Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:10, курсовая работа
Цель:
1. Изучение информационной политики с различных точек зрения;
2. Определение основных перспектив ее развития.
В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследование теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;
- выявление основных тенденций развития и влияния информационной политики на развитие страны;
Введение ……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Основы государственной информационной политики России…. 5-15
1.1. Роль государственной информационной политики для общества ……5-8
1.2 Цели и задачи государственной информационной политики (ГИП) ….9-13
1.3 Информационно-телекоммуникационная инфраструктура РФ …………14-15
Глава 2. Исследование государственной информационной политики ……16-20
2.1 Информационное право в России ………………………………………16-17
2.2 Организация и проведение исследования ………………………………18-19
2.3 Результаты исследования эффективности использования
информационной политики ………………………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………...21-23
Список литературы ……………………………………………………………24-25
Приложение
Введение
Среди глобальных тенденций развития мирового сообщества отмечается рост значения информации и знаний. Информация является одной из базовых человеческих потребностей и фундаментом любой социальной организации.
Она является сегодня важнейшим ресурсом для достижения целей социально-экономического развития страны в целом, включая государственное и муниципальное управление, предпринимательство, охрану здоровья, образование, доступное жилье, развитие сельского хозяйства, охрану окружающей среды и предотвращение катастроф, успешную борьбу с экстремизмом и терроризмом.
Россия как часть мировой
цивилизации находится на пути становления
информационного общества, которое
предоставляет необходимые
Последнее десятилетие прошло под знаком перехода промышленно развитых стран на новую ступень социально-экономического развития, связанную с кардинальным изменением способов производства и формированием новой структуры общественных отношений.
Это стало возможным благодаря бурному развитию информационных и телекоммуникационных технологий.
Это и предопределяет актуальность вопросов государственной информационной политики Российской Федерации, которая в определяющей степени будет влиять на качество и темпы перехода нашей страны на новую ступень развития - стадию информационного общества.
В качестве объекта исследования
избран коммуникативный аспект развития
социально-политических отношений социума
и власти.
Предмет — социально-политическая
эволюция и закономерности коммуникативных
взаимоотношений общества и власти в России.
Гипотеза: состояние общественного сознания в значительной степени определяется состоянием свободы средств массовой коммуникации. Поэтому завершающим этапом развития государственной власти является правовое государство, когда средства массовой информации и коммуникации становятся одним из основных инструментов диалога общества и власти, позволяющим регулировать социально значимые проблемы от важнейших до локальных.
В этой связи определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы, в соответствие с которой ставится следующая цель: 1. Изучение информационной политики с различных точек зрения;
2. Определение основных перспектив ее развития.
В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследование теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;
- выявление
основных тенденций развития
и влияния информационной
- выявление
основных перспектив
Глава 1. Основы государственной информационной политики России
1.1. Роль
государственной
Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей.
На протяжении
многих лет государственная
С начала 90-х
годов формулируются и
Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства.
При этом Россия
как субъект геополитики, государство,
обладающее развитой информационно-
В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны.
Необходимость
решения столь масштабных задач
требует эффективного управления всеми
видами информационных ресурсов, элементами
информационно-
На механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них.
Практическая реализация ГИП в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.
Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства.
Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.
Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации.
Отсюда возникает
необходимость активного
1.2 Цели
и задачи государственной
Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.
«Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.
Основой этого
перехода является создание единого
информационно-
Основными задачами ГИП являются:
1. Модернизация информационно-
2. Развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
3.Эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
4. Обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
5. Подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
6.Создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Основным средством,
обеспечивающим функционирование инфраструктуры
и взаимодействие субъектов единого
информационно-
Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.
Система массового информирования является основным средством формирования массового сознания, каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования призвана способствовать построению демократического информационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан [2;7-9].
«Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:
1. Система формирования и использования информационных ресурсов;
2. Информационно-
3.Научно-технический и производственный
потенциал, необходимый для формирования
информационно-
4.Рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
5. Домашняя компьютеризация;
6. Международное сотрудничество;
7. Системы обеспечения информационной безопасности;
8. Правовая база информационных отношений»
Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.
«Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества, а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают
Информация о работе Государственная информационная политика в России