Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие индивида с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Россия находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об идеологической функции СМИ, выполняемой благодаря возросшей тенденции их к манипулированию общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, в том числе и виртуальная среда, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие индивида с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Россия находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об идеологической функции СМИ, выполняемой благодаря возросшей тенденции их к манипулированию общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, в том числе и виртуальная среда, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.
Само развитие и распространение СМИ имеет двоякий смысл. С одной стороны существуют положительные стороны, такие как практически неограниченный доступ к информационным ресурсам без учета временных и пространственных рамок, процесс глобализации. С другой – развитие СМИ как техническое, так и содержательное, привело к качественному изменению назначения средств массовой информации: к коммерциализации, изменению идеологических взглядов, служению групповым интересам, к искажению фактов и сведению личных счетов. Таким образом, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания.
Таким образом, возвращаясь к актуальности выбранной темы, суммируем вышеизложенное: на современном этапе развития и функционирования СМИ существуют различные проблемные аспекты, нуждающиеся в более подробном рассмотрении, одним из которых является воздействие на формирование общественного сознания при помощи манипуляции последним.
Степень научной разработанности. В наше время проблемы массовых информационных процессов и медиатизации общества, являющиеся сущностными для теории массовой коммуникации, нашли свое отражение в трудах, посвященных проблемам влияния средств массовой информации на общественное сознание. Андрейченко Г., Грачева В. в статье «Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания» подробно расписывают сущность и структуру общественного сознания. Елькин Р. так же рассматривает данную тему в своей работе под названием «Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы»; Чеснокова В.Ф. посвятила главу «Общественное сознание. Социологический метод. Лекция 7» в своей книге «Язык социологии» мыслям знаменитого французского социолога Э. Дюркгейма об общественном сознании и его значимости для общества; Черных А. в книге «Мир современных медиа», в которой целая глава посвящена термину «Усталость сострадать», описывает становление и развитие данной концепции. Климов И. в статье «Еще раз о Ящике» пишет о воздействии на общественное сознание телевидения, основанном на формуле Лассуэлла: кем, что, кому, по какому каналу было передано и с каким эффектом. Он констатирует, что за этим лежит представление, что если какое-то воздействие было выплеснуто в аудиторию, последняя, приняв этот сигнал, каким-то образом начнет реагировать на него и действовать с учетом этого. Кара-Мурза С.Г. в книге «Манипуляция сознанием» выявил устройство всей машины манипуляции общественным сознанием как технологии господства. Монография Дьяковой Е.Г. и Трахтенберга А.Д. «Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоритических подходов» посвящена анализу проблемы конструирования реальности в процессах массовой коммуникации в американской социологии. Мельник Г.С. в статье «Стереотипы, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации» акцентирует внимание на том, что воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов и имиджей. Маланов М.Б. в работе «Интеллектуальный продукт, издательские технологии и средства массовой информации в процессах формирования общественного сознания» в современном обществе обосновывает понятие «инфрократия», то есть власть информационных структур. Он указывает на способность информационных продуктов, с одной стороны, иметь исчерпывающую информацию по всем сферам деятельности, включая полную информацию о каждом гражданине, а с другой - возможность использовать эту информацию в целях манипулирования сознанием огромных масс людей предельно возрастает при использовании всего многообразия современных технических средств. Каландаров К.Х. в работе «Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов» рассматривает манипулирование общественным сознанием при помощи феномена массовых коммуникаций: «именно в области СМК происходит завоевание умов и чувств людей. Процесс взаимодействия МК с массовым сознанием выглядит таким образом, что, с одной стороны, массовое сознание отражается в процессах коммуникации, с другой же стороны, оно подвергается постоянному воздействию средств коммуникации, в большей степени ими формируется». Шиллер Г. в работе «Манипуляторы сознанием» выявил пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием. Кондрашин И. в статье «Общественное сознание» рассматривает понятие общественное сознание, приводя эмпирически полученные графики различных показателей. Салемгареева Л.С. так же рассматривала это понятие в своей работе «СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования». Зелинский С.А. в книге «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» рассматривал средства массовой коммуникации, информации и пропаганды, как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс.
Объект исследования – формирование общественного сознания.
Предмет исследования – особенности влияния средств массовой информации на формирование общественного сознания.
Целью проведения исследования явилось выявление способов влияния СМИ на сознание индивидов и его последствий, сказавшихся на формировании общественного сознания.
В процессе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть понятие общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование;
− выявить способы манипулирования общественным сознанием;
− проанализировать формирования общественного сознания под воздействием СМИ.
Гипотеза: средства массовой информации, влияя на формирование стереотипов, общественного мнения и искажение реальности, изменяет общественное сознание.
Теоретическую основу исследования составили труды таких деятелей науки, как Андрейченко Г. и Грачевой В. «Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания», Елькина Р. «Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы», Чесноковой В.Ф. «Общественное сознание. Социологический метод. Лекция 7», Черных А. «Мир современных медиа», Климова И. «Еще раз о Ящике», Кара-Мурза С.Г «Манипуляция сознанием», Дьяковой Е.Г. и Трахтенберга А.Д. «Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоритических подходов», Мельник Г.С. «Стереотипы, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации», Маланова М.Б. «Интеллектуальный продукт, издательские технологии и средства массовой информации в процессах формирования общественного сознания», Каландарова К.Х. «Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов», Шиллера Г. «Манипуляторы сознанием», Кондрашина И. «Общественное сознание», Салемгареевой Л.С. «СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования», Зелинского С.А. «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» и других.
Методологическую основу исследования составили принципы объективности и научности.
Задачи, решаемые в ходе
исследования, потребовали применения
с одной стороны общенаучных ме
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе исследования, проведенного в 2010г. в 14 городах России. В исследовании было задействовано 30 респондентов в возрасте 15 – 17 лет.
Научная новизна определяется тем, что впервые при исследовании воздействия средств массовой информации на общественное сознание были использованы результаты анкетирования, проведенного на данном контингенте.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована для дальнейшего проведения исследований в этом направлении.
1 Теоретические аспекты изучения общественного сознания
1.1 Понятие и сущность общественного сознания
Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением [1].
Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. В процессе деятельности люди обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей. Исходя из этого, получается, что индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. Так, еще Дюркгейм на рубеже XIX – XX веков отмечал эту взаимосвязь: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и характеризуют нас, между тем как состояния, обнимаемые вторым, общи всей группе. Первое представляет и устанавливает только нашу индивидуальную личность, второе представляет коллективный тип, и, следовательно, общество. ... Но эти два сознания, хотя и различны, связаны друг с другом, так как в итоге составляют только одно…» [18].
Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.
Существуют три вида сознания, выделяемые по его субъекту, или носителю. К ним относятся индивидуальное, групповое и массовое сознания. Носителями этих видов являются, соответственно, индивид, некая социальная группа и неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью [6].
Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей [1].
Обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология [6].
К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя: накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов; житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях; народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Оно ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности.
Обыденное сознание очень близко к индивидуальному. Тем не менее, это массовое, коллективное сознание и формируется оно в сознании определенных групп. Определение массового сознания представляется довольно сложным. Это связано с тем, что в действительности массовое сознание является очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собой совокупность психических, гносеологических и социальных по природе духовных образований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания. Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми его противоречиями, особенностями и различием наполняющих его компонентов.
Категория «массовое сознание» может рассматриваться в тесной связи с категорией «общественное мнение» [1]. Общественное мнение — это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т.д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным.
На уровне обыденного сознания развивается социальная психология, являющаяся одной из составных частей обыденного сознания. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их повседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общественная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия.
Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию. Идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.
Многообразие видов
общественно-практической деятельности
людей порождает различные
– политическое,
– правовое,
– нравственное,
– эстетическое,
– религиозное или атеистическое,
– философское или научное.
Процесс дифференциации общественного сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества.
Критериями разграничения форм общественного сознания выступают [1]:
– предмет отражения, особая сторона или аспект общественного бытия;
– способы, приемы и методы отражения общественного бытия;
– особенности возникновения и развития каждой из существующих форм;
– социальные функции каждой из форм общественного сознания.
Все формы общественного сознания тесно связаны между собой и оказывают друг на друга активное воздействие. В различные социальные эпохи их роль в жизни общества меняется.
Таким образом, получается, что практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием. Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и др. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность [6]. Следовательно, его сущность выражается в том, что общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.
1.2 Формирование общественного сознания
Как уже говорилось ранее, общественное сознание имеет определенную структуру, состоящую из двух уровней: нижний представляет собой обыденное сознание, включающее в себя эмпирические знания и общественную психологию, верхний – теоретический уровень – состоит из двух основных элементов: естественно-технических знаний и идеологии. Для более точного рассмотрения процесса формирования общественного сознания необходимо рассмотреть условия формирования его основных компонентов.
Обыденное сознание – это синтез знаний людей, возникающих в процессе производственного и иного опыта и общественной психологии. Большое значение в обыденном сознании имеет общественная психология Она представляет собой сложный синтез социальных чувств, настроений, представлении, побуждений, привычек, а также различных иллюзий и предрассудков, которые формируются под влиянием повседневных условий жизни, быта людей. Все элементы психологии и ее проявления (вкусы, эмоции, волевые акты и т.д.) несут на себе, прежде всего печать определенного класса. Социальные, классовые черты в общественной психологии являются определяющими, главными [4]. Вместе с тем существуют и национально-психологические компоненты, характеризующие особенности темперамента, традиций, культуры, исторического прошлого. В общественной психологии имеются также и элементы, выражающие профессиональные черты и особенности людей. Но основная окраска и содержание всех психологических образований определяются экономическим строем, классовыми интересами, социальными потребностями.