Запас в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что запасы составляют львиную долю в оборотном капитале большинства организаций. Избыток или дефицит запасов всегда оборачивается для компаний существенным снижением их прибыли и конкурентоспособности в современных рыночных условиях. При грамотном подходе к управлению запасами этого можно избежать.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Запасы в экономической системе предприятия…………………………..5
1.1. Понятие, сущность и виды материальных запасов…………………….5
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии……………..7
1.3. Зарубежный опыт управления запасами………………………………..9
2. Методы контроля за уровнем запасов…………………………………....13
2.1. АВС-анализ…………………………………………………………….....13
2.2. XYZ-анализ……………………………………………………………….14
2.3 Q - и Р-модели…………………………………………………………….15
3.Компания ТОО СП «HighTechLogistic»…………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение 1 Приемный акт………………………………………………..23
Приложение 2 Расходная накладная………………………………………...24
Приложение 3 Товарный запас………………………………………………26

Файлы: 1 файл

логистика почти.docx

— 100.89 Кб (Скачать файл)

      Указанные  выше факторы объясняют наличие  препятствий на пути практического  внедрения логистики по принципу  «точно вовремя». Помимо всего  прочего, при планировании инвестиций  необходимо оценивать степень  фактической выгоды от ее внедрения  по сравнению с альтернативными  вариантами. Так как при анализе  эффективности значительную часть  проблемы занимает оценка качественных  аспектов и рисков, то в силу  этого проведение подобных сравнительных  расчетов отличается сложностью. Поэтому оптимистические заключения  о снижении затрат в результате  внедрения системы «точно во  время» на 50 % и более должны  восприниматься с осторожностью.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы  контроля  за  уровнем запасов

 

2.1. АВС–анализ

 

Прародителем АВС-анализа  стало правило Парето, открытое в  1897 г. итальянским экономистом Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), которое гласит: 20% ассортиментных позиций приносит 80% прибыли.

На практике АВС–анализ выглядит, например, следующим образом1:

•  10% позиций ассортимента (группа А) дает 80% товарооборота;

•  15% позиций ассортимента (группа В) дает 15% товарооборота;

•  75% позиций ассортимента (группа С) составляют 5% товарооборота (рис. 1).


 

Рисунок 1. Распределение  ассортимента по АВС - группам

Итак, 25% ассортиментных позиций  составляют 95% товарооборота.

При всех многочисленных плюсах данного метода существует один значительный минус: данный метод не позволяет  оценивать сезонные колебания товаров.

Сезонные препараты из группы «А» могут мигрировать  и в группу «В» и в группу «С», ложась серьезным грузом в товарные остатки, а непродуманное сокращение группы «С» может привести к сокращению ассортимента и как следствие  снижению оборота, в тоже время; оставшиеся товары распределятся снова по тому же принципу. Для принятия решения  об оптимизации ассортимента и структуры  товарных запасов наиболее прогрессивные  руководители используют сочетание  АВС-анализа и XYZ-анализа, о котором  пойдет речь далее.

 

2.2. XYZ–анализ

 

XYZ-анализ – метод, позволяющий  анализировать и прогнозировать  стабильность тех или иных  бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных  видов товаров, предсказуемость  рыночного поведения различных  групп покупателей, колебания  уровня потребления тех или  иных ресурсов и т.п.)2.

В сочетании с АВС –  анализом – это выявление безусловных  лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ).  

Результатом XYZ - является группировка  ресурсов по трем категориям3:

•  Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования.

•  Категория  Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

•  Категория  Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

В сочетании с АВС –  анализом XYZ – это выявление безусловных  лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (С Z). Всего при проведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:

•  AX, AY, AZ

•  BX, BY, BZ

•  CX, CY, CZ

В группу X попадают товары с  колебанием продаж в течение года от 5 до 15%, в группу Y - от 15 до 50%, в  группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.

