Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Материально-техническое обеспечение- это звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами. Итак, целью данной работы является рассмотрение сущности закупочной логистики с позиции поставленных перед ней задач и выполняемых функций. В работе будет раскрыто само понятие закупочной логистики, а также детально рассмотрены её задачи и функции.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра логистики и коммерции
Курсовая работа
Исполнитель___________________ (дата, подпись) |
______К-09-1 Сарнова О.И.______ (группа, ФИО) |
Руководитель__________________ (дата, подпись) |
канд.экон.наук, доцент Малецкая М.Б. (должность, ФИО) |
Иркутск 2011
Содержание
Введение
Закупочная
логистика- это управление материальными потоками
в процессе
обеспечения предприятия или фирмы
материальными ресурсами или товарами.
Она является одной из основных логистических подсистем и рассматривает процесс движения материальных потоков с рынков закупок на склады предприятия.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Материально-техническое обеспечение- это звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т.п.).
Итак, целью данной работы является рассмотрение сущности закупочной логистики с позиции поставленных перед ней задач и выполняемых функций. В работе будет раскрыто само понятие закупочной логистики, а также детально рассмотрены её задачи и функции.
Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование возможностей логистики. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и поставкой готового продукта потребителю, способствует значительному сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
При работе над темой данной курсовой работы были использованы труды, посвящённые закупочной, складской и транспортной логистике, учебные пособия и материалы сайтов Интернета.
I. Теоретическая часть
Задачи и функции закупочной логистики
Появление термина "закупочная
логистика" не случайно.
За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании
(фирмы-производителя или торговой компании)
необходимыми видами
материальных ресурсов и готовой продукции
традиционно называется
purchasing / procurement закупки/управление закупками
(снабжением).
Эта же область производственной деятельности
в отечественной практике
до сих пор называется материально-техническим
снабжением
(обеспечением), на предприятиях оптовой
торговли товароснабжением.
Однако в последние годы эту область стали
определять как закупочную
логистику. Это связано с тем, что
в настоящее время изменился характер
материально-технического обеспечения
предприятий: от жестко
централизованного, фондируемого снабжения
к свободной оптовой торговле
ресурсами. Многим производственным предприятиям
приходится работать на
ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной
конкурентной среды,
для которой характерны: неравномерная
насыщенность рынка товарами
вследствие промышленного спада, перепрофилирования
многих
производственных предприятий, традиционной
для отдельных отраслей
российской экономики высокой степени
монополизации производства;
ограниченность информации о ресурсно-товарном
рынке; низкая контрактная
дисциплина производителей и поставщиков
товаров производственного
назначения.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.
Главными вопросами, на
которые следует ответить при
обеспечении предприятия
К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы: как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия – с поставщиками.
В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материальных ресурсов («Правило 7R»): right product, quality, quantity, time, place, customer, price.
В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирмы, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоёмких и капиталоёмких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоёмкими), расчёт затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.
В западной практике закупочной деятельности
выработан ряд «общих правил»
или рекомендаций, которые не только
существенно облегчают
В отношениях с поставщиками рекомендуется придерживаться нескольких основных принципов:
Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках усложняют функции сферы закупок сырья и материалов. Рассмотрим основные функции закупочной логистики:
1.определение общей потребности
Рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размеру и другим параметрам поставок. Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении 2 вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятии.
Для торговых предприятий объём закупок определяется на основании спроса на данные товары, т.е. с учётом объёма продаж этих товаров и имеющихся денежных средств, предназначенных для закупки.
Для производственных предприятий – на основании норм расхода и объёма выпуска.
,
где П - потребность;
- норма расхода i-го материала на производство j-го вида продукции;
- производственная программа j-го вида продукции или план производства.
Потребность в материальных ресурсах – такое их количество, которое необходимо к определённому сроку для выполнения производственной программы или имеющихся запасов.
Потребность бывает:
Определение потребностей в материальных ресурсах и разграничение источников их поставки на внешние и внутренние позволяет классифицировать закупки по следующим признакам:
Классификация закупок материальных ресурсов способствует рациональному размещению заказов на поставки, так как определяет направления:
2. исследование рынка закупок
Определяются всевозможные поставщики, создаётся база данных о них и на основе определённых критериев выбирается оптимальный поставщик.
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, надёжности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения (рис.1), перечня типов рынка и постановки вопросов относительно его структуры и динамики.
Рис. 1. Структура информационного обеспечения при исследованиях рынка закупок
Цель проведения исследований
рынка закупок сырья и
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс и отвечать на вопросы: