Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
университет»
Институт Экономики отраслей, бизнеса
и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Реферат по предмету
«Управление отношениями с общественностью»
на тему:
«Цели службы по связям с общественностью
в выборных кампаниях»
Выполнила: студентка группы 23 ПВ
301
Драчёва А.Л.
Проверила: преподаватель Аюпова
С.Г.
Челябинск 2012
Содержание
Введение
1. Понятие о службах по связям с общественностью
2. Понятие о выборных кампаниях
3. Цели службы
по связям с общественностью в выборных кампаниях
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Одним из феноменов
современной мировой политической
культуры является Public Relations (PR), дословный
перевод с английского - «связи с общественностью»,
которые можно назвать технологией
формирования общественного мнения. Задача
PR - перевод прагматических целей организации,
политической партии, органа власти в
приемлемую для общества политику.
PR в современной
России - это совершенно новая сфера деятельности.
Приемы PR в политической сфере стали главным
орудием разнообразных политических кампаний.
Можно привести бесчисленные примеры
удачных (или неудачных) политических
PR-акций в России последнего десятилетия,
которые стоили политической карьеры
не одному деятелю или объединению. Многообразие
и специфика этих приемов позволили выделить
их в отдельное понятие «политтехнологи»,
которые иногда называют «черным» пиаром.
Вообще, понятия «белого» и «черного»
PR вошли в нашу жизнь в основном в приложении
к политическим или выборным проектам.
При этом так и остается загадкой, как
различить два этих оттенка работы по
связям с общественностью - граница размыта,
и определения, какой именно PR будет считаться
черным, какой белым, выработать невозможно.
Однако понятие «черного» пиара ничего
в себе не несет хотя бы потому, что технологий,
используемых для связей с общественностью
или политических акций, существует бесконечное
множество.
Политические
PR-технологии получили наибольшее распространение
в избирательных кампаниях. Кроме того,
неотъемлемой составной частью политического
процесса общества стал лоббизм, как особая
система и практика реализации интересов
отдельных организаций и разнообразных
групп общественности путем целенаправленного
влияния на законодательные и исполнительные
органы государственной власти.
1. Понятие
о службах по связям с общественностью
Public Relations (связи
с общественностью) сегодня - это
целая система специфической
деятельности в экономической,
политической, социальной, культурной и других сферах.
«Цель PR - установление двустороннего
общения для выявления и общих представлений
или общих интересов и достижение взаимопонимания,
основанного на правде, знании и полной
информированности». Блэк С. Паблик рилейшнз:
Что это такое? / С.Блэк. - М.: Финансы, 1990.
- С.13.
В зависимости
от существующих в государстве типа
властных отношений выделяются три
модели связей с общественностью: властвования
и подчинения, переходная и управленческая.
Модель
властвования и подчинения.
В государстве тоталитарного типа
интеракции государства с обществом строятся
по принципу властвования и подчинения.
В качестве общественности выступают
«подданные», имеющие лишь одно право
- выражать солидарность с правящим режимом.
Личность и создаваемые личностями общественные
объединения рассматриваются как потенциальный
источник влияния в обществе, конкурирующем
с государством. Инициативные действия,
совершаемые населением, расцениваются
государственными органами как посягательство
на государственные интересы.
Анализируя советские формы
государственного ПР, обнаруживаются
различные формы идеологического воздействия
в виде агитации и пропаганды. Советские
ПР были частью общей идеологического
обеспечения партийно-административного
руководства. Вербальные коммуникации
с обществом в системе идейно-политической
пропаганды носили название «устная агитация».
Сюда входили беседы лекторов и политинформаторов,
тематические вечера, вечера вопросов
и ответов, выступления агитбригад, дискуссии,
единые политдни, «ленинские пятницы».
Средства
визуальной коммуникации именовались
«наглядной агитацией» - это плакаты, лозунги,
транспаранты, схемы, диаграммы, фото стенды,
доски почета, стенные газеты, украшавшие
места общественного скопления. «Специальные
события» назывались «долговременными
пропагандистскими акциями». Ими могли
быть различные кампании и трудовые соревнования,
рейды, фестивали, юбилеи, походы по местам
боевой и трудовой славы и так далее. Все
это широко освещалось СМИ – «коллективными
пропагандистами, агитаторами и организаторами».
Существовавшие
в советский период общественные
организации типа профсоюзов, комсомола,
женских, ветеранских, молодежных организаций,
а также иные объединения и
ассоциации не были, в точном смысле
этого слова, общественными - это
была часть государственного аппарата,
его особая, специфическая, строго зарегулированная
составляющая. Несмотря на чаще всего
формальный характер общественных инициатив,
нередко они поддерживались искренним
участием социально активных людей, с
большим запросом оптимизма и альтруизма.
С их помощью образовывались постоянные
общественные связи, а жесткие конструкции
приобретали видимость реальных механизмов
диалога с государственными структурами,
социальными группами.
Подобная
модель связей с общественностью, где
политические отношения складываются
как отношения «властвования» и «подвластности»,
практически неотделима от политической
агитации и пропаганды.
Переходная
модель.
Строительство
в Росси демократии актуализировало
потребность создания диалога государства
и формирующего гражданского общества.
Этому содействовали три основные причины.
Во-первых, государство, как политический
институт демократического общества,
стремится найти такой способ управления,
при котором объект и субъект управления
не были бы антагонистически разделены,
а выступали бы как взаимозависимые субъекты
общественных отношений.
Во-вторых, формирующееся
гражданское общество, со своей стороны,
также старается увеличить свои
прерогативы за счет различных институтов
регулирования и испытывает потребность в эффективных технологиях
взаимодействия с государством и с различными
группами общественности - отечественной,
международной и т.д.
В-третьих, в
политическом поведении российских
граждан очевидны черты агрессивности
и радикализма, подчас принимающие
антиобщественные формы. Следовательно,
высока степень конфликтности и велика
потребность как государство, так и общества
в коррелирующих механизмах взаимодействия
- таких как компромисс, переговоры, солидарное
разрешение конфликта.
В современной
российской действительности формируются
отношения государства и общества как
управляющих и управляемых. ПР приобретает
в этих условиях иное качество, прежде
всего под воздействием того, что государство
выступает как структура, имеющая своей
главной целью не власть, а управление
- регулирование упорядочение социальных,
экономических и прочих взаимоотношений
людей. Поэтому стратегия коммуникаций
общества и государства основывается
на принципиально новом понятии - взаимодействие.
Данное взаимодействие
сталкивается с рядом проблем:
Государство обладает мощными институализированными формами и структурами принуждения, а гражданское общество лишь формируется и находится почти в постоянной зависимости от государства - его правовой защиты, экономической и финансовой поддержки.
Государство далеко не всегда оказывается способным на позитивный политический диалог и демонстрирует агрессивные волюнтаристские поползновения.
Гражданское общество, прежде всего в лице его экстремистски настроенных объединений, для достижения приоритетных политических целей может использовать средства, принципиально несогласующиеся с нормами кодифицированного права.
В условиях демократии
государство основывается в своей
работе на критерии законности. В России
в период 1995-97 гг. было принято более
200 нормативных законодательных
актов, регулирующих деятельность общественных
объединений только на федеральном уровне.
В широком
значении взаимодействие государства
с общественными структурами
отражено через такие формы, как
поддержка, взаимодействие, право на получение информации,
учет мнений и предложений, привлечение
к участию при подготовке решений, привлечение
к работе в государственных органах, наделение
контрольными полномочиями. Определены
также институты открытой демократии,
такие как согласительные комиссии, общественные
советы и палаты, слушания по различным
проблемам.
Помимо законодательно
оформленных форм существуют также
различные механизмы и технологии
связи с общественностью, необходимые
и востребованные и общественными
организациями, и органами власти. Отношения государства
и общества на переходном этапе демонстрируют,
наряду с убеждающей коммуникацией, зрелый
ПР - с постоянным использованием научно-исследовательских
методов изучения целевой общественности,
установлением и поддержанием обратной
связи.
Управленческая
модель.
В этой модели
общественность контактирует с государством
как получающий услуги клиент или
совокупность клиентов. Ориентация клиента
и его запросы, приверженность активному
стилю действий в решении конкретных
проблем, простота структуры и профессионализм,
открытость и доступность - вот далеко
не полный перечень принципов практической
деятельности государственных структур.
Связи с общественностью
в этих условия государство будет
строить на основе самых эффективных
методов - соглашений, долгосрочных контрактов,
информационного взаимодействия, участии
в законотворческом процессе, совместной
разработке и осуществлении социальных
программ.
Суть данной
модели заключается в ведении
партнерского диалога между государством
и гражданским обществом при доминировании
интересов последнего. В зрелой модели
ПР государство и общество вступают в
равноправные партнерские взаимоотношения.
В результате взаимодействия происходят
изменения состояния не только объекта
взаимодействия - состояния общественного
мнения граждан, например, но и того субъекта,
который вступает во взаимоотношения.
Подобная модель - оптимальная модель
управления сложнейшими коммуникативными
процессами, складывающимися в условиях
взаимодействия правового демократического
государства и развитого гражданского
общества.
Участие связей
с общественностью в государственном
управлении можно охарактеризовать
как содействие государству в
разрешении объективных противоречий
между плюрализмом политической
сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии
с общедемократическими тенденциями общественного
развития государственные службы должны
совершенствоваться и способствовать
формированию гражданского общества,
для чего приоритетным направлением является
налаживание прямых и обратных связей
с гражданами. Так что к основным функциональным
задачам ПР в системе госуправления можно
отнести:
- участие
в демократизации государственного
управления
- содействие
становлению гражданского общества.
Существует
прямая зависимость между уровнем управления
и особенностями служб ПР: в региональных
и муниципальных органах власти широко
реализуется коммуникативная функция
и общение с гражданами постоянно и организованно.
На федеральном уровне акцентируется
взаимодействие с прессой, аналитическая
и прогностическая деятельность. В целом
деятельность государственного ПР обеспечивает
согласование общесоциальных, корпоративных
и частных интересов.
Возможности
ПР могут быть использованы в целях
повышения открытости государственного
управления и приближения к интересам
граждан. Закрытость органов управления,
недостаточное или неэффективное взаимодействие
с общественностью приводят к отчуждению
людей от власти, что может стать предпосылкой
социальных потрясений.
Существует
целая группа причин, которые порождают недоверие
граждан к органам власти. Прежде всего,
это так называемые «технические» причины,
когда государственные органы вследствие
отсутствия структур и специалистом в
сфере связей с общественность не умеют
разъяснять гражданам цели и мотивы своей
деятельности, не дают адекватного представления
о ее характере и тех условиях, в которых
они вынуждены работать и решать проблемы.
Следующие причины «культурно-исторического»
типа, суть которых заключается в традиционно
высокой степени политической и социальной
активности российских граждан, предрасположенности
нашего общества к противостоянию населения
и власти.
«Организационные» причины связаны с недостаточностью
квалифицированных и компетентных профессионалов,
что вызвано переходом к новой модели
организации общества и изменением характера
работы с общественностью.
Причины «ресурсные» связаны с недостаточным
финансированием госслужбы, отсутствием
необходимой материальной и технической
базы, ограниченностью располагаемых
временных ресурсов и пр.