Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие индивида с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Россия находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об идеологической функции СМИ, выполняемой благодаря возросшей тенденции их к манипулированию общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, в том числе и виртуальная среда, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.
Верхний уровень, общественного сознания включает в себя естественно-технические знания и идеологию. Естественно-технические знания занимают все большее место в структуре общественного сознания. Их объем особенно быстро увеличивается во время научно-технической революции, когда количество информации возрастает значительно быстрее, чем в обычных условиях. В научном знании имеется много компонентов: теории, законы, категории, принципы, идеи, учения, гипотезы. Они являются лишь тогда научными, когда содержат в себе истину, знания, верно отражающие те или иные процессы бытия. Роль этих элементов в жизни человека огромна. Ныне практически нет ни одной области человеческой деятельности, которая могла бы обходиться без воздействия научного знания, без воздействия науки [4].
Наука как процесс развивающегося знания дифференцируется на множество наук специальных, часто очень тесно связанных между собой, взаимопроникающих и добавляющих друг друга. В процессе добывания нового знания осуществляется его дифференциация и интеграция, слияние и отпочкование новых наук. При огромном росте научных открытий человек не в состоянии обладать в полной мере энциклопедическими знаниями, однако овладевать так называемыми основами наук просто обязан [4]. Без опоры на необходимый минимум основополагающих знаний по физике, химии, биологии, другим наукам в современных условиях невозможно формирование верного, цельного мировоззрения, сложно осуществлять и специализацию при профессиональной подготовке.
Наконец, в теоретическом слое сознания, на рациональном уровне отражения действительности, находится идеология. Она представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов. Идеология как теоретическое самосознание класса выражает его наиболее глубинные интересы. Идеология тесно связана с экономическим базисом и всей структурой производственных отношений и политических институтов. Истинная идеология глубоко научна, так как она исходит из объективного изучения общественных процессов, материалистического понимания их существа, решающей роли народных масс в истории, классовой борьбы как главного социального двигателя в антагонистических обществах [4].
Идеология включает в себя теоретические концепции, выражающие суть общественного строя и его идеалы, взгляды и идеи, обосновывающие функционирование данной социальной системы. В реальной действительности общественное сознание выступает в конкретных формах.
На начальных ступенях существования человеческой цивилизации в результате низкой степени зрелости сознание фактически не дифференцировалось. В процессе разделения труда стали выделяться различные формы общественного сознания, приобретая специфические признаки. Сначала оформилась мораль, затем религия, искусство. Позднее выделились в самостоятельные формы общественного сознания политическое сознание, правовое сознание, философия.
Существование различных
форм общественного сознания обусловлено
многообразием, сложностью объективного
мира, а также реальными
Таким образом, общественное сознание формируется в условиях социальной реальности. Чем более развито общество, тем более развитым оказывается его сознание. Следовательно, на каждом этапе развития определенных обществ оформляется определенный этап социального сознания со своей психологией и идеологией.
2 СМИ как
субъект манипуляции
2.1 Способы манипуляции общественным сознанием, применяемые СМИ
Одним из самых распространенных форм манипуляции является стереотипизация. Подробно это явление рассматривал в своей работе «Манипуляция сознанием» С.Г. Кара-Мурза.
«Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стереотипы – неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании...» [9].
Стереотипы включают в себя отношение личности к какому-либо объекту или явлению. Стереотипы в некоторых случаях служат «шаблонами» поведения как отдельных индивидов, так и социальных групп. Множество людей чтобы каждый раз не думать о возможном выходе из какой-либо ситуации используют шаблонный способ, помогая манипулятору достичь своей цели. Цели манипулятора могут быть прозрачными и непрозрачными. Прозрачными называют цели, имеющие видимую материальную выгоду, непрозрачными – когда явление манипуляции присутствует, но цели окружающим не ясны. В большинстве своем СМИ руководствуются главной целью – получение какой-либо выгоды, будь то повышение рейтингов или высокие гонорары заказчиков. В своей работе «Манипуляция сознанием» С.Г. Кара-Мурза утверждает, что в настоящее время средства массовой информации не считают важным выполнять свою главную функцию – донесение достоверной информации массам, а зачастую искажают ее под интересы господствующей олигархии.
В той же книге он выдели основные способы достижения СМИ своих корыстных целей, а именно способы манипуляции сознанием. Кара-Мурза подразделил их на три группы: «язык символов», «язык образов» и «иные знаковые системы» [9]. Первая и вторая группы используются достаточно активно, тогда как вторая – частично: т.к к ней относятся числа, звуки и запахи, а по техническим причинам современные СМИ еще не научились использовать запах как средство манипуляции.
Внушаемость посредством слов возникла еще до появления способности человека к аналитическому мышлению, т.к. оно является глубинным свойством психики. Основоположником направления, изучающего роль слова в пропаганде считается социолог Гарольд Лассуэлл, разработавший методы семантического анализа текстов (изучения использования тех или иных слов для передачи или искажения смыслов). Лассуэлл создал целую систему, ядром которой стали принципы создания «политического мифа» с помощью подбора соответствующих слов [9]. Это напрямую связано со СМИ, т.к. их деятельность регулирует политическая элита. Главным методом в рамках языка слов является замена простых, понятных слов более сложными для восприятия этих слов массами. Делается это для того, чтобы создать впечатление подкрепленности мысли наукой.
