Запас в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что запасы составляют львиную долю в оборотном капитале большинства организаций. Избыток или дефицит запасов всегда оборачивается для компаний существенным снижением их прибыли и конкурентоспособности в современных рыночных условиях. При грамотном подходе к управлению запасами этого можно избежать.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Запасы в экономической системе предприятия…………………………..5
1.1. Понятие, сущность и виды материальных запасов…………………….5
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии……………..7
1.3. Зарубежный опыт управления запасами………………………………..9
2. Методы контроля за уровнем запасов…………………………………....13
2.1. АВС-анализ…………………………………………………………….....13
2.2. XYZ-анализ……………………………………………………………….14
2.3 Q - и Р-модели…………………………………………………………….15
3.Компания ТОО СП «HighTechLogistic»…………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение 1 Приемный акт………………………………………………..23
Приложение 2 Расходная накладная………………………………………...24
Приложение 3 Товарный запас………………………………………………26

Файлы: 1 файл

логистика почти.docx

— 100.89 Кб (Скачать файл)

      Наличие  запасов позволяет бесперебойно  обеспечивать выполнение установленной  производственной программы. Отсутствие  на предприятии материалов вследствие  исчерпания запасов нарушает  ритм работы производственного  процесса, приводит к простоям  оборудования или даже к необходимости  перестройки технологического процесса.

      Одной из  причин создания запасов является  также возможность колебания  спроса (непредсказуемое увеличение  интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу  товаров можно предсказать с  большой долей вероятности. Однако  прогнозировать спрос на конкретный  товар гораздо сложнее. Поэтому,  если не иметь достаточного  запаса этого товара, либо исходных  материалов для его изготовления  в случае работы предприятия  «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос  не будет удовлетворен, то есть  клиент уйдет с деньгами и  без покупки.

      Скидки  за покупку крупной партии  товаров также могут стать  причиной создания запасов.

      В современных  условиях хозяйствования в России  одной из основных проблем  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий является проблема  роста цен. Значительное удорожание  материальных ресурсов, необходимых  для производственного процесса  неблагоприятно сказывается на  функционировании предприятия, ведет  к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного  процесса. Таким образом, вложение  свободных средств в производственные  запасы является одним из возможных  способов избежать падения покупательной  способности денег.

      С другой  стороны, предприятие, сумевшее  предвидеть инфляционные процессы  в экономике, создает запас  с целью получения прибыли  за счет повышения рыночной  цены. В данном  случае речь  идет о спекулятивном характере  создания запасов.

      Процесс  оформления каждого нового заказа  на поставку материалов и комплектующих  сопровождается рядом издержек  административного характера (поиск  поставщика, проведение переговоров  с ним, командировки, междугородние  переговоры и т.п.). Снизить эти  затраты можно сократив количество  заказов, что равносильно увеличению  объема заказываемой партии и,  соответственно, повышению размера  запаса.

      Сезонные  колебания производства некоторых  видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы  данной продукции, дабы избежать  проблем в снабжении в неблагоприятные  периоды. В основном это касается  продукции сельского хозяйства.

      Кроме того, накопление запасов часто является  вынужденной мерой снижения риска  недопоставки (недоставки) сырья и  материалов, необходимых для производственного  процесса предприятия. Следует  отметить, что в этой связи  предприятие, ориентирующееся на  одного основного поставщика, находится  в более уязвимом положении,  чем предприятие, строящее свою  деятельность на договорах с  несколькими поставщиками.

      Однако  политика накопления материальных  запасов ведет к значительному  оттоку денежных средств предприятия  из оборота. Зависимость эффективности  производства от уровня и структуры  запасов заключается в том,  предприятие несет определенные  затраты на обеспечение сохранности  запасов.

