Государственная информационная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель:
1. Изучение информационной политики с различных точек зрения;
2. Определение основных перспектив ее развития.
В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследование теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;
- выявление основных тенденций развития и влияния информационной политики на развитие страны;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Основы государственной информационной политики России…. 5-15
1.1. Роль государственной информационной политики для общества ……5-8
1.2 Цели и задачи государственной информационной политики (ГИП) ….9-13
1.3 Информационно-телекоммуникационная инфраструктура РФ …………14-15
Глава 2. Исследование государственной информационной политики ……16-20
2.1 Информационное право в России ………………………………………16-17
2.2 Организация и проведение исследования ………………………………18-19
2.3 Результаты исследования эффективности использования
информационной политики ………………………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………...21-23
Список литературы ……………………………………………………………24-25
Приложение

Файлы: 4 файла

Введение с 3 по 25 стр.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Среди глобальных тенденций развития мирового сообщества отмечается рост значения информации и знаний. Информация является одной  из базовых человеческих потребностей и фундаментом любой социальной организации.

Она является сегодня важнейшим  ресурсом для достижения целей социально-экономического развития страны в целом, включая государственное и муниципальное управление, предпринимательство, охрану здоровья, образование, доступное жилье, развитие сельского хозяйства, охрану окружающей среды и предотвращение катастроф, успешную борьбу с экстремизмом и терроризмом.

Россия как часть мировой  цивилизации находится на пути становления  информационного общества, которое  предоставляет необходимые возможности  по созданию и использованию информации и знаний, расширению человеческих коммуникаций, приводит к формированию новой информационной, инновационной экономики - важнейшего фактора устойчивого повышения благосостояния людей.

Последнее десятилетие прошло под знаком перехода промышленно  развитых стран на новую ступень социально-экономического развития, связанную с кардинальным изменением способов производства и формированием новой структуры общественных отношений.

Это стало возможным  благодаря бурному развитию информационных и телекоммуникационных технологий.

Это и предопределяет актуальность вопросов государственной  информационной политики Российской Федерации, которая в определяющей степени  будет влиять на качество и темпы  перехода нашей страны на новую ступень  развития - стадию информационного  общества.

В качестве объекта исследования избран коммуникативный аспект развития социально-политических отношений социума и власти.  
          Предмет — социально-политическая эволюция и закономерности коммуникативных взаимоотношений общества и власти в России.

Гипотеза: состояние общественного сознания в значительной степени определяется состоянием свободы средств массовой коммуникации. Поэтому завершающим этапом развития государственной власти является правовое государство, когда средства массовой информации и коммуникации становятся одним из основных инструментов диалога общества и власти, позволяющим регулировать социально значимые проблемы от важнейших до локальных.

В этой связи  определяется актуальность выбранной  темы данной курсовой работы, в соответствие с которой ставится следующая цель:          1. Изучение информационной политики с различных точек зрения;

2. Определение основных перспектив ее развития.

В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- исследование  теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;

- выявление  основных тенденций развития  и влияния информационной политики  на развитие страны;

- выявление  основных перспектив дальнейшего  развития информационной политики  и становления нового типа  экономического роста.

 

 

Глава 1. Основы государственной информационной политики России

1.1. Роль  государственной информационной  политики для общества

Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.

Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей.

На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью  средств массовой информации. В последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности.

С начала 90-х  годов формулируются и развиваются  принципы и положения государственной  политики информатизации, выраженной в различных программах информатизации. Основное содержание этой политики сводилось  с небольшими вариациями к обеспечению  научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций.                                                                        Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.

Формирование  информационного общества опирается  на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства.

При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском  пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

В рамках государственной  информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны.

Необходимость решения столь масштабных задач  требует эффективного управления всеми  видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.

На механизмы  реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них.

Практическая  реализация ГИП в современных  российских условиях требует широкой  психологической кампании по поддержке  ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.

Свободное создание, распространение и потребление  информации как важнейшее конституционное  право граждан находится в  фокусе общественного внимания и  именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства.

Хотя впереди  еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже  можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации.

Отсюда возникает  необходимость активного участия  всех заинтересованных граждан и  структур в конкретизации, развитии и реализации положений государственной информационной политики.

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели  и задачи государственной информационной  политики (ГИП)

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.

«Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной  стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного  общества и вхождению страны в  мировое информационное сообщество.

Основой этого  перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности» [10; 201-202]

Основными задачами ГИП являются:

1. Модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

2. Развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

3.Эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

4. Обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

5. Подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

6.Создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого  информационно-телекоммуникационного  пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Государственная информационная политика будет эффективной  лишь в случае, если она носит  комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Система массового  информирования является основным средством  формирования массового сознания, каналом  информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения  политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан [2;7-9].

«Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:

 

1. Система формирования и использования информационных ресурсов;

2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

3.Научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;

4.Рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;

5. Домашняя компьютеризация;

6. Международное сотрудничество;

7. Системы обеспечения информационной безопасности;

8. Правовая база информационных отношений»

Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

«Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества, а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают

Оглавление.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титул.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственная информационная политика в России