Лицензирование в области защиты информации: нормативно-правовая база и вопросы практической реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Лицензией называется разрешение на право проведения работ в области защиты информации. Лицензия выдается на конкретные виды деятельности на три года, по истечении которых осуществляется ее перерегистрация в порядке, установленном для выдачи лицензии.
Лицензия выдается в том случае, если предприятие, подавшее заявку на получение лицензии, имеет условия для проведения лицензирования: производственную и испытательную базу, нормативную и методическую документацию, располагает научным и инженерно-техническим персоналом.
Организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации образуют:
· государственные органы по лицензированию;
· лицензионные центры;
· предприятия-заявители.

Содержание работы

1.Лицензирование в области защиты информации: нормативно-правовая база и вопросы практической реализации
2.Защита прав потребителей в информационной сфере
3.Правовое положение архивов и библиотек по законодательству России
4.Обеспечение информационной безопасности в предпринимательских отношениях
5.Защита прав человека и гражданина в сфере массовой информации и телекоммуникаций
6.Реклама как объект информационных правовых отношений
7.Конфиденциальная информация как объект правовых отношений.

Файлы: 1 файл

к.р. информ.право.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

Принципы  построения системы информационной безопасности. Современный опыт решения  проблем информационной безопасности показывает, что для достижения наибольшего  эффекта при организации защиты информации необходимо руководствоваться  рядом принципов.

Первым и  наиболее важным является принцип непрерывности  совершенствования и развития системы  информационной безопасности. Суть этого  принципа заключается в постоянном контроле функционирования системы, выявлении  ее слабых мест, возможных каналов  утечки информации и несанкционированного доступа, обновлении и дополнении механизмов защиты в зависимости от изменения  характера внутренних и внешних  угроз, обосновании и реализации на этой основе наиболее рациональных методов, способов и путей защиты информации. Таким образом, обеспечение  информационной безопасности не может  быть разовым мероприятием.

Вторым является принцип комплексного использования  всего арсенала имеющихся средств  защиты во всех структурных элементах  производства и на всех этапах технологического цикла обработки информации. Комплексный  характер защиты информации обусловлен действиями злоумышленников. Здесь  правомерно утверждение, что оружие защиты должно быть адекватно оружию нападения.

 

5.Защита  прав человека и гражданина  в сфере массовой информации  и телекоммуникаций

 

Под защитой  прав человека подразумевается защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной  власти, общественного порядка и  общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов  физических и юридических лиц, общества и государства.

   Статья 22.Права и обязанности  субъектов в области защиты  информации

1.Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица… устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации.

2.Владелец документов, массива  документов, информационных систем  обеспечивает уровень защиты  информации в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

3.Риск, связанный с использованием  несертифицированных информационных  систем и средств их обеспечения,  лежит на собственнике (владельце)  этих систем и средств.

Риск, связанный с использованием информации,  полученной из несертифицированной  системы, лежит на потребителе информации.

4.Собственник документов, массива  документов, информационных систем  может обращаться в организации,  осуществляющие сертификацию средств  защиты информационных систем  и информационных ресурсов, для  проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

5. Владелец документов, массива  документов, информационных систем  обязан оповещать собственника  информационных ресурсов и (или)  информационных систем обо всех  фактах нарушения режима защиты  информации.

Законом предусматривается защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации 

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам  государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные  Конституцией РФ, а также получения  у них запрашиваемой информации. Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией  каждого с каждым. Право производить  и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и  интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной  информации, а также на свободу  широкого распространения произведенной  информации всеми законными способами.  
Эти права могут быть ограничены только законом. Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления также закреплено в ст. 33 Конституции РФ:  
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».  
Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления возлагает на эти структуры обязанность по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации, что и закреплено в ст. 24 Конституции РФ: «2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы-, если иное не предусмотрено законом».В порядке осуществления права на поиск и получение информации. Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих статьях Конституции РФ.

 

6.Реклама  как объект информационных правовых  отношений

 

Рекламу по разному определяют с позиции  ее принадлежности к тому или иному  виду объектов гражданских прав, но все известные подходы можно  в целом, свести к двум основным. Одни полагают, что реклама, это информация, обладающая квалифицирующими признаками, понимая под ней рекламные  данные, что соответствует формулировке приведенной в ст. 2 Закона "О  рекламе". Другие, считают, что реклама  это способ информирования; форма  распространения информации; форма неличного общения , и т.п. Т.е. подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе справедливо относится учеными к числу услуг.

"В современном  мире информация уже давно  приобрела товарный характер" и определенную коммерческую ценность, т.е. встала в один ряд с вещами и иными объектами гражданских прав. Однако следует отметить, что не деятельность, является разновидностью нематериальных благ, а информационные данные (сведения). Именно они должны пониматься под информацией по смыслу ст. 128 ГК РФ. Поэтому, представляется справедливым указание В.С. Ема на то, что "ее (информации – Э.С.) товарный характер и коммерческая ценность отнюдь не превращает ее в вещь" , она является самостоятельным объектом, в том числе и объектом правообладания. Обмен данными стал одним из ключевых моментов в общественном взаимодействии. Это полностью согласуется с мнением о том, что информация является объективным свойством материального мира и существует независимо от сознания и воли людей, а социальный характер приобретает в процессе реализации тех или иных отношений , с той лишь оговоркой, что информация в этом случае должна, пониматься как данные. Эти обстоятельства характеризуют такие данные (разновидностью которых являются рекламные данные) .

 

7.Конфиденциальная  информация как объект правовых  отношений.

 

Под объектами  гражданских прав понимаются те блага (как материальные, так и нематериальные), по поводу которых складываются гражданские  правоотношения. Правовое регулирование  объектов гражданских прав осуществляется подразделом 3 раздела 1 ГК РФ.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ выделяются следующие виды объектов гражданских  прав:

1) имущество - вещи, включая деньги  и ценные бумаги, а также имущественные  права; 

2) работы и услуги (действия);

3) информация с момента вступления  в силу части четвертой Гражданского  кодекса Российской Федерации  от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (1 января 2008 г.) исключается из перечня объектов  гражданских прав. Информация, составляющая  коммерческую тайну (секрет производства), отнесена к объектам следующего  вида, т.е. к интеллектуальной  собственности; 

4) результаты интеллектуальной  деятельности, в том числе исключительные  права на них (интеллектуальная  собственность); в редакции, действующей  с 1 января 2008 г., - охраняемые результаты  интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации (интеллектуальная  собственность);

5) нематериальные блага.

Информация  как предмет отношений различных  субъектов является объектом внимания и отраслей публичного, и отраслей частного права. Многие вопросы информации, информационных ресурсов являются объектом норм международного права.

Что касается информационных ресурсов пли их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Бачило И.Л. О праве собственности на информационные ресурсы //Информационные ресурсы России. - 1997. №4.-С.19-23.

2.Волчинская Е. Невеселый юбилей //Дело и право. -1996. -№3.-С.21-30.

Вольдман Ю. Комментарий Закона РФ "О рекламе" //Хоз-во и пра-во.-1997.-№ 9.-С. 3-15.

3.Герасимов Б.М. Проблемы российского информационного законодатель-ства// Информационные ресурсы России. -1996. -№6 .-С.9-13.

4.Гражданское право. В 2-х т. T.1: Учебник/ Под ред. Е.А. Сухано-ва. -М.; Изд-во БЕК, 1993.- 384 с.

5.Грибов А.Ю. Ошибки законодательства. Тезисы о сущности денег и цен-ных бумаг //Юрист.-1997.-№ 9.-С.18-22.

6.Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права //Дело и право.-1996.-№ 4.-С.27-35.

7.Копылов В.А. Информация и собственность //Информационные ресурсы России.-1996.-№3. -С. 10-12.

 

 

 

 


Информация о работе Лицензирование в области защиты информации: нормативно-правовая база и вопросы практической реализации