Закупочная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 01:51, контрольная работа

Описание работы

Логистика включает в себя следующие функциональные области: сбытовая логистика, транспортная, информационная, кадровая, производственная и закупочная логистика.
Именно о закупочной логистике и пойдет речь в этой контрольной работе.

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 27.08 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ФИНАНСОВ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЛОГИСТИКА

НА  ТЕМУ: ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 09ЗЭЭ61

Еремкин А.А.

Проверила: Лушникова Н.В.

 

 

ПЕНЗА, 2013

 

                                                    Введение 
  

   С библейских времен несчастные человеческие существа обременены множеством потребностей. Им нужны пища и кров, одежда и оружие, жизненные удобства и материальные блага, общественное признание и любовь. Человек живет в постоянной борьбе за “лучшую жизнь”, более теплое и достойное место од солнцем. В этом соперничестве с себе подобными за право удовлетворения бесконечных материальных потребностей, ему мешает только одно – на вид необозримые ресурсы Земли на самом деле являются ограниченными. Но как велико желание “объять необъятное”, найти заветную формулу успеха, решить проблему эффективного использования ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей. В погоне за материальными благами человек создал не только машины для производства этих благ, но и придумал способы, как получать доход не только от самого производства, но и от правильной организации производства, обеспечения его сырьем, транспортировки товаров т.п.  
 
   Возникла наука об управлении запасами, складированием, транспортированием сырья и полуфабрикатов, доведением этого сырья до производителя, внутризаводской переработки сырья, доведением готовой продукции до потребителя в соответствующей с его интересами, а также собор, хранение и обработка соответствующей информации. И эта наука получила название логистика.  
 
   Все эти функции существовали на предприятии и до возникновения логистики, но существует ряд отличий логистического подхода от традиционного: логистика выступает за оптимизацию размеров запасов, за производства продукции малыми партиями, за дешевой оформление запасов, за минимизацию издержек на транспорте, за создание разветвленной складской системы. 
 
   Логистика включает в себя следующие функциональные области: сбытовая логистика, транспортная, информационная, кадровая, производственная и  закупочная логистика. Именно о закупочной логистике и пойдет речь в этой контрольной работе. 
 
                      

 

                    Задачи и функции закупочной логистики 
   Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. 
 
   Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей торговой организации в товарах с максимально возможной экономической эффективностью. Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:  
 
1. выдерживание обоснованных сроков закупки товаров и материалов 
2. обеспечение точного соответствия между количеством поставок    и        потребностями в них  
3. соблюдение требований производства и торговли по качеству материалов и товаров. 
 
   Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой    снабжения: 
- что закупить; 
- сколько закупить; 
- у кого закупить; 
- на каких условиях закупить. 
 

Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике: 
 
1.     Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы.  
 
2.     Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретных рынок. 
 
3.     Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками. 
 
4.     Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношение формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля. 
 
5.     Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. 
 

6.     Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:  
- затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; 
- затраты на транспортировку, экспедирование и страхование; 
- затраты на грузопереработку; 
- затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки; 
- затраты на приемку и проверку материальных ресурсов; 
- затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках. 
 
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, решаемая посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

 

                                   Задача «сделать или купить»

 
   В закупочной логистике к задаче типа «сделать или купить» относится принятие одного из двух альтернативных решений: 
- самостоятельно формировать ассортимент, закупая ресурсы непосредственно у изготовителя; 
- закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде. 
 
            Рассмотрим возможные причины, по которым закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у изготовителя: 
 
1.   Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. 
 
2.   Цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам: 
            а) для мелкооптовых покупателей – 10 руб. за единицу; 
            б) для крупнооптовых покупателей – 8 руб. за единицу. 
 
            Посредник, закупив крупную партию по 8 руб., разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 12% наценкой, то есть 8,96 руб. за единицу. Посредник может позволить себе это, так как он специализируется на разукрупнении партий. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, и он вынужден продавать мелкооптовые партии по цене 10 руб., а не по 8,96 руб. 
 
3. Изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника. 

                                        

 

 

 

                                  Задача выбора поставщика 

   Одной из основных проблем, возникающих при закупке товара, является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы в реализации ее логистической стратегии. 
 
