Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 18:01, курсовая работа
Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR;
2. Проанализировать особенности PR в России;
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России;
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России:
• рассмотреть и проанализировать деятельность ведущего на российском рынке PR-агентства.
Введение - 2 -
I глава. Теоретические основы проблемы развития PR в России и зарубежом - 5 -
1.1 История возникновения и развития PR - 5 -
1.2 Американский период PR - 6 -
1.3 Предпосылки появления PR в России и его особенности - 11 -
II глава. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России - 14 -
2.1 Характеристика этапов развития PR в России - 14 -
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России - 24 -
2.2.1 Пиарщики как социальная группа - 25 -
2.2.2 Образование в области PR - 27 -
2.2.3 История РАСО - 27 -
2.2.4 Деятельность агентства «Обратная связь» - 31 -
2.2.5 Перспективы развития PR в России - 34 -
Заключение - 36 -
Список использованной литературы - 38 -
Приложения - 39 -
Приложение 1 - 39 -
СПРАВКА: - 39 -
Приложение 2 - 42 -
«В будущем году можно прогнозировать сохранение на российском рынке уже существующих тенденций и дальнейшее общее развитие отрасли, выражающееся в том числе и в росте доходов PR-индустрии (которые возрастут приблизительно на 20%). Очень резкий скачок в развитии сделает PR в потребительском и фармацевтическом секторах.»
Вероника Моисеева президент агентства Imageland Edelman PR
«…время показало, что появляется все больше умных клиентов, которым нужен комплекс услуг. Это положительная тенденция, поскольку клиенты начинают платить за мозги, а раньше платили за "руки-ноги"…»
Андрей Свешников президент компании PRP[6]
Как и у любой профессии у PR есть свой праздник.
28 июля - День PR – специалиста
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 59 от 28 июля, в 2003 году квалификационные характеристики различных должностей PR-специалистов были внесены в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». День подписания Постановления с 2004 года отмечается как День PR-специалиста. Инициатором праздника выступила Российская Ассоциация по связям с общественностью.
В настоящее время PR всё ещё является новинкой для нашего общества. Специалистам порой приходится доказывать необходимость и важность своей профессии не только сослуживцам, но и родственникам. Вот почему так необходим профессиональный праздник. Российская Ассоциация по связям с общественностью с удовольствием отмечает, что День PR профессии стал новой традицией в среде профессиональных коммуникаторов.
Одним из феноменов современной мировой культуры, безусловно, является PR. Привнесённый в российскую действительность публичными политиками и рассматриваемый как эффективное средство формирования необходимого общественного мнения, PR представляет всё больший интерес для отечественной исследователей.
Несмотря на довольно серьёзные традиции, официально признанную (и доказанную на богатой практике) эффективность технологий Public Relations в построении эффективной коммуникации, до сих пор в научном мире не затихают дискуссии о праве PR на самостоятельное существование в качестве отдельного вида человеческой деятельности, не говоря уже о праве на "жизнь" для PR как науки. Но всё-таки стоит признать, что Public Relations – это уже сформировавшаяся профессия и даже наука со своими принципами, законами и методологией, которая всё больше и больше становится неотъемлемой частью нашей жизни.
Как и каждая профессия PR имеет свою историю. "История Public Relations столь же древняя, как и само человеческое общество. Новое здесь - это распространение идей, связанное с индустриализацией и ускорением темпа жизни, и появление новых средств связи. Первое создало потребность в установлении связей с общественностью, а средства массовой информации явились для этого инструментом" - так комментирует возникновение практики PR Сэм Блэк. [2]
Следует признать, что PR как вид практической деятельности "вырос" из пропаганды и агитации, поскольку изначально основными его субъектами были правительства и политические деятели, стремившиеся привлечь общественность на свою сторону. Эти элементы присутствовали на протяжении всей человеческой истории, в том числе и российской.
Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве. Но элементы PR присутствовали и до этого периода, и не стоит забывать о них, потому что они являются твёрдой теоретической и практической базой, опираясь на которую можно предотвратить и предупредить многие ошибки.
Каждый уважающий себя PR-специалист должен знать историю своей профессии, ведь, как отмечалось раннее, истинная профессионализация невозможна без знания исторического «фундамента».
