Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:39, лекция
1Что такое «медиа»?
Рубеж XX–XXI вв. ознаменовал начало нового этапа развития общества — информационной эпохи. Предпосылкой к этому стал научно-технический «взрыв» — появление принципиально новых средств хранения, передачи и получения информации — развитие медиасферы.
Введение в медиаобразование
1. Что
такое «медиа»?
Рубеж XX–XXI вв. ознаменовал
начало нового этапа развития общества
— информационной эпохи. Предпосылкой
к этому стал научно-технический
«взрыв» — появление
Так, под словом «медиа»
Средства массовой
информации и средства массовой коммуникации
По сути, в современном
мире это близкие понятия. Под
средствами массовой коммуникации обычно
понимают технические приспособления
(любого характера), позволяющие осуществлять
связь с массовым адресатом, причем
совсем необязательно, чтобы это
происходило в один и тот же
момент времени и в коммуникации
участвовали миллионы. Средства массовой
информации — способы распространения
информации в широкие массы населения
(как правило, приводимые в действие
техническими приспособлениями).
Любое сообщение, каким
бы эмоциональным оно ни было, какую
бы цель ни преследовало, априори несет
в себе некую информацию, поэтому
средства массовой коммуникации и средства
массовой информации можно объединить
в нашем случае для обозначения
одного культурного явления —
особого, созданного человеком мира
(медиакультуры), который оказывает
существенное влияние на наше мировоззрение,
поступки и поведение.
3. Процесс
коммуникации
Современная наука представляет коммуникацию как «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы» (Почепцов 2001, 14). Такая формулировка позволяет учесть в коммуникативной ситуации знаки различных семиотических систем, что отражает характер постмодернистского текстового пространства.
Возникновение и
развитие медиаобразования в России
1. Истоки
медиаобразования в России
Как и за рубежом,
в России зарождение медиаобразования
связывают с изданием самостоятельных
газет при образовательных
Косвенным подтверждением
этому может служить тот факт,
что уже в первые годы советской
власти (которая подспудно
2. Внимание
к киноискусству и
Наряду с крупными
печатными изданиями на уровне страны,
существовали местные школьные стенгазеты.
Безусловно, их нельзя было назвать
свободной прессой, так как они
полностью контролировались учителями
и администрацией школы и были,
в первую очередь, средством идеологической
борьбы. Однако на тот момент они
выполняли свои медиаобразовательные
функции, т.е. знакомили школьников
на элементарном уровне с технологией
создания печатного издания.
Альтернативой официальной
школьной прессе стала деятельность
кружков, клубов и отрядов юных журналистов.
Именно эти общественные организации
воспитывали активных и думающих
граждан, позволяли детям и подросткам
научиться более свободно, чем
в школе, высказывать свои мысли
и чувства. Первый такой отряд
юных корреспондентов (юнкоров) был
основан в Свердловске
Важным событием
для медиаобразования считается
начало издания в Пятигорске региональной
газеты для детей «Веселый ветер»,
которую делали сами дети (пионерский
юнкоровский отряд «Пламя»).
История кинообразования
прослеживается с 1920-х годов. В 40-е
годы значительное внимание уделялось
особенностям восприятия учебной информации
с экрана, разработке педагогически
целесообразных способов ее подачи с
учетом особенностей выразительных
средств кино, «маленького экрана»
(диафильмов, слайдов), радио. В середине
60‑х
годов активистами кинообразования была
предпринята попытка внедрить в массовое
школьное образование учебный предмет
«Основы киноискусства», а с середины
80-х гг. — «Основы аудиовизуальной культуры».
Однако эти эксперименты не привели к
изменению стандарта школьного образования.
Элементами медиаобразования
в учебном процессе также можно
считать часы политинформации в
школах. В рамках этих занятий в
той или иной степени школьники
учились понимать и интерпретировать
сообщения из прессы, включать информацию,
полученную по каналам СМИ, в учебный
процесс и, в целом, в свою картину
мира.
Все эти практические
наработки в области
3. Особенности
медиаобразования в эпоху
В 1990-е годы медиаобразование
испытало некоторый кризис, так как
сфера массовых коммуникаций стала
стремительно трансформироваться: стирались
границы дозволенного, на первый план
выходили иные технологии, поток информации
стал практически неконтролируемым.
В это время внимание
педагогов продолжали привлекать проблемы
активизации познавательной деятельности
школьной аудитории, включения в
учебный процесс информации, передаваемой
обучаемому по каналам различных
средств коммуникации (пополнение интеллектуального
«багажа»). Однако для решения данных
проблем необходим был поиск
новых путей, соответствующих изменениям
информационного пространства и новым
запросам общества на образовательные
услуги.