      В современных  работах по экономике предприятия  и логистике выделяют следующие  основные виды затрат, связанные  с созданием и содержанием  запасов:

    • коммерческие  затраты – проценты за кредит; страхование; налоги на капитал,  вложенный в запасы;

    • затраты на  хранение – содержание складов  (амортизация, отопление, освещение,  заработная плата персоналу и  т.д.); операции по перемещению  запасов;

    • затраты,  связанные с риском потерь  вследствие: устаревания, порчи,  продажи по сниженным ценам,  замедления темпов потребления  данного вида материальных ресурсов;

    • потери, связанные  с упущенной выгодой от использования  вложенных в производственные  запасы средств в другие альтернативные  направления: увеличения производственной  мощности; снижение себестоимости  продукции; капиталовложения в  другие предприятия.

      При этом  долговременное содержание запасов,  порой даже чрезмерной их величины  приводит к образованию на  российских предприятиях так  называемых «неликвидов» ( запасов,  которые не могут быть использованы  ни на самом предприятии, ни  реализованы сторонним потребителям.

      Таким образом,  при многих положительных моментах  создания запасов предприятие  несет значительные расходы по  их формированию и содержанию.

      В связи  с этим необходимо выяснить  существует ли возможность функционирования  предприятия в условия отсутствия  запасов либо при их минимальной  величине. Для этого рассмотрим  западный опыт управления запасами.

 

 

1.3. Зарубежный  опыт управления запасами

 

      Логистические  технологии в области управления  запасами, применяемые западными  производителями направлены в  основном на минимизацию материальных  запасов. Примерами таких систем  являются следующие методы:

      МРП (Materials Requirements Planing) – планирование потребности  в материалах – система планирования  производственных ресурсов.

      «Канбан»  – метод, обеспечивающий оперативное  регулирование количества произведенной  продукции на каждой стадии  поточного производства.

      «Точно  вовремя» (Just-in-time) –общий организационный  подход, с помощью которого, в  результате учитывающего детали  спроса, точного управления, значительно  сокращаются запасы и тем самым  длительность производственного  цикла.

      ОПТ –  (Optimized Production Technologies) – оптимизированные  производственные технологии.

      ДРП (Distribution Requirements Planing) – система управления  и планирования распределения  продукции.

      Рассмотрим  логистический метод «Канбан»  и организационный подход «точно  вовремя».

      Концепция  управления производством на  основе принципа канбан применяется  в течение довольно длительного  времени.

      Ее принципы  были разработаны в Японии  в 50-е годы на автомобильных  заводах фирмы «Тойота». С начала 80-х годов эта концепция нашла  свое применение в Германии. Она  характеризуется следующими чертами.

        1) Производственный  процесс подразделяется на ряд  подсистем типа «поставка –  получение». В рамках каждой из  таких подсистем происходит перемещение  материалов.

        2) На  основе каждой определенной подсистемы  «поставка – получение» образуется  самостоятельный участок (самоуправляющийся  участок). Процесс регулирования  потока материалов, осуществлявшийся  ранее централизованно, заменяется  на децентрализованное управление  по местам непосредственного  движения материалов. Документооборот  реорганизуется так, чтобы он  происходил на том же уровне, что и движение материалов. Тем  самым отпадает необходимость  в централизованной обработке  данных.

        3) Управление  транспортировкой товаров осуществляется  из пункта назначения. Данный  принцип заменяет ранее применявшиеся  системы управления из пункта  отправления или централизованного  управления транспортными потоками. Каждый участок, получающий материалы  в ходе производства, должен при  возникновении потребности в  них обращаться на участок,  осуществляющий доставку данного  вида материалов.

        4) При  этом для транспортировки используются  стандартизированные контейнеры, на  каждом из которых имеется  специальная карточка, или канбан (яп. «канбан» ( карточка, табличка). При  выгрузке содержимого контейнера  в пункте назначения его карточка  остается в этом пункте и  служит для дальнейшей передачи  информации об использовании  данного вида материала. Использованные  карточки собираются в пункте  расхода материалов; затем поставляющий  данный вид материалов участок  осуществляет текущий контроль  за их использованием. Каждая  отдельная карточка или их  совокупность отражают плановое  задание производства или снабжения  для конкретного участка.

