Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:59, контрольная работа
Во все времена человек инстинктивно придавал своему письму по возможности художественный и свойственный его эпохе характер. Дизайнер, внимательно приглядывающийся к разным стилям шрифта, убедится, что у каждой их разновидности есть своя сфера применения. На каком шрифте остановить свой выбор? Рисунок какой гарнитуры лучше всего будет соответствовать раскрытию содержания надписи? Внешнюю форму газет и журналов, ее эстетические достоинства определяют в значительной мере шрифты – графическое изображение букв, цифр и иных знаков. В них журналистское слово не только зрительно материализуется, но и приобретает некоторую художественную окраску.
Во все времена человек
К примеру, рубленый шрифт в рекламе более удобочитаем, чем новая антиква, и лучше других шрифтов подходит для выполнения плакатов и лозунгов. И, наоборот, в почетных грамотах, по сравнению с новой антиквой, рубленый шрифт выглядит невыразительно...
Каждая надпись, особенно в рекламной продукции, должна иметь свой художественный облик и, помимо смысловой нагрузки, нести в себе образность, способствующую эмоциональному зрительному восприятию.
Существуют особенности корректного применения шрифта и более тонкие, относящиеся уже не к рекламной продукции, а к применению в больших массивах текста, а именно в книгах, журналах, газетах и т.п.
Количество шрифтов многообразно, существуют различные стили, рисунки и начертания. Необходимо уметь правильно выбрать гарнитуру, чтобы с ее помощью можно было бы корректно и образно передать содержание надписи или достаточно большого фрагмента текста. Практически ни одна рекламная продукция не обходится без надписей, любой корпоративный стиль предполагает использование какого-либо шрифта в качестве фирменного и т.д. Поэтому любому специалисту, связанному с дизайном или версткой, просто необходимо знать теорию шрифта и основы типографики.
Историческая классификация шрифтов
Как ни обширно сегодня шрифтовое хозяйство и как ни велики резервы его обогащения за счет электронной техники, шрифты конца XX века в основной массе или копируют, или варьируют старые, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо Да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.
В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа – антикву, египетские и гротеск. Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.
Египетские шрифты ведут свое происхождение
от древнеегипетских письмен, выполненных
на папирусе (один из современных шрифтов
этого типа, Мемфис, назван именем причем
последние имеют форму
Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия ( франц. Grotesque - причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.
Классификация шрифтов
Все шрифты классифицируются по трем основным признакам, рисунку, начертанию и кеглю.
В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:
контрастность шрифта —
соотношение толщины основных и
соединительных штрихов букв (контрастность
шрифта отношение толщины
наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.
По рисунку (ГОСТ 3489.1-71 — 3489.38-72) шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.
Группа рубленых шрифтов включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.
Группа шрифтов с
едва наметившимися засечками
Группа медиевальных шрифтов включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.
Группа обыкновенных шрифтов включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной новой, Обыкновенной, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаня-на, Байконур.
Группа брусковых шрифтов
Группа новых малоконтрастных
шрифтов включает шрифты, имеющие
малоконтрастные штрихи с длинными
засечками, преимущественно с
Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры Рерберга.
В соответствии с IBM Classification все шрифты подразделяются
на следующие группы:
Шрифты с засечками (Oldstile serifs), например Academy, Baltica, SchoolBook. Times New Roman;
Шрифты без засечек:
Рубленые (Sans serifs), например Text Book, Helvetica, Arial Narrow, Pragmatica;
Брусковые (Clarendon serifs), например Baltica, Courier;
Имитационные (Scrypts) и декоративные (Ornamentals), например Lazurski, Decor, Corrida, Parsek.
Ассортимент специальных символов (Simbolic) может использоваться с любым шрифтом.
Классификация шрифтов по начертанию очка
По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: по положению очка, по насыщенности, по плотности.
1. По положению очка (наклону
основных штрихов) шрифты
У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы — рисунок рукописного шрифта.
2. По насыщенности очка (отношению
толщины основного штриха к
внутрибуквенному просвету) шрифты
делятся на светлые,
3. В зависимости от плотности очка (соотношение между шириной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие. При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2 — 2/3, в широких начертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты. Имеются шрифты сверхузкого и сверхширокого начертаний.
При использовании компьютерных шрифтов появляется термин — «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями.
Классификация шрифтов по размерам
Шрифты одной гарнитуры и одного начертания имеют различные размеры по кеглю. Шрифты кегля до 20 п. имеют свои названия, широко используемые в полиграфии.
Названия шрифтов различных кеглей в практику отечественной полиграфии в основном перешли из-за рубежа, например миттель (нем.), петит (фр.), цицеро (ит.).
Характеристика шрифта, его удобочитаемость.
Каждая гарнитура шрифта характеризуется своими художественными достоинствами, удобочитаемостью, емкостью (экономичностью) и производственными возможностями, т.е. точностью воспроизведения при различных способах печати.
Художественные достоинства гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания.
Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое не только приятно и удобно читать, но приятно его держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были специально разработаны для набора отдельных произведений, таких как: «Новый завет», античных классиков (Горация и Теренция) — гарнитура Баскервилл; собрания сочинений Тассо, Горация, Вергилия, Гомера — шрифты Бодони; собрания сочинений А.С.Пушкина — гарнитура Елизаветинская и т.д.
Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом. Установлено, что удобочитаемость текста зависит от следующих основных факторов: гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размером межсловных пробелов и интерлиньяжа и с учетом квалификации и навыка читателя; так, наилучшей удобочитаемостью при побуквенном и послоговом чтении обладают шрифты рубленой гарнитуры, а литературная и обыкновенная гарнитуры при указанной манере чтения будут менее удобочитаемыми. Следует разграничить термины: читаемость, читабельность, удобочитаемость. Читаемость (в смысле узнаваемость) можно отнести и к одному знаку — т.е. можно говорить о читаемости дорожного знака или логотипа. Читабельность скорее относится к слову — т.е. можно говорить о читабельности слова, надписи, гарнитуры. Удобочитаемость или комфорт чтения зависит от множества различных факторов, начиная от ширины строки и кончая образованием читающего. Этот термин скорее относится к полосе набора. В книге объемом более четырехсот страниц проблема удобства чтения должна быть решена (если, конечно, не ставится иная задача). О качестве процесса чтения можно судить с двух сторон — скорость и комфорт (удобство). Второе при чтении «длинных текстов» важнее. Скорость чтения во многом связана с анатомией букв. Слово воспринимается при чтении нормальным взрослым человеком целиком — как парусный корабль, со своим характерным ритмом мачт и парусов. По мнению специалистов, основу читабельности латинского алфавита задают верхние и нижние выносные элементы и точка над i, а также чередование округлых и угловатых знаков. Кириллический алфавит по этим параметрам значительно отличается от латинского. Его ритм обычно сравнивают с частоколом. Но мы как-то «умудряемся» его читать.
При пословном чтении удобочитаемость шрифтов рубленой гарнитуры снижается из-за сходного написания ряда букв, а удобочитаемость литературной гарнитуры и других медиевальных и малоконтрастных шрифтов повышается. Некоторое увеличение ширины очка букв и апрошей, как это сделано при разработке гарнитур Новой газетной, Обыкновенной новой, Банниковской и др., повышает удобочитаемость, особенно при применении шрифтов более мелкого кегля (8 — 6 п.).
Наиболее удобочитаем
для нормально развитого
Большие кегли заставляют
дальше «скакать» при чтении, но
рекомендуются при ослабленном
зрении. Меньшие кегли читаются с
большим напряжением при
Идеальная ширина строки для беллетристики — 22 цицеро, для научных текстов — 28 цицеро (особенно если текст содержит длинные формулы, которые некорректно переносить). Более широкие строки неприятны более широким разворотом головы в процессе чтения, узкие — неравномерностью межсловных пробелов при выключке (скачки с конца предыдущей строки в начало следующей становятся слишком частыми). В строке «идеальной ширины» умещается 50-55 знаков. Ширина строки может меняться в зависимости от восприятия стилистики произведения оформителем текста, а также других эстетических и экономических факторов. Например, в тексте с частыми абзацами длинная строка менее экономична.
Следует перечислить и другие факторы: положение при чтении, степень освещенности, личный опыт чтения, привычка (к определенным шрифтам или оформлению) и т.д. Вспоминаются слова К.Петрова-Водкина, относящиеся к восприятию цвета — он писал, что житель сельской местности или города, пустыни или гор по-разному воспринимает пространство и цвет, то есть по-разному видит один и тот же пейзаж.
Процесс установки для каждого кегля шрифта правильного значения апрошей называется трекингом. Величина апрошей зависит также от рисунка и начертания шрифта и от графической основы.
Апроши прописных букв должны быть немного больше, чем у строчных, однако, если различия апрошей у прописных и строчных букв очень велики, прописная буква будет «отскакивать» от строчных внутри одного слова, поэтому в некоторых шрифтах правые апроши прописных букв делают меньше, чем левые, сдвигая очко знака вправо на кегельной площадке.