Запас в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что запасы составляют львиную долю в оборотном капитале большинства организаций. Избыток или дефицит запасов всегда оборачивается для компаний существенным снижением их прибыли и конкурентоспособности в современных рыночных условиях. При грамотном подходе к управлению запасами этого можно избежать.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Запасы в экономической системе предприятия…………………………..5
1.1. Понятие, сущность и виды материальных запасов…………………….5
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии……………..7
1.3. Зарубежный опыт управления запасами………………………………..9
2. Методы контроля за уровнем запасов…………………………………....13
2.1. АВС-анализ…………………………………………………………….....13
2.2. XYZ-анализ……………………………………………………………….14
2.3 Q - и Р-модели…………………………………………………………….15
3.Компания ТОО СП «HighTechLogistic»…………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение 1 Приемный акт………………………………………………..23
Приложение 2 Расходная накладная………………………………………...24
Приложение 3 Товарный запас………………………………………………26

Файлы: 1 файл

логистика почти.docx

— 100.89 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Запасы в экономической системе предприятия…………………………..5

1.1. Понятие, сущность и  виды материальных запасов…………………….5

1.2. Необходимость существования запасов на предприятии……………..7

1.3. Зарубежный опыт управления запасами………………………………..9

2. Методы  контроля за уровнем запасов…………………………………....13

2.1. АВС-анализ…………………………………………………………….....13

2.2. XYZ-анализ……………………………………………………………….14

2.3 Q - и Р-модели…………………………………………………………….15 

3.Компания  ТОО СП «HighTechLogistic»…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………..22

Приложение 1 Приемный акт………………………………………………..23

Приложение 2 Расходная накладная………………………………………...24

Приложение 3 Товарный запас………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Запас - то, что запасено, приготовлено, собрано для чего-нибудь, то, что имеется для использования. Слово «запас» используется в быту часто. Любой человек, любая семья располагают запасами продовольствия, хранящимися в холодильниках, погребах, кухнях; запасами одежды, хранящейся в шкафах, гардеробах, комодах; некоторыми запасами денег, которые могут храниться в самых неожиданных местах. Человек каким-либо образом ограничивает размер запасов даже в тех случаях, когда его финансовые возможности позволяют не экономить на запасах. При этом некоторая часть запасов удовлетворяет его текущую повседневную потребность, и эту часть запаса стали называть «текущий запас». Другая часть собрана «на всякий пожарный случай», и эту часть стали называть «страховой запас».

      А как  в производстве и торговле? Точно  так же, как и в быту. Только  материальные запасы в производстве  называют «производственными», а  в торговле - «товарными». Понятие  «запас» относится к наиболее  древним хозяйственным понятиям, и нет сомнений, что человек,  в отличие от хомяков, белок  и других «запасливых» животных  с доисторических  времен задумывался  о целесообразном уровне запасов.  Попытки математического решения  этой проблемы относятся к  началу прошлого столетия. Однако  до сих пор проблема эффективного  управления запасами остается  весьма актуальной для большинства  предприятий, организаций, фирм. Колоссальный объем оборотных  средств придает указанной проблеме  приоритетное значение. Избыточные  запасы нередко становятся причиной  многих неудач в бизнесе и  приводят к критическим ситуациям  и даже разорению предприятий.  Кризисы перепроизводства с образованием  крупномасштабных неликвидных запасов  продукции охватывали целые страны и регионы мира.

      Управление  запасами предприятия – интегрированный  процесс, обеспечивающий операций  с запасами внутри фирмы и  вне ее – на всем протяжении  цепи управления поставками. Политика  управления запасами обязательно  должна опираться на стратегию  предприятия в целом. Именно  от стратегии зависит выбор  модели управления запасами.

      Выбор политики  управления запасами практически  заключается в ответе на один, достаточно простой вопрос: какая  величина запасов является для  компании оптимальной?

      Очевидно, что запасы компании нужны  для того, чтобы выполнять заказы  своих клиентов на товары в  нужном количестве и в установленные  сроки. Однако запасы требуют  расходов на их содержание, пока  они не «дождутся своего часа»  и не будут реализованы. Причем  потери компании возрастают, прежде всего, за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.

      Поэтому  компания должна найти для  себя оптимальное сочетание между  издержками и выгодами от выбранного  уровня товарных запасов и  определить, какая величина запасов  по каждой товарной группе (или  даже позиции) является достаточной.  При этом желательно, от чисто  эмпирических наблюдений за ситуациями  типа: «есть заказы – нет товаров»  или «есть запасы – не хватает  денег», перейти к более объективным  критериям.

      Предметом исследования курсовой работы является управление запасами в закупочной логистике.

      Объектом  исследования – управление запасами и методика оптимизации запасов на основе имитационного моделирования была взята компания «DAMU Logistics».

      Исходя  из цели исследования - изучения основ управления запасами в закупочной логистике, перед курсовой работой поставлены следующие задачи:

      - Понятие,  сущность и виды материальных  запасов;

      - Необходимость  существования запасов на предприятии;

        - проанализировать  АВС и XYZ-анализы,  а также  Q- и Р-модели как методы управления  запасами;

      Актуальность  данной темы обусловлена тем,  что запасы составляют львиную  долю в оборотном капитале  большинства организаций. Избыток  или дефицит запасов всегда  оборачивается для компаний существенным  снижением их прибыли и конкурентоспособности  в современных рыночных условиях. При грамотном подходе к управлению  запасами этого можно избежать.

      При написании  курсовой работы использованы  учебники по коммерческой логистике,  а также публикации периодических  изданий последних лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Запасы в экономической  системе предприятия

1.2. Понятие, сущность и виды материальных запасов

 

      Материально-производственные  запасы являются составной часть  оборотных активов организации.

      Материальные  запасы – это находящиеся на  разных стадиях производства  и обращения продукция производственно-технического  назначения, изделия народного потребления  и другие товары, ожидающие вступления  в процесс производственного  или личного потребления.

      Материально-производственные  запасы в самом общем виде  классифицируются по трем видам:

     1. Производственные  запасы;

     2. Незавершенное  производство;

     3. Готовая продукция.

      К первой  группе относятся запасы сырья  и материалов, покупных полуфабрикатов  и комплектующих изделий, конструкций  и деталей, топливо, тару и  тарные материалы, отходы, запасные  части, прочие материалы.

      Для каждого  производственного процесса (или  стадии производственного процесса) могут быть выделены следующие  виды исходных материалов:

  а) Сырье, образующее  в результате переработки значительную  часть (по количеству или стоимости)  конечного продукта. К сырью, как  правило, относятся первичные  материалы, не прошедшие переработки  вообще или прошедшие ее в  незначительной степени. Примерами  могут служить продукты растениеводства,  животноводства или рыболовства;  продукты добычи и обогащения  руды в горнодобывающей и металлургической  промышленности, а также материалы,  получаемые в результате специфических  технологических процессов химической  и физической обработки. Исходные  продукты более высокой степени  переработки, например, предварительно  смонтированные детали, составляющие  значительную по количеству часть  конечного продукта, такого, как  электромотор, относятся к категории  полуфабрикатов. Процедура закупки  таких продуктов на стороне  аналогична закупке остальных  видов сырья.

  б) Вспомогательные  материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости)  часть в составе конечного  продукта. Тем не менее, такие  материалы могут иметь важное  функциональное значение. Примерами  вспомогательных материалов являются  швейные нитки при пошиве одежды, монтажные болты, проволока. Необходимо  также учитывать то обстоятельство, что отнесение продукта к той  или иной категории материалов  зависит от особенностей производственного  процесса. Так, те же нитки в  текстильной промышленности служат  сырьем для изготовления ткани.  Из проволоки определенного вида  могут изготавливаться скрепки,  и она в данном случае будет  являться сырьем.

  в) Производственные  материалы, не входящие в отличие  от сырья и материалов в  состав конечного продукта, но  необходимые для нормального  хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие  и эксплуатацию оборудования. К  таким средствам относятся смазочные  материалы, охлаждающая жидкость  для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства. К  числу производственных материалов  принадлежит также энергия, в  силу высокой стоимости и значительной  потребности в ней учитываемая,  как правило, отдельно от остальных  видов производственных материалов.

  г) К числу комплектующих  относятся продукты, не требующие  обработки вообще или требующие  ее в незначительной степени.  К числу производящихся с ними  операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка  и т. п.

      Сырье, полуфабрикаты,  вспомогательные материалы относятся  к общей категории сырье и  материалы (так как подвергаются  обработке или переработке в  процессе изготовления конечной  продукции).

      На пути  превращения сырья в конечное  изделие и последующего движения  этого изделия до конечного  потребителя создается два основных  вида запасов 

      Охарактеризуем  каждый из названных запасов.

      Производственные  запасы – запасы, находящиеся  на предприятиях всех отраслей  сферы материального производства, предназначенные для производственного  потребления. Цель создания производственных  запасов – обеспечить бесперебойность  производственного процесса

      Товарные  запасы – запасы готовой продукции  у предприятий-изготовителей, а  также запасы на пути следования  товара от поставщика к потребителю,  то есть на предприятиях оптовой,  мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях  и запасы в пути.

      Товарные  запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств  производства и предметов потребления.

      В условиях  производства продукции на основе  заказа на текущий период времени  (месяц, квартал) управление производственными  запасами приобретает особую  важность, вследствие чего сосредоточимся  в данной работе на изучении  проблем  управления именно  производственными запасами.

      Производственные  и товарные запасы подразделяются  на текущие, страховые и сезонные.

      Текущие  запасы – основная часть производственных  и товарных запасов. Они обеспечивают  непрерывность производственного  и торгового процесса между  очередными поставками.

      Страховые  запасы – предназначены для  непрерывного обеспечения материалами  или товарами производственного  или торгового процесса в случае  различных непредвиденных обстоятельств,  например, таких как:

    • отклонения  в периодичности и величине  партий поставок от предусмотренных  договором;

    • возможных  задержек материалов или товаров  в пути при доставке от поставщиков;

    • непредвиденного  возрастания спроса.

      Сезонные  запасы – образуются при сезонном  характере производства, потребления  или транспортировки. Примером  сезонного характера производства  может служить производство сельскохозяйственной  продукции. Сезонный характер  потребления имеет потребление  бензина во время уборочной  страды. Сезонный характер транспортировки  обусловлен, как правило, отсутствием  постоянно функционирующих дорог.

      Таким образом,  можно заключить, что в настоящее  время в экономической литературе  категория запасов описана достаточно  полно и подробно. Однако необходимо  выяснить насколько необходимы  запасы для предприятия, а также  определить виды затрат, которые  оно несет в связи с содержанием  запасов

 

 

    1.2. Необходимость  существования запасов на предприятии

 

      Объективная  необходимость образования запасов  связана с характером процессов  производства и воспроизводства.  Основной причиной образования  запасов является несовпадение  в пространстве и во времени  производства и потребления материальных  ресурсов.

       Необходимость  образования запасов особенно  важна в связи с непрерывным  углублением разделения труда.  Повышение производительности труда  происходит вследствие расширения  и углубления процессов специализации  и кооперирования, в результате  которых в процессе изготовления  конечного продукта участвует  все большее число предприятий.  Необходимость перемещения между  ними средств производства приводит  к образованию все большего  количества запасов, как по  величине, так и по номенклатуре.

      Образование  запасов связано также с необходимостью  обеспечения непрерывности процесса  производства на всех его стадиях.  В процессе выполнения договоров  поставки продукции и при ее  транспортировке могут происходить  отклонения от запланированных  сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства  должно осуществляться регулярно.  Поэтому от наличия и состояния  запасов в первую очередь зависит  ритмичная работа предприятия.

Информация о работе Запас в логистике