Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:39, лекция
1Что такое «медиа»?
Рубеж XX–XXI вв. ознаменовал начало нового этапа развития общества — информационной эпохи. Предпосылкой к этому стал научно-технический «взрыв» — появление принципиально новых средств хранения, передачи и получения информации — развитие медиасферы.
И, наконец, в науке
часто встречается термин «медиаграмотность»,
который обозначает навык эффективного
взаимодействия со средствами массовой
информации, т.е. способность учитывать
законы, по которым создается и
функционирует медиасообщение, для
адекватной интерпретации текста СМИ.
Для большинства
исследователей медиаобразование является
формированием у школьников знаний
о современных средствах
Основными задачами
медиаобразования являются следующие:
1) подготовить новое
поколение к жизни в
2) научить человека
понимать информационные
3) научить ребенка
овладевать способами общения
и обретать знания на основе
невербальных форм
Наряду с функцией
2. Основные
концепции медиаобразования
В научно-методической
литературе по медиаобразованию встречается
более десятка различных
Первая линия —
«протекционистская» («предохранительная»,
«защитная»), следуя которой, педагоги
стремятся оградить учащихся от вредного
влияния медиа и
Второе концептуальное
направление — «аналитическое»
(«критическое») — выступает за формирование
критического мышления школьников на
материале интересующих их медиапроизведений.
Именно выбор учеников в данном случае
предопределяет содержательное и наглядное
наполнение занятия. Это не значит,
что учитель идет на поводу у класса
и делает вид, что его интересует
то же, что и его учеников. Здесь
учитель открыто заявляет свои педагогические
намерения и предлагает школьникам
поработать над тем, что популярно
в их среде. Таким образом, учитель
значительно повышает интерес детей
к материалу, включает весь класс
в работу, заостряет ключевые для
решения поставленных задач моменты.
Сложность реализации данной концепции
состоит в том, что педагог
обязан хорошо владеть материалом (достаточно
глубоко знать подростковую и
молодежную медиакультуру), умело скрывать
возможную неприязнь к
И, наконец, «практическая»
концептуальная линия пропагандирует
развитие у учащихся умений производить
собственные медиатексты, профессионально
пользоваться медиасредствами. Как
известно, знание и умение лучше
достигается через собственную
продуктивную деятельность. Поэтому
выпуск школьной газеты, создание серии
радиопередач или ежедневного выпуска
новостей по школьному радио, съемка
рекламного ролика о школе, интересном
спецкурсе, олимпиаде и другая подобная
деятельность будет способствовать
не только знакомству школьников с
азами журналистской, фотографической,
операторской, рекламной и других
специальностей, но и развивать у
них общеучебные умения. Однако создание
собственного медиасообщения невозможно
без анализа готовых примеров.
Следовательно, и практическая концепция
имеет свои слабые стороны.
Отсюда логично
вытекает вывод: наиболее эффективным
является сочетание всех трех концептуальных
линий при учете возрастных, психологических
особенностей учащихся, их уровня владения
общеучебными умениями и навыками,
их фоновых знаний.
3. Различные
подходы к организации
Существуют различные
подходы к организации
Во-первых, учитель
может проводить данную работу в
рамках уроков по предмету. Всем известно,
что телевидение, видео, кино, радио,
пресса, диафильмы как наглядные
средства использовались в школах издавна.
Однако в современных социальных
условиях остро стоит необходимость
обучать школьников поиску информации
из различных источников, сравнению
тематически однородных сообщений,
выявлению в них скрытых
Во-вторых, можно
использовать для работы в области
медиаобразования специальные уроки
в учебном плане (так называемые
уроки здоровья), однако далеко не в
каждой школе выделены часы под такой
предмет. К тому же остро стоит
проблема обеспечения этой части
учебного процесса компетентными и
квалифицированными кадрами (зачастую
эти уроки ведет учитель
В-третьих, формирование
информационной культуры удачно вписывается
в систему воспитательной работы,
проводимой в рамках классных часов.
Так, одно или несколько занятий
можно посвятить особенностям передачи
информации через разные медиаканалы
(телевидение, радио, компьютер, прессу)
и взаимодействию человека с этими
каналами. Можно быть уверенным в
том, что для дискуссии со школьниками
откроется много животрепещущих
проблем — от вреда зрению, осанке
и общему самочувствию при чрезмерном
взаимодействии с телевизором или
компьютером до способов защиты от
манипуляции массовым сознанием
в рекламе и политической агитации.
В-четвертых, большим
потенциалом для внедрения
И, наконец, внеклассные
мероприятия (проектные недели, деловые
игры, олимпиады и конкурсы, дни
здоровья, видеоэкскурсии, встречи
с теле- и радиожурналистами и
другими знаменитостями и многое
другое) способны эффективно решать медиаобразовательные
задачи. Существенным плюсом такой
организации медиаобразования является
вызов фантазии педагога и полная
свобода творческого
4. Реализация
субъект-субъектных отношений
В советской педагогике
довольно долго господствовали субъект-объектные
отношения обучающего и обучаемого.
Это означает, что взрослые (учитель,
воспитатель, родитель) решали, в каком
направлении развиваться
Такая парадигма
изжила себя, и для современного
образования более характерны партнерские
отношения обучающего и обучаемого
— субъект-субъектные отношения.
В рамках медиаобразования
субъект-субъектная парадигма позволяет
эффективно строить образовательный
процесс, учитывая интересы школьников
в выборе медиаматериала, создавать
медиасообщения (телепередачи, видеофильмы,
газеты, журналы, радиопередачи и
проч.), в которых дети и подростки
не только являются действующими лицами,
но активные участники процесса производства
медиасообщения. И, наконец, партнерские
отношения между участниками
образовательного процесса предполагают
обоюдную ответственность сторон в
решении поставленных учебных задач.
5. Методы
медиаобразования
Методом принято
считать способ организации образовательного
процесса, взаимодействий учителя и
ученика, при котором достигаются
поставленные цели.
Методы, приемлемые
для медиаобразования, можно условно
разделить на следующие группы:
·
словесные (рассказ, лекция, беседа, обсуждение,
анализ, дискуссия и т.д.),
·
наглядные (просмотр аудиовизуального
материала),
·
репродуктивные (самостоятельное создание
медиасообщений на заданную тему, создание
антирекламы и т.п.),
·
интерактивные (мозговой штурм, работа
в мини-группах, рефлексия и т.д.),
·
проблемно-исследовательские (проектная
деятельность, социологический опрос
и проч.),
·
эвристические (взаимообогащающий
диалог, эвристическая беседа и др.),
·
игровые (моделирование художественно-
Этот перечень далеко
не полон и открыт для новых
разработок. Более того, учитель
может отдавать предпочтение в выборе
методов организации учебного процесса
и «приспосабливать» удачные
в своей профессиональной деятельности
методы и схемы работы под нужды
медиаобразования.
Список использованной
литературы:
1. Баранов
О.А. Медиаобразование в школе
и вузе: Учебное пособие. Тверь,
2002.
2. Возчиков
В.А. Введение в
3. Российскоя
педагогическая энциклопедия: В
2 т. / Гл. ред. В.Г. Панов. М.: Большая
российская энциклопедия, 1993–1999.
4. Селевко
Г.К. Современные
5. Федоров
А.В. Медиаобразование: История, теория
и методика. Ростов н/Д, 2001.
6. Шариков
А.В. Медиаобразование: мировой и
отечественный опыт. М: 1990.
7. Media Education.
Paris: UNESCO, 1984.