Задачи и функции закупочной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Материально-техническое обеспечение- это звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами. Итак, целью данной работы является рассмотрение сущности закупочной логистики с позиции поставленных перед ней задач и выполняемых функций. В работе будет раскрыто само понятие закупочной логистики, а также детально рассмотрены её задачи и функции.

Файлы: 1 файл

курсовая. закупочная логистика олеся.doc

— 979.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра логистики и  коммерции

 

 

Курсовая работа

По  дисциплине

«Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

«Задачи и  функции закупочной логистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель_____________________

(дата, подпись)

 

______К-09-1  Сарнова О.И.______

                     (группа, ФИО)

 

Руководитель____________________

(дата, подпись)

 

канд.экон.наук, доцент Малецкая М.Б.               (должность, ФИО)


 

Иркутск  2011

 

Содержание

 

Введение

Закупочная  логистика- это управление материальными потоками в процессе 
обеспечения предприятия  или фирмы материальными ресурсами или товарами.

Она является одной из основных логистических подсистем и рассматривает процесс движения материальных потоков с рынков закупок на склады предприятия.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Материально-техническое обеспечение- это звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т.п.).

Итак, целью данной работы является рассмотрение сущности закупочной логистики с позиции поставленных перед ней задач и выполняемых функций. В работе будет раскрыто само понятие закупочной логистики, а также детально рассмотрены её задачи и функции.

Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес  к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование возможностей логистики. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья,  полуфабрикатов, комплектующих изделий и поставкой готового продукта потребителю, способствует значительному сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

При работе над темой  данной курсовой работы были использованы труды, посвящённые  закупочной, складской и транспортной логистике, учебные пособия и материалы сайтов Интернета.

 

I. Теоретическая часть

Задачи и функции закупочной логистики

Появление термина "закупочная логистика" не случайно.  
За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании 
(фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами 
материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется  
purchasing / procurement закупки/управление закупками (снабжением). 
Эта же область производственной деятельности в отечественной практике 
до сих пор называется материально-техническим снабжением 
(обеспечением), на предприятиях оптовой торговли товароснабжением. 
Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную 
логистику. Это связано с тем, что в настоящее время изменился характер 
материально-технического обеспечения предприятий: от жестко 
централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле 
ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на 
ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, 
для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами 
вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих 
производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей 
российской экономики высокой степени монополизации производства; 
ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная 
дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного 
назначения.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах  с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.

Главными вопросами, на которые  следует ответить при  обеспечении предприятия предметами труда, служат:

  1. какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупать (предмет закупки): исследование рынка закупок, планирование закупок;
  2. сколько закупать (величина закупки): определение потребностей в материальных ресурсах, определение метода закупки;
  3. у кого закупать (поставщики): сбор информации о потенциальных поставщиках, методы выбора поставщика, выбор критериев отбора;
  4. на каких условиях закупать: заключение договора поставки, учет и контроль выполнения договорных обязательств.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы: как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия – с поставщиками.

В обобщенном виде эти  задачи можно сгруппировать следующим  образом:

    • выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к её изменению);
    • обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
    • соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической  эффективности закупочной логистики  составляют поиск и закупка необходимых  материальных ресурсов («Правило 7R»): right product, quality, quantity, time, place, customer, price.

      1. поставка необходимого товара
      2. нужного качества
      3. в необходимом количестве
      4. в требуемое время
      5. в нужное место
      6. своему покупателю
      7. с минимальными затратами

В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирмы, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоёмких и капиталоёмких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоёмкими), расчёт затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.

В западной практике закупочной деятельности выработан ряд «общих правил»  или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения  с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнёрства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции лежат отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками - с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.

В отношениях с поставщиками рекомендуется придерживаться нескольких основных принципов:

    • обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;
    • не забывать демонстрировать на деле общность интересов;
    • знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
    • проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
    • соблюдать принятые на себя обязательства;
    • учитывать в деловой практике интересы поставщика;
    • поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках усложняют функции сферы закупок сырья и материалов. Рассмотрим основные функции закупочной логистики:

1.определение общей потребности

Рассчитываются потребности  в материалах, комплектующих, устанавливаются  требования к массе, размеру и другим параметрам поставок. Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении 2 вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятии.

Для торговых предприятий объём закупок определяется на основании спроса на данные товары, т.е. с учётом объёма продаж этих товаров и имеющихся денежных средств, предназначенных для закупки.

Для производственных предприятий – на основании норм расхода и объёма выпуска.

,

где П - потребность;

- норма расхода i-го материала на производство j-го вида продукции;

- производственная программа  j-го вида продукции или план производства.

Потребность в  материальных ресурсах – такое их количество, которое необходимо к определённому сроку для выполнения производственной программы или имеющихся запасов.

Потребность бывает:

  • валовой (брутто) - потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях на производственную программу без учёта имеющихся запасов;
  • чистой  (нетто) – с учётом всех запасов.

Определение потребностей в материальных ресурсах и разграничение  источников их поставки на внешние  и внутренние позволяет классифицировать закупки по следующим признакам:

  • тип потребности в материальных ресурсах (например, потребность в сырье, материалах, комплектующих, предметах для ремонта, упаковке);
  • частота закупки;
  • закупки для пополнения запасов материальных ресурсов или для других целей;
  • физическая или химическая природа материальных ресурсов;
  • способ транспортировки;
  • характер потребления ресурсов;
  • стоимость ресурсов.

Классификация закупок  материальных ресурсов способствует рациональному размещению заказов на поставки, так как определяет направления:

  • консолидации закупок однотипных материальных ресурсов, обеспечивающей экономию денежных средств за счёт скидок, которые уменьшают закупочную цену, и скидок с транспортных тарифов;
  • контроля эпизодических материальных ресурсов незначительной стоимости путём установления на них лимитов;
  • детализации спецификаций, служащих для описания потребностей  в ресурсах, частота закупок которых высока;
  • автоматизации процесса размещения заказа на поставки ресурсов, закупаемых наиболее часто;
  • разграничения ресурсов по способам размещения заказов на их поставки;
  • регламентации логистических технологий поставок (в частности, наиболее часто закупаемым ресурсам, имеющим наибольшую стоимость, соответствует технология товародвижения «точно в срок»)

2. исследование рынка закупок

Определяются всевозможные поставщики, создаётся база данных о них и на основе определённых критериев выбирается оптимальный поставщик.

Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, надёжности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения (рис.1), перечня типов рынка и постановки вопросов относительно его структуры и динамики.

Рис. 1. Структура информационного  обеспечения при исследованиях  рынка закупок

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Выделяют следующие их типы:

      • непосредственные рынки (производителей; обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);
      • опосредованные рынки (посредников; рынки, используемые поставщиками);
      • рынки заменяемых товаров;
      • новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс и отвечать на вопросы:

Информация о работе Задачи и функции закупочной логистики