      После выгрузки  содержимого какого-либо контейнера  он снабжается в пункте выгрузки  специальной транспортной карточкой  взамен изъятой производственной  карточки. Транспортная карточка  закладывается в пункте выгрузки  для тех же целей, что и  производственная карточка ( в пункте  отправления. Карточки содержат  полное описание материала, необходимого  для повторного заказа или  производства. Таким образом, на  производственных участках, наряду  с децентрализованным регулированием  потока материалов, осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.

5) Регулирование общего  количества материалов в обороте,  включая полуфабрикаты, осуществляется  косвенным образом путем установления  верхней границы количества материалов, так как для каждого участка  выдается заранее определенное  количество карточек на каждый  вид материалов.

      При анализе  системы канбан видно, что она  может применяться только в  определенных случаях, и не  всегда ее использование является  целесообразным. Одним из наиболее  значимых последствий применения  системы канбан является тот  факт, что при этом невозможно  осуществлять средне- и долгосрочное  планирование точных объемов  потребности в материалах. Переход  на систему канбан целесообразен  только в тех случаях, когда  вопросы оптимизации по экономии  издержек на переналадку производства  не играют большой роли.

      Сторонники  системы канбан особо подчеркивают  возможность сокращения запасов  на складах сырья и материалов  на промежуточном хранении и  на складах готовой продукции  путем поставки материалов непосредственно  по мере необходимости использования  их в производстве.

Этот общий принцип ( применительно  к области снабжения трактуемый как доставка материалов с немедленным  запуском их в производство ( может  быть реализован и помимо системы  канбан.

      Применяемая  в последнее время на многих  западных предприятиях подобная  концепция получила название  системы «точно вовремя».

      В рамках  системы «точно вовремя» доставка  материалов осуществляется непосредственно  перед моментом его использования.  Система канбан представляет  собой, таким образом, специфическую  разновидность логистики по принципу  «точно вовремя». Этот принцип  состоит в том, что экономия  на затратах при последовательном  сокращении складских запасов  всех видов выше, нежели связанные  с таким сокращением дополнительные  расходы на частую переналадку  производства, закупку и запуск  в производство малых партий  сырья и материалов. Реализация  системы «точно вовремя» на  производстве состоит в следующем.

1) Производственный процесс  организуется по поточному принципу.

2) Происходит сокращение  запасов, в силу чего выявляются  «узкие места» производства, где  ранее были скрыты возможности  экономии материалов.

3) Высвобождающиеся при  сокращении запасов средства  направляются на наращивание  производственных мощностей с  целью преодоления качественных  и количественных недостатков  и ликвидации «узких мест».

4) Сокращается время на  переналадку, в частности, путем  использования гибких производственных  систем.

      Внедрение  системы «точно вовремя» требует  таких же предпосылок, что и  логистика канбан. В большинстве  случаев невозможно охватить  этой системой весь производственный  процесс, поэтому представляется  целесообразным разделить его на стадии таким образом, чтобы к ним в отдельности была применима система «точно вовремя».

      Внедрение  принципа «точно вовремя» в  области снабжения предполагает, прежде всего, проведение соответствующих  переговоров с поставщиками. После  этого уровень запаса исходных  сырья и материалов сокращается  до минимума, необходимого для  покрытия потребности в них  во время физической доставки.

      К числу  обеспечивающих мер относятся  меры по повышению дисциплины  поставок, а также своевременное  информирование поставщиков о  сроке и объеме поставок. Реализация  принципа «точно вовремя» предполагает, помимо соответствующей готовности  поставщика, также стандартизацию  обработки заказов и тесное  информационное взаимодействие  поставщика и покупателя. Необходимы  также передача функции контроля  качества предприятию поставщика, обеспечение надежности системы  транспортировки, эффективная организация  приема поставляемых материалов  покупателем.

Информация о работе Запас в логистике