Имидж телеведущего на примере Н.Н.Дроздова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать особенности восприятия имиджа Николая Николаевича Дроздова зрителями.
Объект исследования: имидж телеведущего. Предмет исследования: особенности восприятия имиджа телеведущего Н. Н. Дроздова. Гипотеза: мы предполагаем, что существует особое восприятие имиджа телеведущего Н.Н. Дроздова, у зрителей с разным уровнем образования.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты исследования восприятия имиджа телеведущего Николая Николаевича Дроздова
§1.1. Основные подходы к понятию «имидж»

§ 1.2. Особенности имиджа телеведущего

§ 1.3. Биография Николая Николаевича Дроздова

2. Эмпирические исследования восприятия имиджа телеведущего Николая Николаевича Дроздова
§2.1. Методы и процедуры исследования

§2.2 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список информационных источников

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 234.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2 Особенности имиджа телеведущего.

Особенность телевидения  в том, что визуальное изображение  превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями  звуковыми. При появлении телеведущего, прежде всего, воспринимаются его внешние  данные.

Первое впечатление, самое  яркое и запоминающееся. Через  призму этого впечатления зритель  потом оценивает всю информацию, передаваемую ведущим.

В книге «Имиджелогия. Секреты  личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым  следует умело распорядиться. Как  в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... [17].

 Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать  эффект личного обаяния. На  кино- или телеэкране наш взор  выхватывает и запечатляет в  памяти образы внешне привлекательных  людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из  десяти случаев, по меньшей  мере, в восьми наше первоначальное  впечатление о других складывается  по их внешности».

В.М. Шепель  выделяет следующие  эталонные качества телеведущего:

  1. Здоровый вид;
  2. Гармония черт лица; 
  3. Красивые волосы;
  4. Стройная и пропорциональная фигура;
  5. Белые и ровные зубы; 
  6. Приятно звучащий голос;
  7. Выразительность жестов; 
  8. Живой ум;
  9. Доверительность.

 

При создании имиджа и в  целях повышения эффекта своей  «смотрибельности» на экране телеведущему следует иметь в виду логику зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам [17].

Для удобства восприятия информации, приведем эталонные качества в таблицу:

Эталонное качество

Описание

1) Здоровый вид 

     Это первое  по значимости качество внешне  привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать  здоровье и оптимизм.   

     Телевидение  требует от ведущего большого  напряжения эмоциональных, умственных  и физических сил. Поэтому забота  о здоровье – обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора.

     Нездоровый, уставший  человек не сможет выглядеть  на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его  подавленное внутреннее состояние.

2) Гармония черт лица

     Это имеет  особое значение для всех телеведущих,  но особенно для работающих  в информационных программах, выпусках  новостей, где поза неподвижна, основное  внимание телезрителей приковано  к лицу. Их часто показывают  крупным планом.

     Что касается  ведущих авторских, шоу и других  программ, то здесь обязательное  условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице.

     Но во всех  случаях при работе на телеэкране  полезно ориентироваться в своих  физиогномических характеристиках  и, используя визаж, подбор  причёсок, эффект аксессуаров, проводить  необходимые корректировки лица.

3) Красивые волосы

     Это весьма  желательная составляющая имиджа  телеведущего. Но если природа  не оказалась щедра, недостаток  можно компенсировать хорошо  уложенной прической, которая,  соответствуя типу лица ведущего.

     Если волосы  красивы и послушны, то создать  причёску несложно, сейчас на  телестудиях работают стилисты-парикмахеры.  Но если есть проблемы с  волосами, можно воспользоваться  помощью постижёра, который не  только подберёт парик, исходя  из возраста клиента, особенностей  его лица и рабочей необходимости,  но и научит, как его правильно  носить.

4) Стройная и пропорциональная  фигура

     Наличие стройной  и пропорциональной фигуры желательное,  но не категоричное требование. Телеведущему следует уделять  больше времени поддержанию своей  физической формы, чтобы эффектно  смотреться на экране.

     Между тем  любую фигуру можно научиться  подавать достойно, делая её дефекты  и недостатки менее заметными.  Имиджелогия предлагает выбирать  соответствующие ракурсы своего  представления на телеэкране, подбирать  одежду, использовать такие отвлекающие  средства, как демонстрационные  стенды, «закадровое» сопровождение  текста, присутствие рядом с телеведущим  других людей, затенении не  лучших телесных данных телеведущих.

5) Белые, ровные зубы

     Это категорическое  требование. Если у телеведущего  больные дёсны, а зубы не  здоровы, это обязательно будет  видно на экране, особенно если  передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность  телеведущему красиво улыбаться. 

    «Эффект смайла»,  широко используемый в американской  и японской практике деловых  людей и средствах массовой  информации. А люди, тянутся к  тем, кто излучает улыбку, за  которой им видится оптимизм  и радость человека.

6) Приятно звучащий голос

    Вокал – это главнейшее вербальное средство телеведущего. Обладатель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое произносит речь.

    Выразительная  речь телеведущего предполагает  основательную отработку дикции  и специально поставленное дыхание. 

7) Выразительность жестов

    Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего. Владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.

     Специфика  телевидения требует особой технологичности  использования жестов в работе  телеведущих. 

    Например, дистанция  показа телеведущего обусловливает  различную меру активности жестикуляции, выбор жестов, используемых в  процессе сюжета. Ведь на различных  расстояниях жесты воспринимаются  с большим или меньшим интересом  со стороны телезрителей.

    Главное в использовании  жестов – это безгласное подчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внимание зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмерным жестикулированием.

8) Живой ум

    Человек, обладающий  живым умом, всегда интересен  и собеседнику и зрителю. Богатое  воображение, дар импровизации, умение  нестандартно мыслить, живо реагировать  на события, происходящие вокруг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.

    Необычайный дар – сделать каждого, кто слушал или смотрел, соучастниками конкретных ситуаций и событий, активно включать свои эмоции, сопереживать и получать наслаждение от общения с таким собеседником.

9) Доверительность

 Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.

    Как правило,  феномен доверия требует не  только таланта и профессионализма, но значительного жизненного  опыта, ибо только при этом  можно признать авторитет телеведущего, меру доверия к нему. Авторитетные  люди располагают людей к искреннему  общению с ними


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.3 Биография Николая Николаевича Дроздова

Никола́й Никола́евич  Дроздо́в (род. 20 июня 1937, Москва) — советский и российский учёный-зоолог, доктор биологических наук, профессор, ведущий телепередачи «В мире животных» с 1977 года.

Родился в Москве в семье учёных, отец — Николай Сергеевич Дроздов, профессор кафедры органической химии 2-го Московского медицинского института. Мать — Надежда Павловна Дрейлинг, врач-терапевт 5-й городской больницы Москвы, работала под руководством академика П. Е. Лукомского, была его незаменимым помощником. По линии отца корни семьи уходят в высшие слои русского духовенства. Двоюродный прапрадед Николая Николаевича — митрополит Филарет (Дроздов), прославленный Русской православной церковью в лике святых.

Ещё учась в школе, Николай Николаевич работал табунщиком на подмосковном конном заводе. После школы поступил на биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, но, отучившись два года, ушёл работать. Два года работал на швейной фабрике, сначала учеником, потом дошёл до мастера по пошиву мужской верхней одежды 7-го разряда.

Затем вновь вернулся в университет, и в 1963 году окончил кафедру биогеографии географического факультета МГУ. С 1964 по 1966 г. учился там же в аспирантуре. С 1968 года принял участие в популярной телевизионной передаче «В мире животных». Сначала в качестве выступающего и научного консультанта фильмов о животных «Чёрная гора», «Рики-Тики-Тави» и др., а с 1977 года в качестве автора и ведущего.

В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Культурные ландшафты аридных областей СССР и их орнитофауна». С тех пор работает на кафедре биогеографии Географического факультета МГУ — сначала младшим, потом старшим научным сотрудником, с 1979 г. — доцентом, ныне — профессором. Читает лекции по экологии, орнитологии, охране природы, биогеографии мира; постоянно выступает с лекциями. Как исследователь, участвовал в многочисленных научных экспедициях по территории СССР.

С 1971 по 1972 г. проходил 10-месячную научную стажировку в Департаменте зоологии Австралийского национального университета в г. Канберре (Австралия). Объехал многие области Австралии, опубликовал книгу об этом путешествии — «Полёт бумеранга». Книга вышла четырьмя изданиями. Был научным консультантом Александра Михайловича Згуриди на его фильмах о животных [20]

В 1975 г. принял участие в работе XII Генеральной ассамблеи Всемирного союза охраны природы (МСОП). Избран членом комиссии национальных парков МСОП.

В 1979 г. совершил восхождение на вершину Эльбруса. В 1980 г. принял участие в 4-месячной экспедиции ЮНЕСКО по проекту «Охрана и рациональное использование ресурсов островных экосистем» на научно-исследовательском судне АН СССР «Каллисто» на острова Фиджи, Тонга и Самоа. В 1989 г. включен в Почётный список ведущих экологов и специалистов по охране окружающей среды всех стран мира «Глобал-500» ЮНЕП. В 1992 г. награждён «Золотой пандой» («Зелёный Оскар») «3а выдающееся достижение» на крупнейшем кинофестивале фильмов о природе в г. Бристоль (Великобритания).

В 1993 и 1995 гг. участвовал в экспедициях на российском ледоколе «Ямал» к Северному полюсу и по Северному морскому пути, а также на корабле «Дискаверер» вдоль побережья Аляски и Канады. В 1994 г. избран членом международного Клуба исследователей. В 1995 г. стал лауреатом премии ЮНЕСКО в области популяризации науки «Калинга» за 1994 год, обладателем серебряной медали Альберта Эйнштейна. В 1995 г. был избран членом Нью-Йоркской академии наук.

В 1996 г. Дроздов избран членом Академии российского телевидения. В том же году программа «В мире животных» была удостоена премии «ТЭФИ» как «Лучшая просветительская программа». С 1996 по 1998 гг. являлся членом Высшего консультативного совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН. В 1998 г. награждён Почётным дипломом Всемирного фонда охраны природы «3а выдающийся вклад в дело охраны природы в России и во всём мире». [21]

В 2000 г. защитил диссертацию доктора биологических наук на тему «Фауна, животное население и охрана биологического разнообразия в аридных регионах Земли». В 2001 г. избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН). В 2002 г. стал действительным членом Российской экологической академии.

В 2002 г. в составе международной экспедиции совершил высадку на Северный полюс и прожил неделю в ледовом лагере «Борнео».

 В 2003 и 2004 годах принял участие в реалити-шоу Последний герой 4: Конец игры. В 2008 г. стал лауреатом медали «Символ Науки».

Автор около 200 научных и научно-популярных статей, более 20 книг, учебников и  учебных пособий. Это учебники для  университетов «Биогеография мира», «Биогеография с основами экологии», «Экосистемы мира», учебное пособие  для учителей «Биогеография материков», «Рассказы о биосфере» — книга для учащихся школ, серия книг «В мире животных»— по материалам одноимённой передачи, всего вышло 12 книг этой серии, одна издана в Париже на французском языке — «Они не должны умереть» (1991 г.). Соавтор научной монографии «Пустыни мира» (1985 г.), соавтор семитомного издания «Жизнь животных» (2 издания, автор в трёх томах — рептилии, птицы и млекопитающие, 1985—1989 гг.), «Определитель птиц фауны СССР» (1980 г.) [20].

Автор и соавтор многих теле- и  видеофильмов о природе и животных: серия «По страницам Красной  книги», «Редкие животные», «Эталоны биосферы» (сделан по заказу ЮНЕСКО) и  др. Наиболее крупная работа — 6-серийный телефильм «Царство русского медведя» (1988—1992 гг.), созданный совместно с отделом естественной истории BBC. Неоднократно был членом жюри кино- и телефестивалей научно-популярных фильмов о животных и природе Великобритании и Италии.

В 2005 году выпустил диск с любимыми песнями. Выступил научным редактором серии книг об интересных местах России (Бурятия, Камчатка, Лосиный Остров), вышедших в 2006 году.

Личная жизнь: Николай Дроздов  женат уже более 30 лет. Жена — Татьяна Петровна Дроздова, работает преподавателем биологии в Московском Дворце творчества детей и юношества. Дочери: Надежда (биолог) и Елена (ветеринар). Внук — Филарет [21]

«Мы уже 30 лет вместе, — рассказывает Николай Дроздов, — двух дочек вырастили — Надю и Лену. Я долго не женился, и мне все говорили: „Ты, Коля, наверное, жену из экспедиции привезёшь — из Америки или Таиланда!“. А она всего двумя этажам ниже жила. Я — на седьмом, Таня — на пятом. В лифте познакомились. Не представляю, как бы я жил без неё. Мне кажется, человек без семьи — как муравей без муравейника. Неприкаянный и одинокий…». Бульвар Гордона № 26 (218), 30 июня 2009

 

Его награды:

Его звания, членство в организациях:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011 год);
  • Орден Дружбы;
  • 2006 — Орден Почёта;
  • Наградное холодное оружие — офицерский кортик;
  • Премия ЮНЕСКО «Калинга» за популяризацию науки;
  • Медаль ЮНЕСКО имени Альберта Эйнштейна;
  • Почётный диплом Всемирного фонда охраны природы «За выдающийся вклад в дело охраны природы в России и во всем мире»;
  • Большая Константиновская медаль Русского географического общества (вручена впервые за 80 лет, как памятный сувенир, без статуса награды);
  • Орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени (2012 год).
  • Член Российской академии естественных наук (РАЕН)
  • Член Российской экологической академии (РЭА)
  • Член Российской академии телевидения (АРТ)
  • Член Международной Академии Общественных Наук
  • Член Международной Академии Культуры и Искусства
  • Член Нью-Йоркской академии наук
  • Председатель Попечительского совета МБФ «Меценаты столетия»
  • Член Почётного списка ведущих экологов и специалистов по охране окружающей среды всех стран мира «Глобал-500» ЮНЕП
  • Член Международного клуба исследователей (Explorers Club)
  • Член правления WWF России
  • Член Русского географического общества
  • Член Партии Единая Россия

2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО  НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ДРОЗДОВА

§2.1. Методы и процедуры исследования.

Для изучения имиджа Николая  Николаевича Дроздова мы решили применить 2 психосемантические методики и 1 авторскую  анкету.

Нами были выбраны - групповой  ассоциативный эксперимент и  семантический дифференциал (В.П. Серкина), а также авторская анкета по эталонным  качествам телеведущего. 

1) Ассоциативный  эксперимент - является одним из первых проективных методов. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации являются символической или иногда даже прямой проекцией внутреннего, часто неосозноваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов [2].

Для изучения имиджа телеведущего, мы выбрали групповой ассоциативный  эксперимент. 

Нами была выбрана группа из 50 человек. До раздачи бланков  группе было объяснено значения слова "ассоциация".

Значение слова ассоциация по Психологическому словарю:  Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии - было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно - следственные (сильный ветер - озноб) [13].

Ассоциативный эксперимент (Приложение 1, а)

При проведении группового ассоциативного эксперимента нами были разосланы  бланки со следующей инструкцией:

 Напишите пожалуйста, как можно быстрее любые пришедшие  вам в голову слова, связанные  с ключевым именем. Вы должны  писать все, что приходит Вам  в голову, не относясь к этому  критически, даже если Вам кажется,  что это бессмысленно, не имеет  отношения к теме, неудобно или  неприятно. Как только будет  произнесено слово, приступайте. 

Нами было выбрано  ключевое имя:

Николай Николаевич Дроздов. 

Преимущества ассоциативного эксперимента определяются его простотой, удобством использования, свободой описаний, возможностями групповой  работы. 

Обработка результатов:

Ассоциации выписываются вместе с частотой (весом) их встречаемости  и ранжируются по частоте встречаемости. Частотой ассоциации в группе называется количество (сумма) использования ее испытуемыми в данной группе. Из-за большого разнообразия ассоциаций частота  их использования в группе бывает невелика. Именно частотные (не единожды использованные в группе) ассоциации являются наиболее информативными в  групповом ассоциативном эксперименте. Это обусловлено тем, что каждый испытуемый выбирает ассоциации из большого числа возможных (более сотен  или тысяч). Если в группе более 20 человек ассоциация при описании какого-либо стимула использована тремя  или большим количеством испытуемых, то она использована неслучайно [3]

Информация о работе Имидж телеведущего на примере Н.Н.Дроздова