   Рассмотрим основные этапы выбора поставщика: 
 
1. Определение и оценка требований покупателей к количеству, качеству, срокам поставки и сервису, прилагаемому к товару. 
 
2. Определение типа закупок: установившиеся (постоянные) закупки, модифицированные закупки (в которых меняется поставщик или параметры закупаемых товаров), новые закупки (закупки, связанные с изменением конъюнктуры рынка). 
 
3. Анализ поведения рынка. Поставщик может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков, помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки. 
 
4. Идентификация всех возможных поставщиков и их предварительная оценка. 
 
5. После отбора наиболее подходящих поставщиков продукции происходит окончательный выбор поставщика. При этом используется метод многокритериальной оценки, включающий такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др. 
 
6. Реализация процесса поставок конкретной номенклатуры товаров от поставщика посреднической фирме: оформление договорных отношений, передача прав собственности на продукцию, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п.  
 
7. Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества продукции.  Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству продукции и сервиса. 
 
   Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. 
 
   Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики, особенно материалоемкими, расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции. 
 
 

   В западной практике закупочной деятельности выработан ряд “общих правил” или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение производства. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции, при прочих равных условиях, лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны. 
 
   В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:  
1.                      Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы. 
2.                      Не забывать демонстрировать на деле общность интересов. 
3.                      Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций. 
4.                      Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика. 
5.                      Соблюдать принятые на себя обязательства. 
6.                      Учитывать в деловой практике интересы поставщика. 
7.                      Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере. 
 

   Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. 
 
         Определение потребностей на основе заказов, происходит путем разложения спецификации на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. 
 
   Если потребности на основе заказов не могут быть определены, тогда используют метод определения потребностей на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза – прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов. 
 
                        Способы поставки закупаемых материалов

      Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требующее длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного потребления, требуемые к определенному моменту, закупаются на условиях договорной поставки, оговаривающей точное время подвоза. При таком способе поставки объем запасов материалов на фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. Способствуют резкому снижению производственных запасов регулярные поставки таких материалов, которые доставляются потребителю через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период. Фирмы осуществляют также конъюнктурные и спекулятивные закупки товаров. 
 
   Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов МТС. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы разгрузки в случае смешанных сообщений. 
 
   Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов. Снабженческая деятельность имеет однозначную цель – обеспечить эффективное выполнение производственной задачи за счет сведения, по возможности до минимума, объема запасов. Тем не менее было бы неправильно считать, что отсутствуют побудительные причины создавать излишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в производящих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами. 

                                                       Заключение 
   Основной целью закупочной логистики  является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Функции закупочной логистики: 
- Определить необходимое количество сырья и материалов для производства продукции; 
- Определить что закупать; 
- Сколько закупать; 
- Как закупать; 
- Выбрать поставщика; 
- Оформить заказ на поставку; 
- Проконтролировать выполнение заказа; 
- Разместить материалы на сладе. 
 
   Все эти функции по разному осуществляются на производстве. Количество материалов, дата начала поставок, и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании. Например, одни предприятия закупают сырье большими партиями для того, чтобы сгладить сезонные колебания в поставках, а другие – не большими партиями, чтобы свести к минимуму издержки связанные со складированием. 
 
            Особенно важными являются вопросы «что купить?», «сколько купить?» и «у кого купить?». В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись. На сегодняшний день эти вопросы стоят особенно остро в ситуации нестабильной экономики.  Некоторые предприятия предпочитают убытки от складирования сырья, чем от задержек с его поставкой или по другим нарушения контракта.       В ситуации когда все друг другу должны и никто не платит говорить о нормальном функционировании предприятия сложно. Но даже в таких условиях логистика в нашей стране развивается. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

                                       Список литературы

 

1.    Гаджинский А. М. Логистика, М 2006. 
 
2.    Гаджинский А. М. Логистика, М 1999

3.    Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика, СПб 1996. 
 
4.    Аникина Б.А. Логистика: Учебное пособие, М 1997. 
 
5.    Рахилькин А.В. Логистика фирмы, Новосибирск 1997.


Информация о работе Закупочная логистика