Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что запасы составляют львиную долю в оборотном капитале большинства организаций. Избыток или дефицит запасов всегда оборачивается для компаний существенным снижением их прибыли и конкурентоспособности в современных рыночных условиях. При грамотном подходе к управлению запасами этого можно избежать.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Запасы в экономической системе предприятия…………………………..5
1.1. Понятие, сущность и виды материальных запасов…………………….5
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии……………..7
1.3. Зарубежный опыт управления запасами………………………………..9
2. Методы контроля за уровнем запасов…………………………………....13
2.1. АВС-анализ…………………………………………………………….....13
2.2. XYZ-анализ……………………………………………………………….14
2.3 Q - и Р-модели…………………………………………………………….15
3.Компания ТОО СП «HighTechLogistic»…………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение 1 Приемный акт………………………………………………..23
Приложение 2 Расходная накладная………………………………………...24
Приложение 3 Товарный запас………………………………………………26
Указанные
выше факторы объясняют
2. Методы контроля за уровнем запасов
2.1. АВС–анализ
Прародителем АВС-анализа стало правило Парето, открытое в 1897 г. итальянским экономистом Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), которое гласит: 20% ассортиментных позиций приносит 80% прибыли.
На практике АВС–анализ выглядит, например, следующим образом1:
• 10% позиций ассортимента (группа А) дает 80% товарооборота;
• 15% позиций ассортимента (группа В) дает 15% товарооборота;
• 75% позиций ассортимента (группа С) составляют 5% товарооборота (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ассортимента по АВС - группам
Итак, 25% ассортиментных позиций составляют 95% товарооборота.
При всех многочисленных плюсах данного метода существует один значительный минус: данный метод не позволяет оценивать сезонные колебания товаров.
Сезонные препараты из группы «А» могут мигрировать и в группу «В» и в группу «С», ложась серьезным грузом в товарные остатки, а непродуманное сокращение группы «С» может привести к сокращению ассортимента и как следствие снижению оборота, в тоже время; оставшиеся товары распределятся снова по тому же принципу. Для принятия решения об оптимизации ассортимента и структуры товарных запасов наиболее прогрессивные руководители используют сочетание АВС-анализа и XYZ-анализа, о котором пойдет речь далее.
2.2. XYZ–анализ
XYZ-анализ – метод,
В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ).
Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям3:
• Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования.
• Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
• Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
В сочетании с АВС – анализом XYZ – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (С Z). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:
• AX, AY, AZ
• BX, BY, BZ
• CX, CY, CZ
В группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%, в группу Y - от 15 до 50%, в группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.
Для кого представляет наибольший интерес XYZ –анализ? В первую очередь – это дистрибуторы и производители, имеющие в России свои склады. Не секрет, что любая закупка товаров связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д.), а так же с прямыми рисками, как например списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия, особенно в сфере фармации, где многие товары являются сезонными, а значит, подвержены значительным колебаниям продаж.
АВС-анализ и XYZ-анализ превосходно дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого товара, структуру сбыта, то XYZ -анализ позволяет оценить скачки сбыта (его нестабильность).
Методика XYZ -анализа заключается в присвоении каждой товарной позиции коэффициента вариации. В нашем случае – это коэффициент, показывающий отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Коэффициент вариации выражается в процентах.
Например: значение коэффициента вариации в 1% или менее, говорит о том, что среднестатистические продажи по товару мало подвержены сезонным (или иным) колебаниям; значение коэффициента вариации в 25% - это сигнал к тому, что для данных препаратов среднестатистическое значение продаж не верно.
Расчет коэффициента вариации
(V). Формула для расчета
где хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,
x — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
п — число периодов.
2.3. Q- и Р-модели
Существует две основные модели управления запасами: модель с фиксированным объемом (называемая также моделью экономичного размера заказа или Q-моделью) и модель с фиксированным периодом (называемая также периодической моделью, моделью периодического контроля или Р-моделью)4.
Основное различие между ними состоит в следующем: при управлении по Q-модели очередной заказ на поставку осуществляется в момент, когда запас материала снизился до заданного уровня R (точка заказа). Это событие может произойти в любой момент и зависит от скорости потребления ресурса. Решение, принимаемое в Q-моделях можно сформулировать, например, так: когда уровень запаса снижается дол 75 ед. материала, следует заказать еще 85 ед. материала. При управлении запасами по Р-модели размещение очередного заказа осуществляется через заранее определенный (контрольный) период.
Использование Q-модели предполагает постоянный контроль остатка запаса. Эта модель требует, чтобы каждый раз, когда проводится изъятие ресурсов из запаса или добавление их в запас, выполнялась проверка, достигнута ли точка очередного заказа. При управлении по Р-модели вычисление остатка запаса проводится лишь по истечении контрольного периода. Ниже в табл. 1 представлены некоторые различия, которые обычно оказывают влияние на выбор той или иной модели.