Одним из знаковых событий
последнего десятилетия ХХ века стало
появление в сентябре 1991 года на
уровне национального телевидения
пятиминутного блока «Школьные
новости» в программе «Утро» (ТК
«Останкино»). Эту мини-передачу делали
подростки (за исключением режиссуры
и операторской работы) для своих
же сверстников, а также для родителей
и учителей. Тем самым в медиаобразовании
обозначилась смена парадигмы: раньше
подобные передачи делали взрослые, а
дети были лишь объектом, а теперь стала
реализовываться субъект-
Другим знаковым
событием 1990-х было принятие Закона
«О печати и других средствах массовой
информации» и затем Закона РФ
«О средствах массовой информации»,
практическим результатом которых
стало появление большого количества
детской и подростковой прессы, выпускаемой
школами, клубами и кружками юных
журналистов (например, газеты «Глагол»,
«Баста!», журналы «Вместе», «Недоросль»).
Эти издания серьезно конкурировали
с государственными детскими и подростковыми
изданиями. Возникли и специализированные
издания для детей (например, «Детская
деловая газета» или
В целом, существенные
изменения в обществе способствовали
активному проникновению идей медиаобразования
в систему школьного
4. Медиаобразование
в России рубежа XX–XXI вв.
В наши дни медиаобразование
выходит на новый уровень развития.
Важным моментом стала декларация задач
медиаобразования (хотя и без упоминания
этого направления педагогики) в
«Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года»[1].
В наши дни теоретические
исследования и накопление практического
опыта по медиаобразованию ведется
во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург,
Ярославль, Екатеринбург, Пенза, Тверь,
Уфа, Таганрог, Воронеж, Курган, Набережные
Челны и т.д.). Теоретические и
научно-практические исследования по
медиаобразованию представлены работами
Л.М. Баженовой, О.А. Баранова, И.В. Вайсфельд,
В.А. Возчикова, В.В. Гуры, А.В. Горячева,
Л.С. Зазнобиной, С.А. Карасика, А.П. Короченского,
В.А. Монастырского, А.А. Новиковой, С.Н.
Пензина, Л.П. Прессмана, Ю.М. Рабиновича,
Н.П. Рыжых, З.С. Смелковой, В.С. Собкина,
А.В. Спичкина, Т.К. Толкачевой, Л.Н. Трофимовой,
Л.В. Усиенко, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, М.А.
Фоминовой, Г.Ю. Франко, Н.Ф. Хилько, А.В.
Шарикова, Н.М. Шахмаева, Е.В. Якушиной,
Е.Н. Ястребцевой и других специалистов
в этой области.
Одной из самых влиятельных
организаций, проводящих
Существование таких
организаций подтверждает заинтересованность
государства в разработках по
проблемам медиаобразования. Более
того, в 2002 году Министерство образования
Российской Федерации зарегистрировало
специализацию «
Все специалисты-медиапедагоги
Список использованной
литературы:
1.
Баранов О.А. Медиаобразование
в школе и вузе: Учебное пособие.
Тверь, 2002.
2.
Возчиков В.А. Введение в
3. Федоров
А.В. Медиаобразование: История, теория
и методика. Ростов н/Д, 2001.
4. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М: 1990.
Методологические
основы медиаобразования
1. Основные
понятия, цели и задачи
Как уже говорилось,
термин «медиаобразование» закрепился
в отечественной науке лишь в
1980-е годы. Однако первое определение
медиаобразования было дано в 1973 году
Международным советом по кино и
телевидению: «Под медиаобразованием
следует понимать обучение теории и
практическим умениям для овладения
современными средствами массовой коммуникации,
рассматриваемыми как часть специфической
и автономной области знаний в
педагогической теории и практике;
его следует отличать от использования
СМК как вспомогательных
Таким образом, медиаобразованием
принято называть направление в
педагогике, выступающее за изучение
закономерностей массовой коммуникации
(прессы, телевидения, радио, кино, видео
и т.д.). Основная задача медиаобразования
— «подготовить новое поколение
к жизни в современных
Еще одно важное для
медиаобразования понятие — это
информационная культура. Информационную
культуру можно определить как владение
знаниями о различных средствах
и способах получения, хранения и
передачи информации, умение использовать
эти средства для решения учебных
и жизненных задач, навык эффективного
взаимодействия индивидуума с современным
информационным пространством. Информационная
культура является компонентом общей
культуры субъекта и неразрывно связана
с культурой мышления человека. Доступность
различных каналов информации не
является достаточным условием формирования
у ребенка информационной культуры.
Важным фактором следует, бесспорно, считать
умение оценивать достоверность, качество
и необходимость поступающей
информации и, как следствие, развитие
критического мышления, самостоятельности
принятия решений.