В своей курсовой работе я обобщила собранный мною материал и описала каждый из основных этапов эволюционного развития российского Public Relations.
Проанализировав каждый этап эволюционного становления PR в России, можно сделать два вывода:
[1] Хейнвуд Р.
«Всё о PABLIC RELATIONS». М.: БИНОМ, 1999.
[2] Эраст Галумов. «Основы PR».
М.: «Летопись XXI», 2004.
[3] Ф. Китчен. «Паблик рилейшнз. Принципы и практика». М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.
[4] В. А. Ачкасов и др. «Связи с общественностью как социальная инженерия». Санкт-Петербург: «Речь». 2005.
[5] Чумиков А.Н. «Связи с общественностью». М.: «Дело». 2000.
[6] INTERNET (http://archive.expert.ru/)
[7] М.Восленский, «Номенклатура», М.; «Советская Россия», 1991.
[8] «Хронология российской истории», М.; Международные отношения, 1994, с.285.
[9] «Коллективный президент», “Stringer”, №5, май 2001.
[10] А. Н. Чумиков, «связи с общественностью: Теория и практика», 2005.
[11] Корпоративный сайт PR-агентства «Обратная связь»
[12] НИУ БелГУ ; сост.: Е.Е. Сидоренко и др. ; рец.: А.В. Кошарный, К.С. Борзенкова, О.А. Волкова: Система управления паблик рилейшнз. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012
[13] Кривоносов А.Д.: Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2011
[14] НИУ БелГУ ; гл. ред. Л.Я. Дятченко: Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011
К маю 1995 года на 24 российских министерства приходилось 29 структур, которые по статусу можно сравнить с полноценной пресс-службой, правда некоторые из них были внештатными. В одном лишь Министерстве связи РФ было 3 пресс-службы (центральная пресс-служба министерства, пресс-служба госкомиссии по радиочастотам и пресс-служба госкомиссии по электросвязи) и 1 пресс-группа (Федерального управления фельдъегерской связи). В структуре Министерства транспорта РФ был отдел информации и общественных связей и 6 внештатных служб общественных связей в департаментах и комиссиях министерства. Лишь 6 федеральных министерств ограничились введением в штатное расписание должностей пресс-секретаря министра без формирования структур пресс-служб.
Пресс-секретарями помимо премьера обзавелись все заместители Председателя Правительства РФ.
На 9 федеральных госкомитетов приходилось лишь 4 пресс-службы (Госкомоборонпром; ГТК; Госкомимущество и Государственный комитет по физической культуре и туризму).
На все остальные комитеты, федеральные и государственные службы и др. (более 30) приходилось 15 структур в статусе пресс-службы.
Пресс-службы также были созданы в Конституционном суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Центральном банке РФ, Пенсионном фонде РФ, Центральной избирательной комиссии и Межпарламентской ассамблее.
В каждом комитете и фракциях Государственной Думы РФ были введены должности пресс-секретарей руководителей фракций и комитетов.
В мае 1992 года в Пресс-бюро Правительства РФ (один из 19 отделов Правительства) официально числилось около 10 человек. Руководитель Пресс-бюро являлся одновременно заведующим отдела Правительства РФ. В структуру подразделения входили: 1 заместитель руководителя Пресс-бюро, специалисты-эксперты и старшие инспектора.
В августе 1996 года численность Управления правительственной информации составляла 46 человек. В структуру подразделения входили:
Структура Пресс-службы Государственной Думы РФ в феврале 1995:
Отдел СМИ - 12 чел.
Отдел информационного взаимодействия - 13 чел.
Телерадиослужба - 14 чел.
Приемная - 2 чел.
В составе Пресс-службы Совета Федерации РФ (около 25 чел.) 4 отдела:
На региональном уровне ситуация выглядела следующим образом. К маю 1995 г. в 89 российских регионах была создана многоуровневая сеть пресс-служб.
По линии исполнительной власти:
По линии законодательной власти:
В 1997 году Управление правительственной информации слито с департаментом культуры, став Департаментом культуры и правительственной информации.
Департамент культуры и информации
Департамент непосредственно взаимодействует с:
В результате очередной реорганизации подразделение стало называться Департаментом правительственной информации.
В ноябре 1999 года в штат Департамента правительственной информации входили 32 человека.
Структура подразделения изменилась следующим образом: