Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 02:14, реферат
Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так, как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Избитая фраза "реклама - двигатель торговли" достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара.
Какой бы реклама, не была нельзя забывать, что она не существует сама по себе. Реклама всего лишь инструмент рынка, чем торгуем, то и находит отражение в рекламе. По существу, реклама предоставляет возможность продавать потенциальному потребителю сообщение об изделии или услуге.
● репортаж;
● комментарий;
● обозрение (редко);
● радиоспот (сценка);
● песенку.
Также выделяют несколько жанровых образований рекламы на радио.
Среди них:
● краткое призывное обращение (речь идет о простом объявлении);
● реплика − «краткое, по смыслу завершенное высказывание в модальности размышления, адресованное анонимному собеседнику, т.е. любому слушателю, обратившему внимание на данный текст»;
● развернутое радиообъявление − «сообщение, содержащее краткую − прозаическую или рифмованную − характеристику рекламируемого объекта с указанием реквизитов рекламодателя»;
● анонс − «сообщение, передающее сведения о предстоящем событии»;
● радиоафиша − «детализированное сообщение о предстоящем социально значимом мероприятии или зрелище с точным указанием его места и времени»;
● мини-беседа −
«представляет собой обмен
● консультация специалиста − «монологичное или диалогичное детальное разъяснение профессионалом-специалистом достоинств продвигаемого товара или услуги»;
● рекламная радиопесенка (джингл);
● радиоспот (сценка) − драматургическая миниатюра − сценка из жизни.
Однако и в том и другом варианте классификации радиорекламы не учтены некоторые ее особенности, иногда происходит и просто подмена понятий, или не точная их трактовка. Например, «джингл» вполне может быть структурной составляющей «радиоспота». Спонсорство присутствует на радио во многих других проявлениях, а не только в формате радиожурнала. Рекламное сообщение является функциональной сущностью любой рекламы, представленной в любом жанре. Перечисление неточностей в рамках представленных классификаций можно продолжить. Именно поэтому можно предложить несколько иные принципы подхода к классификации радиорекламы, учитывая, несомненно, и то, что уже предложено другими исследователями.
Можно согласиться с В.Н. Ружниковым и В.В. Смирновым, предложившими разделять форму размещения рекламных материалов и их жанр.
На основании «формы» выделяются:
● прямую рекламу;
● спонсорство радиопрограмм;
● интеграцию рекламы в радиопрограммы.
Прямая реклама. Под прямой рекламой на радио понимается рекламные сообщения, распространяемые в любых рекламных жанрах в специальных рекламных блоках. Объемы прямой рекламы регулируются действующим законодательством − в частности, федеральным законом «О рекламе» − и не могут превышать 15% от одного часа вещания.
Жанрами прямой рекламы могут быть:
● Рекламное объявление - краткое аудиообращение, в котором использовано лишь слово и его ценностные характеристики − интонация, мелодика речи, ее интенсивность, ритм, темп и тебр речи. Цель рекламного объявления − обратить внимание потенциального потребителя на места и условия продажи товаров или услуг, а также сообщить слушателям о неком событии, важном для рекламодателя.
● Рекламный ролик - законченное произведение, в котором использована вся палитра или часть возможностей радиокоммуникации, − слово, организация речи, музыка, шумы, спецэффекты, монтаж.
Рекламный ролик − основной жанр радиорекламы. Его в какой-то мере можно сравнить с рекламным коллажом, который является основным жанром рекламы в газетах и журналах. Рекламные ролики, в свою очередь, можно разделить на три группы, в каждой из которых есть схожие приемы организации материала.
1 Информационные ролики представляют, в отличие от обычных рекламных объявлений, текст с музыкальной подложкой либо в сопровождении спецэффектов.
2 Игровые ролики как правило, представляют собой игровой монолог или диалог, сценку из жизни. В игровых роликах присутствует и музыка, и спецэффекты, сложный звукомонтаж и четкая композиция. Обычно для игрового ролика прописывается достаточно подробный сценарий.
3 Музыкальные ролики, главным компонентом которых является специально написанная музыка, сопровождающаяся двумя типами текстов: речь идет либо об оригинальном, обычно стихотворном тексте либо о слогане. Для музыкальных роликов, также как и для игровых характерны спецэффекты и сложный звукомонтаж.
Если в информационных роликах присутствует конкретная информация о местах и условиях продаж товара или предоставления услуги, то в игровых и музыкальных роликах, как правило, далеко не всегда упоминаются адреса и телефоны. Цель этих рекламных жанров − привлечь внимание к марке, продукту, способствовать их запоминаемости, вызвать у слушателя позитивное отношение к данной марке.
При разработке формата рекламных роликов могут быть использованы различные приемы, о которых пойдет речь ниже.
Спонсорство радиопрограмм. Если для рекламодателя спонсорство отличная возможность выделиться в среде конкурентов, то для радиостанции − немаловажная статья доходов. По прогнозам аналитиков, доля спонсорских роликов в рекламном эфире с каждым годом растет, хотя сегодня она не превышает и 8% его общего хронометража.
У спонсорства есть
несколько существенных преимуществ
перед прямой рекламой. Во-первых, более
адресное обращение к аудитории.
Так, становясь спонсором программы
«Модный базар» на «Русском радио»,
производитель обуви может быть
уверен, что о его продукции
услышат потенциальные
Спонсирование привлекательно еще и потому, что рекламное сообщение выносится за пределы заполненного рекламой блока и попадает в информационно близкую среду. Например, оператор связи спонсирует программу о связи или банк является спонсором программы об экономике. Впрочем, здесь рекламодатель должен учитывать, что из-за фиксированности программы в конкретном временном отрезке рекламное сообщение приходится на одних и тех же слушателей.
Есть несколько возможностей для спонсора заявить о себе. Это прежде всего:
● дикторское упоминание о спонсоре в жанре рекламного объявления;
● заставки, как правило, выполненные в жанре короткого музыкального ролика;
● рекламные ролики разного типа (информационные и игровые), звучащие в течение программы;
● анонсы выпуска с объявлением спонсора;
● вручение призов от спонсора;
● программа, целиком посвященная фирме-спонсору;
● интервью со спонсором;
● совместные акции спонсора и радиостанции.
Следует отметить, что спонсорские возможности информационного и музыкального радио различны. Трудно представить на музыкальной станции спонсора какой-то песни. В разговорном радио любой выпуск новостей, каждую программу можно спонсировать. Эфир состоит из информационных блоков, встреч, авторских программ и прочих разговорных форм заполнения эфира. Но в плане привлечения спонсоров шансы у форматов равны: у музыкальных станций менее подходящий для спонсорства эфир, но много внеэфирных проектов, концертов и прочих акций, в которых принимают участие всем известные исполнители и музыканты. Поэтому у музыкальных станций значительно больше спонсорских возможностей по внеэфирным мероприятиям. И именно активное взаимодействие эфирных, коммерческих и рекламно-промоутерских структур радиостанции дает возможность привлечения спонсорских денег.
Кроме того, существует форма «призового» спонсорства различных розыгрышей, когда подарки для слушателей предоставляет какая-либо компания, продвигающая свои товары и услуги.
Главная тенденция
в сфере спонсорства на радио
− нетрадиционные подходы к радиорекламе.
Востребовано все, что позволяет
рекламодателю выделиться. Однако здесь
есть несколько существенных ограничений.
Самые крупные радиостанции практически
никогда не отступают от сетки
вещания, и специальные проекты,
даже если они максимально адаптированы
к формату станции, в эфир не ставят.
Если в сетке присутствует программа
про интересующую рекламодателя
тему, и она не выкуплена как
спонсорская площадка, то тогда можно
рассчитывать на сотрудничество. Если
же программа уже используется другим
спонсором, то вторую похожую передачу
в эфир никто не поставит, ибо
это будет противоречить
Что касается спонсорства
программ, входящих в сетку вещания
станции, то здесь все понятно. Существует
спонсорский пакет, где расписано,
сколько раз расскажут о
Достаточно часто
в рамках спонсорства проводятся
всевозможные игры и совместные акции.
Например, одна из региональных станций
радиостанции «Европа Плюс» провела
в своем эфире крупную
Игра привлекательна и с точки зрения ее реализации. В эфире она сопровождается множеством звуковых эффектов. Создается настоящее виртуальное пространство. Игрок слышит свои шаги, слышит другие звуки, позволяющие воссоздать атмосферу реального «острова сокровищ».
Игры в эфире становятся все более распространенными на радио. В одном случае нужно прислать SMS-сообщение c ответом, в другом необходимо позвонить или отправить сообщение на интернет-форум радиостанции.
Спонсорство в радиоэфире
− достаточно интересная и эффективная
форма рекламы. И, по прогнозам экспертов,
объем спонсорства будет
Интеграция рекламы в радиопрограммы. Интеграция рекламы в программу в большей степени присуща телевидению. Для радио интегрированная реклама, или продакт-плейсмент, зачастую разрабатывается в рамках спонсорских пакетов. Однако можно выделить эту форму рекламы, так как по оценкам специалистов, радио все в большей степени рассматривает интегрированную рекламу как самостоятельный подход в рамках взаимодействия радиостанций с рекламодателями. Конечно, в большей степени интеграция рекламы в радиопрограммы встречается сегодня на радиостанциях разговорного формата.
Возможности радио для интегрированной рекламы следующие:
● упоминание продукта ведущими;
● рассказ о продукте и его возможностях гостем в студии;
● участие продукта в игровых программах.
В случае, когда продукт упоминается ведущими, радиослушатель зачастую просто получает информацию о продукте. Иногда к этой информационной составляющей добавляется и отношение ведущего к данному продукту.
Иногда радиостанции готовят специальную программу, которая посвящена тому или иному продукту, но в сетке радиостанции оформляется под формат радиостанции. Например, гость в студии может оказаться представителем фирмы по продаже недвижимости. Он дает множество замечательных советов о том, как лучше оформить сделку по продаже и аренде недвижимости. В данном случае принадлежность гостя к определенной фирме четко выражена. В другом случае «нейтрального» гостя могут спросить, на каком автомобиле он сейчас ездит и нравится ли ему это авто. И он начнет подробно выражать свое отношение к данному продукту, опять же делясь со слушателями своими оценками, впечатлениями, советами.
И, наконец, продукт может быть участником различных развлекательных шоу, викторин, игр в эфире, занимающих свое место в вещательной программе. Так, например, знатоки истории или географии, или кино традиционно отвечают на вопросы ведущего, а в качестве приза им предлагаются нужные и полезные вещи − билет в определенный кинотеатр, книга от конкретного издательства, или поход в такой-то ресторан.
Повторюсь, что достаточно часто в сегодняшней практике продакт плайсмент, или интеграция рекламы, в радиопрограммы идет в рамках традиционного спонсорства. Но в спонсорских пакетах интегрирование рекламы достаточно легко просматривается. Интегрирование же, как самостоятельный ход, хотя и применяется на радио достаточно редко, дает достаточно эффективные результаты. Важно, что нет навязчивости, упоминание о продукте, его достоинствах, его оценка звучит как бы, между прочим, вскользь, легко и непринужденно, и лучше воспринимается слушателем.
Как жанровые образования интеграционных подходов можно выделить следующие:
● экспертную оценку (в данном случае и радиоведущие, и гости рассматриваются нами как эксперты);
● презентацию продукта (презентация продукта может быть дана как в упоминаниях ведущих и гостей, так и в представлении продукта в качестве приза в играх и викторинах).
Таким образом, говоря о классификации радиорекламы, можно выделять формы и жанры рекламы.
Необходимо отметить, что различные формы рекламы пересекаются друг с другом и дополняют друг друга. Это касается прежде всего использования различных жанров в разных формах рекламы. Кроме того, возникают новые подходы и приемы к рекламированию продукта на радио.
Информация о работе Основные особенности радиорекламы, её виды и характеристики