Барьеры в массовых коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения независимые от их природы. Трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность народов и государств, облекаясь в форму различных запретов, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать.

Файлы: 1 файл

барьеры.docx

— 29.80 Кб (Скачать файл)

1.1 Понятие барьера

Из чего складывается наша жизнь? Она состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д.- в целях удовлетворения наших потребностей. Их существует множество и понятие каждого из них соответственно разное. Первым глубоко осознал большой потенциал понятия «барьер» З. Фрейд - основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке. В России одним из первых созидательную роль барьеров вскрыли ученые в области научного творчества. Оказалось, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера. Это явление обнаружил Б.М. Кедров и назвал «барьером». Открытие совершается как процесс его преодоления. Теперь наука не может обойтись без понятия «барьер».

Так что же такое барьер? Обычно барьеры трактуются в житейском понимании как нечто не желаемое, то что создает помеху. В нашем же понимании барьер - это универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник.

Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения независимые от их природы. Трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность народов и государств, облекаясь в форму различных запретов, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать.

Барьер как элемент системы

Барьеры всегда являются элементом какой-то системы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Без барьеров не может существовать ни один комок вещества, без них не было бы Вселенной, людей, государств. Под их влияние возникают и функционируют организаторские системы разных модальностей. И человек перестал быть дикарем, когда обрел нравственный барьер - совесть, образующий духовный стержень цивилизованного общества. Барьер - это определенное отношение элементов,оказывающее воздействие на систему. Специфика этого воздействия заключается в торможении, сопротивлении, противодействии, блокировании, лишении и т.д. Понятие «барьер» можно определить как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них.

По отношению к другим элемента барьер выполняет следующие основные функции:

·  стабилизация: барьер останавливает движение;

·  коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет направление

·  энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием барьера;

·  дозировка: барьеры дозируют движения;

·  торможение: барьер замедляет движение;

·  лишение: барьер ослабляет функциональные возможности.

Роль барьера в жизни природы столь велика, как и в жизни общества и отдельной личности.

Барьеры в жизни личности

По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые разные факторы: закрытая дверь, ступеньки лестницы, которые надо одолеть, нехватка нужной информации, недостаток самообладания, усталость, пространство и время, и т.д.

Барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.

Барьер - субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Существуют внешние и внутренние барьеры. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннюю трудность. Внешние барьеры связаны с внутренними, продуцируют их. Такие барьеры сопровождаются эмоциональным стрессом, огорчением, раздражением и т.д.

Барьеры в деятельности

Важную роль в структуре деятельности играют барьеры. Именно барьеры дают импульс к движению деятельности, обусловливают содержание и смену ее фаз. Итак, рассмотрим четыре фазы структуры деятельности.

1 фаза – ориентировочная

Под влиянием ценностно-информационных барьеров развиваются ценностные отношения, способность ориентироваться в новых ситуациях, осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий.

2 фаза - программирование

В качестве помехи выступает структурно-информационный барьер. Эта фаза учит планировать постановку и решение проектировочных задач в деятельности.

3 фаза - реализация программы

В качестве помехи выступает предметно-преобразовательный барьер. Под влиянием барьера развивается мастерство исполнения.

Фаза продиктована барьером рассогласования. Фаза прививает навыки самоконтроля. Достигнутое теряет свое очарование, что стимулирует постановку новых, высоких целей. Отсюда- полицикличность деятельности.

Как мы видим, барьеры играют решающую роль в деятельности. Деятельность не только развивает, но и развивается. Анализируя все вышесказанное можно наконец то дать понятие барьера.

Барьер - широкое понятие, объединяющее в одно целое механизмы разных психических структур, открывающие новые возможности для развития.

1.2 Барьеры массовой  коммуникации

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Выделяют 4 класса барьеров.

1.Барьеры, обусловленные  факторами среды

К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

·  акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и т.д.;

·  отвлекающая окружающая обстановка - все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

·  температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении;

·  погодные условия - дождь, ветер, давление и т.д.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

2. Технические барьеры

Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Понятие «шум» ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком.

3. Человеческие барьеры

Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социо-культурный барьеры коммуникации. Рассмотрим каждый барьер подробно.

1) Межъязыковые барьеры

Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти общего в общении.

2) Социальные барьеры.

Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры:

·  Барьер разного уровня жизни;

·  Барьер национальных культур;

·  Барьер лжи и обмана.

3) Психологические барьеры

В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции:

·  Функция психологического препятствия;

·  Функция психологической защиты.

4) Психофизические барьеры

Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота).

5) Социокультурные барьеры

Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социокультурные барьеры.

4. Барьеры сообщения

Барьеры сообщения также можно разделить на барьеры:

1) Семантический барьер

В сообщении используется многозначные слова.

2) Фонетический барьер

В сообщении используется быстрая, невыразительная или медленная речь; акценты (звуки- паразиты)

3) Стилистический барьер

Стиль сообщения не соответствует ситуации существования.

4) Логический барьер

Внутри сообщения сложная логика рассуждений.

5) Профессиональное неприятие

6) Нестандартные участники  сообщения

Объект сообщения не соответствует открытию привлекательности.

7) Инерция включенности

При столкновении сообщения с другими проблемами, яркость и значимость в сообщении не является настолько сильной, чтобы отвлечь его.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение «донести» свое мнение, свои знания до партнера- часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

1.3 Барьеры межличностной  коммуникации

Среди барьеров межличностной коммуникации выделяют:

барьер отрицательных эмоций, плохого настроения, восприятия, речи, установок, первого впечатления, а также барьер взаимопонимания. Рассмотрим подробнее каждый вид межличностных коммуникативных барьеров.

1)Барьер отрицательных  эмоций

Эмоции- это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия и неудовольствия, радости и страха, и т.п. Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты и стрессы.

·  Барьер отрицательных эмоций можно подразделить на несколько барьеров.

·  Барьер общения. Возникает на почве страдания или даже горя. Барьер общения вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Очень часто это выражается в агрессивности или в стремлении избежать общения, замкнуться в одиночестве. Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции могут следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.

·  Барьер страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций –плохие переменные разговора. Носители таких качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.

2) Барьер плохого настроения

У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, черствости окружающих и собственной черствости. Плохое настроение можно отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в общении.

Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт вызывают отрицательные эмоции у всех. Чтобы это предотвратить наиболее разумным будет отказаться от беседы, предложить перенести ее на другое время.

3) Барьер восприятия

Каждый человек стремится, чтобы его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремление отчетливым, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виноваты обе стороны. Чтобы достичь максимального эффекта коммуникации, требуется отдать отчет в том, что существуют барьеры речи, установки, впечатление.

4) Барьер речи

Эмоциональное состояние человека существенно сказывается на его речи.

Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. Существенное значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая нервная система затрудняет четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, чаще попадает в нелепые ситуации.

5) Барьер установки

Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. В основе такого разговора лежит установка, т.е сформировавшаяся в человеке оценка или стереотип. Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к разным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки.

Люди с подвижной установкой, обнаруживают стремление к активности.

Обладатели статичных установок с трудом адаптируются, некоммуникабельны. Установки создают в общении впечатление, что у человека нет своего мнения, а устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы собеседнику дороже всякой реальности.

Информация о работе Барьеры в массовых коммуникациях