Закупочная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 15:01, реферат

Описание работы

Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

Файлы: 1 файл

Закупочная логистика.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

- доля затрат на закупаемое  сырье и внешние услуги в  расходах (доходах) компании;

- сущность приобретаемой продукции или услуг;

- ситуация на рынке продукции  и услуг, жизненно необходимых для компании;

- наличие возможностей для выполнения  данной функции;

- задачи в области снабжения, способствующие достижению организационных  целей.

Службы закупок с компании могут быть построены централизованно и децентрализовано. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является то, что пользователь лучше знает потребности отдела, чем кто-либо другой.

Процесс осуществления закупок при этом подходе может осуществляться быстрее. Однако по сравнению с децентрализацией у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют централизованный подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов. Преимущества централизованных закупок:

- простота стандартизации купленных материальных ресурсов или готовой продукции;

- отсутствие административного  дублирования;

- возможность совместного (несколькими  отделами компании) размещения заказа  у поставщика с целью получения  скидок за большой объем заказа;

- лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам;

- развитие профессиональных навыков  специалистов по закупкам за  счет специализации, профессионального  принятия решений и лучшего  использования времени.

Данный вариант структуры службы закупок предприятия предполагает сосредоточение всех функций закупок предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.

Внутри самого отдела закупок функции часто подвергаются дальнейшей специализации и развитию профессионализма как результата специализации. В небольшой компании, где отдел закупок представлен одним человеком, вероятно, никакого разделения функций не будет. Но в более крупной организации, осуществляющей закупки, обычное разделение функций происходит по специальным направлениям.

Организация процесса закупок имеет свои этапы.

    1. Определение потребности в материальных ресурсах.
    2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг.
    3. Анализ и определение возможных источников снабжения.
    4. Определение цены и условий закупок.
    5. Подготовка и размещение заказа на закупку.
    6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование.
    7. Получение и проверка товаров.
    8. Обработка счета и оплата.
    9. Учет поступлений материальных ресурсов.

Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо с помощью покупки новых товаров.

Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухучета и процедуре хранения на складе.

Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы; товарная классификация закупленных изделий; реестр поставщиков.

Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Большинство компаний применяют простую форму оценки предложений при их анализе, но универсальной практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров.

Размещение заказа на закупку включает заполнение формы заказа, если в качестве альтернативы не используется соглашение с поставщиком на продажу товара или поставка товара на основании общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщика, количества и описания заказанных товаров, требуемой даты доставки, указаний по отгрузке, условий оплаты и условий заказа (3).

После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и/или ускорять выполнение заказа. Эти функции возложены на отдел контроля и экспедирования. Функция контроля выполнения заказа – это стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа – это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условий соглашения.

Важный этап – оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Основными целями функции получения и контроля материальных ресурсов являются: гарантия получения заказа; проверка качества; подтверждение получения заказанного количества материальных ресурсов; отправка товара в его следующее место назначения (на склад, ОТК и т.д.); регистрация необходимой документации на получение материальных ресурсов.

Счет на оплату налагает обязательства на покупателя, обычно выписывается в двух экземплярах и включает номер заказа, стоимость изделия, общую сумму к оплате по каждому виду изделия.

После описанных этапов для завершения любого заказа необходимо ввести новые сведения в учет отдела закупок. Эта операция включает в себя ведение файлов документов, которые относятся к заказу и необходимы отделу закупок:

1. Журнал заказов на закупку, в котором ведется учет всех  заказов по номерам и отображается  статус каждого заказа – выполнен/не  выполнен.

2. Реестр заказов на закупку, содержащий копии всех заказов на закупку.

3. Товарный реестр, показывающий  все закупки каждого основного  вида товара или изделия (дату, поставщика, количество, цену, номер  заказа на закупку).

4. Реестр с историей поставщика, отображающий все закупки.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения по закупкам и поставкам материальных ресурсов, является договор поставки. Он представляет собой соглашение, по которому поставщик (изготовитель, посредник) обязуется сформировать и направить соответствующий материальный поток (передать в собственность потребителю продукцию обусловленного ассортимента и качества в установленные сроки и в требуемом количестве), а потребитель – принять и оплатить эту продукцию.

Размещение заказов удовлетворяющее потребности логистической системы непосредственно влияет на эффективность всего процесса логистики, так как заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям.

 

 

 

Заключение

 

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Основными задачами, решаемыми закупочной логистикой, являются: определение предмета (структуры) закупок, выбор поставщика, определение объема закупок, условия закупок.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.

Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

— элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

— элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

— самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  2. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика Серия «Учебники XXI века». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  3. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010.
  4. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012.
  5. Канке А.А. Логистика. – М.: ФиС, 2013.
  6. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. 2-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  7. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса». 2010.
  8. Основы логистики. Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  9. Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2011.

 

 


 



Информация о работе Закупочная логистика