глобализации;
- проанализировано управление работой торговых сетей в Республике Беларусь;
- выявлены этапы развития торговых сетей и прогнозирование развития торговой сети в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Управление на макроуровне работой торговой сети в Беларуси_курс..doc

— 148.24 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 35 с., 2 табл., 3 рис., 15 источников

 

ТОРГОВАЯ СЕТЬ, УПРАВЛЕНИЕ НА МАКРОУРОВНЕ, ФОРМЫ ТОРГОВЛИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ.

 

Объект исследования –  розничные торговые сети, функционирующие на потребительском рынке Республики Беларусь.

Предмет исследования – процессы формирования и развития розничных торговых сетей.

Цель работы:  изучение управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне.

Методы исследования: общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, аналогия, единство абстрактного и конкретного, исторического и логического.

Исследования и разработки: рассмотрены теоретические аспекты развития торговых сетей в условиях глобализации; проанализировано управление работой торговых сетей в Республике Беларусь; выявлены этапы развития торговых сетей и прогнозирование развития торговой сети в Беларуси.

Область возможного практического применения: торговые сети Республики Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

________________

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях ведения коммерческой деятельности наблюдаются высокие темпы развития розничной торговли на потребительском рынке Республики Беларусь. Торговля выступает как передовая отрасль. Именно торговые организации в высшей степени ориентируют отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В настоящее время, более чем когда-либо раньше, мы становимся свидетелями появления новых форм розничной торговли, что отчасти является следствием роста покупательской способности населения. Основной задачей торговли в таких условиях является использование этих благоприятных условий для более полного удовлетворение покупательского спроса на товары и услуги.

Сетевая торговля переживает не лучшие времена. Для крупного бизнеса к проблемам с кредитами, поставщиками и снижающейся покупательской способность потребителей добавились и административные - стремление властей сократить долю «сетевиков» до минимума.

Усиление конкурениии на рынке, не позволяющее белорусским сетям снизить темпы роста, приводит к возникновению ситуации, когда операционные денежные потоки оказываются недостаточными для финансирования инвестиционных проектов, что вынуждает компании наращивать долг, увеличивающий процентные расходы и стоимость дополнительных заимствований. В случае отсутствия у компании акционера, располагающего значительным объемом свободных средств, подобное развитие событий в среднесрочной перспективе может привести к снижению темпов роста и уровня конкурентоспособности. В то же время риск дефолта для белорусских сетей практически не актуален в виду значительного интереса белорусских и зарубежных ритейлеров, а также финансовых инвесторов к активам в сфере розничной торговли.

Современное развитие торговых сетей в экономике Республики Беларусь является актуальной проблемой. Она связана с другими отраслями экономики, с уровнем и качеством жизни населения.

Отдельным вопросам сетевой экономики в отечественной и зарубежной литературе уделяется немалое внимание. Так, проблема сетевой торговли и отдельные вопросы коммерции была раскрыта в работах И.С. Березина, Г.А. Васильева, Л.П. Дашкова, C.B. Земляк, Г.Б. Клейнер, В.И. Моргунова, H.A. Нагапетьянца, И.О. Проценко, В.К. Памбухчиянца, О.В. Памбухчиянц, И.М.Синяевой. Стратегия рыночного поведения франчайзинговых предприятий исследовалась отечественными и зарубежными авторами, в числе которых И. Ансофф, В.А. Бианки, П. Друкер, Д.Н. Земляков, Т. Питере, Д.В. Сидоров, Ю.В. Яковец.

Целью исследования является изучение управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретические  аспекты развития торговых сетей  в условиях глобализации;

- проанализировано управление  работой торговых сетей в Республике  Беларусь;

- выявлены этапы развития  торговых сетей и прогнозирование  развития торговой сети в Беларуси.

Объектом исследования являются розничные торговые сети, функционирующие на потребительском рынке Республики Беларусь.

Предметом исследования являются процессы формирования и развития розничных торговых сетей.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты Республики Беларусь, обзоры периодических изданий, монографии и статьи в специализированных изданиях, различные фактологические материалы, годовые отчеты, аналитические и обзорные разработки, статистические и справочные материалы, опубликованные в зарубежных и отечественных источниках по рассматриваемой проблеме.

В процессе исследования широко применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, аналогия, единство абстрактного и конкретного, исторического и логического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты развития торговых сетей  в условиях глобализации

 

1.1 Эволюция форм торговли

 

Мировой опыт показывает, что рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства, которая обеспечивает динамичное, прогрессивное развитие общества.

Под рыночной понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются, в основном, децентрализованным путем. Рыночная экономика представляет собой совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. Субъекты на рынке мотивируют принятие решений собственным частным интересом. Координация независимо принимаемых решений осуществляется через систему цен и конкуренцию. Эта система сама определяет, что производить, как производить и для кого должно осуществляться это производство. В результате необходимого сочетания интересов достигается эффективное использование ограниченных ресурсов, устанавливаются оптимальные пропорции и объем производства товаров и услуг. При этом выбирается способ производства, который обеспечивает минимум издержек и максимум прибыли. Распределение и обмен произведенного продукта между различными группами общества и отдельными индивидуумами зависит от получаемых доходов.