Таблица 1
Q-модель |
Р-модель |
Фиксирование Т не предусматривается, поскольку очередные поставки осуществляются по потребности и дополнительного запаса создавать не нужно. |
В среднем имеет большой запас, поскольку ресурсов должно хватать до момента следующей поставки через фиксированный период Т. |
Рекомендуется для управления
запасами дорогостоящих ресурсов, так
как она обеспечивает наименьший
средний размер запасов. Такая модель
больше подходит для ресурсов, называемых
критическими, поскольку в ней
предусматриваются более |
Рекомендуется для управления запасами недорогостоящих ресурсов |
Характерна большая |
Для данной модели большая трудоемкость обслуживания нехарактерна. |
Для разработки модели управления
запасами необходимо установить функциональную
взаимосвязь между
TC = DV + (D/Q)A + 0,5QC,
где TC - суммарные годовые затраты (в денежных единицах);
D - годовая потребность в ресурсе (в натуральных единицах);
V - цена единицы закупаемого ресурса;
Q - объем заказываемого ресурса (оптимальная величина Q называется экономичным размером заказа (Economic Order Quantity - EOQ) или Qопт);
А - затраты на размещение одного заказа;
С - годовые издержки хранения единицы среднего запаса ресурса.
Слагаемые первой части уравнения представляют собой: DV - общую стоимость закупки ресурсов, исходя из годовой потребности в них; (D/Q)A - годовые затраты на размещение заказов; 0,5QC - годовые издержки хранения.
Затем для разработки модели управления запасами необходимо определить ту величину заказа Qопт, при которой суммарные затраты минимальны. Согласно уравнению Уилсона
Qопт = ,
Поскольку эта модель предполагает,
что потребность и время
R = aL,
где a - средняя дневная потребность в изделиях (постоянная величина);
L - время выполнения заказа в сутках (постоянная величина).
3. High Tech Logistic
ТОО СП «HighTechLogistic» предлагает абсолютный контроль над грузом. Качественно высокий уровень предоставляемых услуг делает компанию лидером в сфере логистики Казахстана. Компания эффективно решает любые задачи, связанные с хранением, транспортировкой, обработкой и таможенным оформлением грузов.
Компания обладает огромной
базой знаний и богатым опытом,
собрав воедино лучшие и современные
достижения в области логистики,
существующие на сегодняшний день.«
«HighTechLogistic» - это сплоченная команда, состоящая из специалистов России и Казахстана услуги позволят развивать свой бизнес, не отвлекаясь на организацию систем хранения Ваших товаров, их транспортировки и многочисленных таможенных операций.
Система менеджмента качества
компании ТОО СП «HighTechLogistic»
Виды деятельности Общества
Основным видом деятельности Общества является предоставление услуг 3PL- логистики – предоставление интегрированных логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров, в том числе:
1. учет и управление складскими запасами, приеемка, обработка, хранение и отгрузка товаров (складская логистика);
2. организация и управление перевозками, доставка конечному потребителю (транспортная логистика);
3. подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации (таможенная логистика).
В соответствии со спецификой материнской компании холдинга, Общество может оказывать следующие виды услуг:
- инвестиционная деятельность;
- оказание консалтинговых услуг (финансовых, юридических, операционных, по продажам);
В настоящее время, рынок складской логистики Алматинского региона представлен свыше 2 млн. кв. м. складских площадей, из которых определенная часть используются для собственных нужд крупными производителями и ритейлерами («in-house»), а большая часть – для оказания услуг сторонним организациям. Складские терминалы классов «А» и «B» оцениваются в приблизительно 25% от
объема рынка; порядка три четверти складских площадей – складские площади низкого качества (класс «C» и «ниже»), построенные в советскую эпоху.
На текущий момент подписаны соглашения с ведущими мировыми и казахстанскими производителями на размещение их производств на территории ИЛЦ «DAMU»
— Scania (сервисный центр по Центральной Азии для тяжелых грузовых машин и спецтехники)
— DANONE (завод по производству молочной продукции)
— Raimbek Bottlers (завод по производству напитков и соков)
— RSCC (завод по производству модульных домов) и т. д.
Заключение
Запас - то, что запасено, приготовлено, собрано для чего-нибудь, то, что имеется для использования. Слово «запас» используется в быту часто. Любой человек, любая семья располагают запасами продовольствия, хранящимися в холодильниках, погребах, кухнях; запасами одежды, хранящейся в шкафах, гардеробах, комодах; некоторыми запасами денег, которые могут храниться в самых неожиданных местах. Человек каким-либо образом ограничивает размер запасов даже в тех случаях, когда его финансовые возможности позволяют не экономить на запасах. При этом некоторая часть запасов удовлетворяет его текущую повседневную потребность, и эту часть запаса стали называть «текущий запас». Другая часть собрана «на всякий пожарный случай», и эту часть стали называть «страховой запас».