Природа манипуляции образами состоит в том, что наряду с открыто посылаемыми адресату речевыми сообщениями манипулятор посылает скрытый сигнал, возбуждающий в воображении у адресата нужный манипулятору образ. Это скрытое воздействие опирается на способность адресата создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному манипулятору руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия [9].
Числа играют в искусстве манипуляции роль не менее важную, чем речь и образы. Если числа привязаны к формулам, то влияние такими данными будет иметь максимальный эффект. Это происходит потому, что математические формулы и уравнения психологически имеют намного большее значение, чем здравый смысл. Такой способ манипуляции помимо СМИ использует экономика, политика, социология. А информацию, полученную этими науками используют СМИ в своих целях, иногда корректируя полученные данные.
Звуковая манипуляция используется СМИ в большей степени в развлекательных передачах, где сигналом псевдосмешного момента используется звуковое сопровождение, в виде смеха аудитории.
По мнению различных ученых, самое успешное манипулирование производится на телевидении, т.к. в нем сочетаются практически все технологии манипуляции. Так, если в публицистике восприятие визуальное, а в радиовещании – слуховое, то в телевидении совмещены оба этих типа. Таким образом, степень эффективности манипулятивного влияния телевидения связана с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию.
Подводя итог рассмотрению используемых технологий, необходимо напомнить, что рассмотренные выше способы в большинстве своем носят негативный характер, т.к. направлены на достижение корыстных целей заказчиков выпускаемой СМИ продукции и самих СМИ. При такой позиции, масс-медиа не интересуются последствиями проведенных ими манипуляций. А последствия могут оказаться небезвредными, сначала на уровне стереотипизированного общественного мнения, потом на уровне общественного сознания и в завершении – на уровне общества в целом.
2.2
Формирование стереотипов и
По изучению теоретических материалов делается вывод о том, что во-первых, индивидуальное сознание взаимозависимо с общественным, во-вторых, его становление происходит по мере становления и развития самого общества, в-третьих, на формирование общественного сознания и основных его компонентов непосредственное влияние оказывают СМИ. Таким образом, в рамках данных выводов возникла необходимость в проведении исследования, главным объектом которого является возрастная категория подростков. По мнению многих психологов, дети и подростки наиболее подверженная манипулированию категория людей, т.к. они не имеют еще собственной системы ценностных ориентаций. В контексте этого подростки пользуются стереотипами, навязанными им внешними факторами, к числу которых так же относятся СМИ.
В процессе исследования были выявлено огромное количество объединений подростков и довольно взрослых людей по интересам. Критерием выбора таких объединений стала принадлежность к российскому фанатскому движению западных фильмов жанра фентези («Сумерки», «Гарри Поттер» и «Властелин колец»). Однако, непосредственно в самом исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте 15-17 лет из 14 городов России.
Анализ результатов показал, что все задействованные подростки получают положительные эмоции, связанные с просмотром фильмов. При этом, как видно из рисунка 1, большая часть респондентов просмотром фильма повышает себе настроение.
Рисунок 1 – Смотрите ли Вы данный фильм для «поднятия настроения»?
Если эти распределения сопоставить с тем, что почти все респонденты (80%), считают придуманный мир лучше, чем реальный (рисунок 2), то в этом контексте получается, что подростки, погружаясь на время просмотра в фентезийный мир, «отдыхают» от окружающей реальности.
Рисунок 2 – Считаете ли Вы, что мир, созданный в данных фильмах по каким-то параметрам лучше, чем современная реальность?
Особое внимание при этом необходимо уделить фильму «Властелин колец», где, в отличие от двух остальных фильмов, действия происходят в «параллельном мире», который имеет свою историю и даже собственный отсчет времени. Фанаты данного фильма составили большую часть (рисунок 3) ответивших положительно на вопрос «Считаете ли Вы, что мир, созданный в данных фильмах по каким-то параметрам лучше, чем современная реальность?». При этом приблизительно 89% респондентов – молодые люди. В данном фильме их привлекают сражения, созданные при помощи спецэффектов, «героизм» главных героев и сама по себе «иная реальность».
Рисунок 3 – Соотношение положительных ответов фанатов на вопрос «Считаете ли Вы, что мир, созданный в данных фильмах по каким-то параметрам лучше, чем современная реальность?»
На фан-сайте данного фильма существует множество тем, посвященных ролевым играм. Участники «перевоплощаются» в главных героев и решают различного рода проблемы «Средиземья» (иная реальность), в том числе и политические, обсуждают стратегии сражений. Тем самым становится очевидным тот факт, что подростки-фанаты данного фильма, «отходя» от действительности, посвящают свое время воображаемому миру.
Однако, «Властелин колец» не единственный фильм, поклонники которого посвящают свободное время жизни «в другой реальности». На фан-сайтах фильма о мальчике-волшебнике («Гарри Поттер») в процессе сбора информации к исследованию были выявлены и другие формы проявления «погруженности в иную реальность». Например, фанатам предлагается наравне с приобретением различной атрибутики приобщиться к «любимой игре волшебников – квиддичу». Данная игра связана с «полетами на метлах» и в контексте этого фанатам предлагается не только книга с правилами данной игры, но и различные атрибуты (метлы, костюмы, мячи и т.д.). Или, например, в социальных сетях («Вконтакте») образована группа фанатов фильма, в которой администраторы выполняют роли преподавателей и учат «студентов» «магии». При этом существует не только утвержденное «расписание занятий», но и система «домашних заданий».
Кинематограф
в равной степени отношения к
СМИ относится и к отрасли
искусства. Поэтому так же носит
черты, присущие этому виду культуры.
Например, идеализация реально