Для кого представляет наибольший интерес XYZ –анализ? В первую очередь – это дистрибуторы и производители, имеющие в России свои склады. Не секрет, что любая закупка товаров связана с большими издержками для компании (логистика, хранение и т.д.), а так же с прямыми рисками, как например списание товара по сроку годности. Ведение точной сбалансированной закупки является приоритетной задачей как оптового, так и розничного предприятия, особенно в сфере фармации, где многие товары являются сезонными, а значит, подвержены значительным колебаниям продаж.

     АВС-анализ и XYZ-анализ превосходно дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого товара,  структуру сбыта, то XYZ -анализ позволяет оценить скачки сбыта (его нестабильность).

Методика XYZ -анализа заключается  в присвоении каждой товарной позиции  коэффициента вариации. В нашем случае – это коэффициент, показывающий отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Коэффициент вариации выражается в процентах.

Например: значение коэффициента вариации в 1% или менее, говорит о  том, что среднестатистические продажи  по товару мало подвержены сезонным (или  иным) колебаниям; значение коэффициента вариации в 25% - это сигнал к тому, что для данных препаратов среднестатистическое значение продаж не верно.

Расчет коэффициента вариации (V). Формула для расчета коэффициента вариации:

где хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,

x — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

п — число периодов.  

 

 

2.3. Q- и Р-модели

 

Существует две основные модели управления запасами: модель с  фиксированным объемом (называемая также моделью экономичного размера  заказа или Q-моделью) и модель с фиксированным периодом (называемая также периодической моделью, моделью периодического контроля или Р-моделью)4.

Основное различие между  ними состоит в следующем: при  управлении по Q-модели очередной заказ на поставку осуществляется в момент, когда запас материала снизился до заданного уровня R (точка заказа). Это событие может произойти в любой момент и зависит от скорости потребления ресурса. Решение, принимаемое в Q-моделях можно сформулировать, например, так: когда уровень запаса снижается дол 75 ед. материала, следует заказать еще 85 ед. материала. При управлении запасами по Р-модели размещение очередного заказа осуществляется через заранее определенный (контрольный) период.

Использование Q-модели предполагает постоянный контроль остатка запаса. Эта модель требует, чтобы каждый раз, когда проводится изъятие ресурсов из запаса или добавление их в запас, выполнялась проверка, достигнута ли точка очередного заказа. При управлении по Р-модели вычисление остатка запаса проводится лишь по истечении контрольного периода. Ниже в табл. 1 представлены некоторые различия, которые обычно оказывают влияние на выбор той или иной модели.

 

 

Таблица 1

Q-модель

Р-модель

Фиксирование Т не предусматривается, поскольку очередные поставки осуществляются по потребности и дополнительного  запаса создавать не нужно.

В среднем имеет большой  запас, поскольку ресурсов должно хватать  до момента следующей поставки через  фиксированный период Т.

Рекомендуется для управления запасами дорогостоящих ресурсов, так  как она обеспечивает наименьший средний размер запасов. Такая модель больше подходит для ресурсов, называемых критическими, поскольку в ней  предусматриваются более жесткий  контроль над запасами, а, следовательно, и оперативная реакция на угрозу исчерпания запаса. 

Рекомендуется для управления запасами недорогостоящих ресурсов

Характерна большая трудоемкость обслуживания, поскольку каждое добавление или изъятие ресурса должно четко  регистрироваться в системе управления запасами.

Для данной модели большая  трудоемкость обслуживания нехарактерна.


Для разработки модели управления запасами необходимо установить функциональную взаимосвязь между интересующими  нас переменными. В данном случае нас интересуют общие затраты  на создание запасов, которые можно  выразить уравнением

TC = DV + (D/Q)A + 0,5QC,

где TC - суммарные годовые затраты (в денежных единицах);

D - годовая потребность в ресурсе (в натуральных единицах);

V - цена единицы закупаемого ресурса;

Q - объем заказываемого ресурса (оптимальная величина Q называется экономичным размером заказа (Economic Order Quantity - EOQ) или Qопт);

А - затраты на размещение одного заказа;

С - годовые издержки хранения единицы среднего запаса ресурса. 

Слагаемые первой части уравнения  представляют собой: DV - общую стоимость закупки ресурсов, исходя из годовой потребности в них; (D/Q)A - годовые затраты на размещение заказов; 0,5QC - годовые издержки хранения.

Затем для разработки модели управления запасами необходимо определить ту величину заказа Qопт, при которой суммарные затраты минимальны. Согласно уравнению Уилсона

Qопт = ,

Поскольку эта модель предполагает, что потребность и время выполнения заказа являются постоянными величинами, резервный (буферный) запас не требуется, и точка повторного заказа R определяется по формуле

R = aL,

где a - средняя дневная потребность в изделиях (постоянная величина);

L - время выполнения заказа в сутках (постоянная величина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. High Tech Logistic

 

     ТОО СП «HighTechLogistic» предлагает абсолютный контроль над грузом. Качественно высокий уровень предоставляемых услуг делает компанию лидером в сфере логистики Казахстана. Компания эффективно решает любые задачи, связанные с хранением, транспортировкой, обработкой и таможенным оформлением грузов.

Компания обладает огромной базой знаний и богатым опытом, собрав воедино лучшие и современные  достижения в области логистики, существующие на сегодняшний день.«HighTechLogistic использует новейшие технологии для обработки грузов, их надежного хранения, быстрой и эффективной транспортировки.

     «HighTechLogistic» - это сплоченная команда, состоящая из специалистов России и Казахстана услуги позволят развивать свой бизнес, не отвлекаясь на организацию систем хранения Ваших товаров, их транспортировки и многочисленных таможенных операций.

Система менеджмента качества компании ТОО СП «HighTechLogistic» сертифицирована  в соответствии с требованиями ISO 9001:2008, успешно прошла ресертификационный аудит, проведенный компанией TUV SUD Ukraine

      Виды деятельности Общества

Основным видом деятельности Общества является предоставление услуг 3PL- логистики – предоставление интегрированных логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров, в том числе:

     1. учет и управление складскими запасами, приеемка, обработка, хранение и отгрузка товаров (складская логистика);

     2. организация и управление перевозками, доставка конечному потребителю (транспортная логистика);

     3. подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации (таможенная логистика).

     В соответствии со спецификой материнской компании холдинга, Общество может оказывать следующие виды услуг:

- инвестиционная деятельность;

- оказание консалтинговых услуг (финансовых, юридических, операционных, по продажам);

     В настоящее время, рынок складской логистики Алматинского региона представлен свыше 2 млн. кв. м. складских площадей, из которых определенная часть используются для собственных нужд крупными производителями и ритейлерами («in-house»), а большая часть – для оказания услуг сторонним организациям. Складские терминалы классов «А» и «B» оцениваются в приблизительно 25% от

объема рынка; порядка три четверти складских площадей – складские площади низкого качества (класс «C» и «ниже»), построенные в советскую эпоху.

     На текущий момент подписаны соглашения с ведущими мировыми и казахстанскими производителями на размещение их производств на территории ИЛЦ «DAMU»

— Scania (сервисный центр  по Центральной Азии для тяжелых  грузовых машин и спецтехники)

— DANONE (завод по производству молочной продукции)

— Raimbek Bottlers (завод по производству напитков и соков)

— RSCC (завод по производству модульных домов) и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Запас - то, что запасено, приготовлено, собрано для чего-нибудь, то, что имеется для использования. Слово «запас» используется в быту часто. Любой человек, любая семья располагают запасами продовольствия, хранящимися в холодильниках, погребах, кухнях; запасами одежды, хранящейся в шкафах, гардеробах, комодах; некоторыми запасами денег, которые могут храниться в самых неожиданных местах. Человек каким-либо образом ограничивает размер запасов даже в тех случаях, когда его финансовые возможности позволяют не экономить на запасах. При этом некоторая часть запасов удовлетворяет его текущую повседневную потребность, и эту часть запаса стали называть «текущий запас». Другая часть собрана «на всякий пожарный случай», и эту часть стали называть «страховой запас».

Информация о работе Запас в логистике