Одни экономисты определяют рынок, как систему экономических отношений, складывающихся в сфере обмена по поводу реализации, купли-продажи товаров и услуг. Сюда включаются отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, между промышленностью и торговлей [1, с. 18].

Другие характеризуют рынок как форму связи производства с потреблением, производителей продукции друг с другом, всех звеньев общественного производства и видов хозяйственной деятельности посредством купли - продажи товаров [1, с. 19].

Сущность рыночной экономики отражается в следующих принципах.

Принцип свободы хозяйственной деятельности. Этот принцип декларирует право любого хозяйственного субъекта, будь то человек, группа людей, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой, допускаемой законом форме. Под видом экономической деятельности понимается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. Закон призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют опасность для людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено в различных формах деятельности: индивидуальной, коллективной и государственной.

В условиях рыночной экономики снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров, как между самими производителями товаров, так и любыми посредниками, которые находятся между производителем и потребителем.

Принцип всеобщности рынка характеризует, прежде всего, неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Он вытекает из самого названия экономики - рыночной. Какие-то составные элементы рынка и рыночных отношений существуют и во внерыночной - государственной, плановой экономике. Вместе с этим элементы государственного планирования и регулирования, централизованного руководства имеют место и в любой сугубо рыночной экономике. С учетом этого экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит принцип всеобщности.

Товарно-денежные и товарообменные отношения проникают, прежде всего, на рынки товаров народного потребления, бытовых и коммунальных услуг, включая услуги культуры, образования, здравоохранения. В рыночной экономике действует рынок жилья и других видов имущества, средств производства, включая землю, природные богатства, сырье, материалы, энергию и энергоносители, она немыслима без свободного рынка капитала - денег, валюты, ценных бумаг. Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется и в том, что в нем представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, объектом купли-продажи.

Принцип равноправия субъектов с разными формами собственности. Один из принципов рыночной экономики гласит, что экономические права у всех субъектов, включая возможности осуществления деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть одинаковыми. При этом имеется в виду, что они не зависят от формы собственности, существующей на конкретном предприятии.

Адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует понимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Речь идет о том, чтобы не создавать особых условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. Этот принцип создает основу для честной конкуренции разных форм собственности и порождает их многообразие.

Принцип саморегулирования деятельности. Этот принцип стимулирует очаги зарождения экономики. Предоставление лицам, группам, коллективам прав образования новых предприятий с самого начала или на основе действующих предприятий представляет собой не только акцию демократизации управления, но и реализацию принципа экономической свободы. Благодаря этому принципу развивается инициатива и предприимчивость. Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению структурной динамичности производства, его обновлению.

Принцип договорных отношений. Реальному созданию определенного продукта предшествуют договорные отношения между предпринимателями по поводу сырья, материалов, рабочей силы. Реализация производственной продукции может осуществляться через собственные торговые предприятия и различные посреднические звенья.

Принцип свободного ценообразования. Цена в условиях рыночной экономики устанавливается в зависимости от спроса и предложения и является, как правило, рыночной или равновесной.

Руководство фирмы должно учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности: как отнесутся к цене посредники и конкуренты.

Принцип экономической ответственности. Предпринимательство предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченное время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и, в конечном итоге, банкротство. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными или акционерными.

В условиях рыночной экономики достигается необходимое равновесие между производством и потреблением с использованием товарно-денежных отношений. Поэтому необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь, в регулирование и контроль ее либо чрезвычайно малы, либо вообще отсутствуют.

В реально существующей рыночной экономике возникает, естественно, целый ряд отклонений от абстрактной модели. Эти отклонения могут быть связаны:

- с появлением и функционированием  различного рода монополий, которые  деформируют процесс рыночного  ценообразования;

  • с затруднениями в свободном перемещении капиталов и трудовых ресурсов;
  • с безработицей, превышающей естественный уровень;
  • с ошибками в определении конъюнктуры рынка, в том числе из-за отсутствия полной и достоверной экономической информации;
  • с перепроизводством продукции.

Кроме того, в каждом обществе есть проблемы, которые невозможно решить чисто рыночным подходом. Сюда следует отнести, в основном, комплексные проблемы социального характера: это культура, образование, здравоохранение, содержание безработных и поддержка малоимущих. Поэтому для координации хозяйственной жизни и управления ею используется не только механизм рынка, но и государственное регулирование.

Все рыночное пространство мы можем представить как структуру с огромным количеством составных элементов, выполняющих определенные функции и образующих ряд замкнутых систем.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом. И.К. Беляевский определяет инфраструктуру рынка как «совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы - взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур» [2, с.53].

Инфраструктура рынка потребительских товаров - часть инфраструктуры общего экономического рынка, ограниченная системой обслуживания производства, распределения и обмена потребительских товаров (товарные биржи, организации оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки и т. д.), а также банки, страховые компании, рекламные агентства, другие, принимающие участие в свободном движении на рынке потребительских товаров. «Региональный потребительский рынок, - по определению А.С. Новоселова, - представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения» [2, с.53].

Информация о работе Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне