Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа
Время мощной непрерывной рекой течет и течет в пространстве, как секунды, отсчитывая века. Приходят и уходят поколение за поколением, эпоха за эпохой - и в этом непредсказуемом водовороте жизни людей, народов, империй было мало места радости и счастью. Зато судьба щедро отпускала каждому веку тяготы и испытания, засыпала болезнями и войнами, стирала с лица земли целые государства и цивилизации.
Введение………………………………………………………………………2
История массовой культуры………………………………………………..3
Масса…………………………………………………………………………..4
Средства массовой коммуникации в современном мире………………...5
Глобализация массовой культуры………………………………………….7
Использование особенностей психологии масс в рекламе……………....8
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………1
Оглавление
Введение…………………………………………………………
История массовой культуры………………………………………………..3
Масса…………………………………………………………………
Средства массовой коммуникации в современном мире………………...5
Глобализация массовой культуры………………………………………….7
Использование особенностей психологии масс в рекламе……………....8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Время мощной непрерывной
рекой течет и течет в
С самого своего рождения человечество возникло как общество (большинство социологов считают, что в основе родившегося общества лежало чувство солидарности, причем, если исходить из теории дарвинизма, то и не требуется тому особых доказательств - вспомним, даже животные живут стадом). И все тяготы и поражения, радости и победы жизни люди так или иначе встречали в обществе, вместе же пришли к цивилизации и создали культуру…
Именно проблемам
Очевидно, что проблема массовости возникла отнюдь не недавно, многие философы и историки отмечают, что рассмотреть (в той или иной степени) ее пытались древние философы тысячелетия назад. (Характерный пример - Аристотель в своей “Политике”, разбирая типы государств и предлагая свою классификацию, рассматривает демократию в качестве некого извращения политии - достойной схемы организации государства - и предупреждает об опасности прихода к власти черни и маргинальных слоев населения.)
Однако к полноценному изучению “массового общества” ученые приступили только в конце XIX - начале XX века. Ги Дебор заметил, что всё превращается в спектакль, в зрелище. Как это происходит и какое развитие событий возможно для общества массовой культуры будет рассмотрено в данном реферате.
История массовой культуры
Хосе Ортега-и-Гассет рассматривает вопрос возникновения феномена массового сознания, и приходит к выводу, что он вызван либеральной демократией.Рассмотрим подробнее его точку зрения.
Исследуя вопрос возникновения феномена масс, Ортега подробно анализирует европейскую историю. Так он постепенно приходит к выводу, что массовое общество и поведение – закономерный результат развития западной цивилизации.
Хосе Ортега исследует в динамике изменение представлений усредненного человека о жизни и ее благах. Человек XIX века ощущал в жизни растущее общее материальное улучшение. Никогда раньше до этого средний человек не решал своих экономических проблем с такой легкостью. Наследственные богачи относительно беднели, индустриальные рабочие обращались в пролетариев, а люди среднего калибра с каждым днем расширяли свой экономический горизонт. Каждый день вносил что-то новое и обогащал жизненный стандарт. С каждым днем положение укреплялось, независимость росла. То, что раньше считалось бы особой милостью судьбы и вызывало умиленную благодарность, стало рассматриваться как законное благо, за которое не благодарят, которого требуют.
XIX
век стал по существу
Тот факт, что весь феномен вполне вероятно вызван только лишь развитием либеральной демократии, приводит Ортегу к следующим выводам:
По Ортеге, обезличенная “масса” – скопище посредственностей, - вместо того, чтобы следовать рекомендациям естественного “элитарного” меньшинства, поднимается против него, вытесняет “элиту” из традиционных для нее областей – политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века. В основе восстания масс, подчеркивает Ортега, лежит замкнутость души массового человека. Дело в том, что человек массы считает себя совершенным, он никогда не сомневается в своем совершенстве. «Мерзавец иногда отдыхает, глупец – никогда»1 Однако человек массы совсем неглуп. Наоборот, он действительно гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его предки. Но эти способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется ими всегда и везде. Это явление Ортега назвал в первой главе Восстания “знамением нашего времени: не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право”2
Масса
Отдельный
человек живет разумом, масса
же живет инстинктом. Люди, сбитые в
массу, представляют нечто качественно
иное, нежели люди сами по себе. Это
хорошо показано в книге современного
психолога Франции Сержа
Жизнь, лишенная прежних запретов, смела всякий авторитет, кроме авторитета массы. Человек оказался один на один с толпой. « Толпа — странное явление :аккумуляция разнородных элементов, не знакомых друг с другом. Однако достаточно появления какого-то течения верований и представлений, распространяемого определенными людьми, чтобы наэлектризовать это скопление. Тотчас же возникает своего рода неожиданное единство, стихийная организация. Масса становится движением. Тысячи, даже миллионы людей образуют теперь уже единую цепь, которая движется к своей цели с непреодолимым упорством.»2
Опыт реальной истории показывает нам во что это может превратиться, если во главе массы оказывается "вождь" (а это происходит неизбежно). Уставшая от идейных и прочих блужданий масса жаждет вождя, фюрера, генерального секретаря или еще кого-либо из этого ряда, уповая на их способность, якобы, "навести порядок"; тогда возникают тоталитарные идеологии и системы, которые "узаконивают" массу в ее притязаниях и человека-массу вместе с ней.
Это самый трагический и самый негуманный итог омассовления современного общества. В тех общественных системах, где в массовом сознании прочно укоренились демократические ценности (приоритет общечеловеческого над идеологическим, права человека и их защита и т.п.), до этого как правило дело не доходит, но это не спасет современное общество от духовного кризиса, который порождается омассовлением всего и вся. Мы фактически все дальше и дальше разрабатываем психологию индивида. Но, однако, в мире творится и используется на практике как раз психология масс . Возможно, что мы сегодня присутствуем при глобализации масс, при создании массы мирового масштаба. Прежде всего это создание все расширяющихся наднациональных сообществ с гигантскими ядрами городов и рынками в миллионы человек, которых побуждают жить и потреблять однотипным образом. Затем, расцвет электронных и телевизионных сетей, которые одной стороны, связывают между собой людей, находящихся на огромных расстояниях друг от друга, а с другой стороны, проникают в самые недра частной жизни каждого. И бурное развитие систем мультимедиа до предела ускорит этот процесс. Наконец, политика в отношении этих огромных сообществ, успех которой зависит от систем мультимедиа, теперь еще больше, чем в прошлом становится массовой политикой.
Средства массовой коммуникации в современном мире
Назаров не рассматривает развитие мультимелии как стихийное бедствие, с его позиции это естественный результат прогресс. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства коммуникации не только ведут к состоянию тотального восприятия и сиюминутности осознания действительности, но и способствуют расширению органов и чувств человека в пространстве и во времени. Средства массовой коммуникации (кинематограф, печать, радиовещание и телевидение) - активно участвуют в процессе становления общественного мнения сегодня. Роль показателя совокупной эффективности деятельности средств массовой коммуникации играет на состояние массового сознания, но предание ему желательных качеств составляет лишь часть целей информационной деятельности Система средств массовой коммуникации, обеспечила новую и эффективную связанность общества, унифицировала его жизнедеятельность и психологию, тем самым сформировала основу для утверждения специфического феномена массовой культуры.
Особую роль средствам массовой культуры Назаров отводит в российском обществе. Традиционно российское общество состоит из разнородных групп.В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры и массовых коммуникаций как процесса, формирующего "человеческий капитал" и нравственный ресурс социально-экономического развития государства.
Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры и охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения, глобальное культурное пространство.
Современная массовая культура выступает как комплексная форма организации и структурирования культурной жизни общества, производя и культурный продукт, и его потребителя, что осуществляется во многом благодаря усилиям СМИ. В своей совокупности СМИ создают определенные представления о мире, о человечески наиболее значимых ценностях и понятиях, при этом способствуя разрушению традиционно ценимых, но ставших ненужными качеств.
Социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества. Однако, данное влияние не всегда носит положительный характер.
Глобализация массовой культуры.
«Если более четверти века назад, после открытия Эйнштейном уравнений относительности, люди отказывались понимать физический мир, где они живут, то сегодня они отказываются понимать политическую систему, внутри которой проходит их жизнь».
Даниэль Галеви
Исследуя работы различных авторов по теме, мне бы хотелось выделить одного из них – Поль Верилио. Его работа «Информационная бомба. Стратегия обмана» впечатляет своей адекватностью реальности и открывает глаза на значение событий, происходящих сегодня, в истории. Так, он просматривает трансформацию жизненно важных процессов для цивилизации во времени. К примеру, во времена Коперника и Галиилео была наука и целью её была – истина.Во вермя холодной войны произошла милитаризация науки, с 90-х гг. наука трансформировалась в экстремальную и смыслом её стали робототехника и генная инженерия. «Если истина познается в опыте, то сущность современной науки не в достижениях прогресса, а в многочисленных технических катастрофах.»Если прежде ценность науки была истина, теперь доход от новых открытий, которые должны приносить пользу. Утопия настигает и искусство. Новая реальность/ирреальность? «Годы войны кажутся ненастоящими. Они — как кошмар, во время которого реальность отменяется», — как-то написала Агата Кристи.«Однако сегодня нет необходимости в войне для того, чтобы уничтожить реальность мира.»3
К чему приведёт нас глобализация? Этот вопрос оставался прежде открытом для меня, но сегодня я соглашусь с Верилио : « 20 января 1997 года в инаугурационной речи Билл Клинтон произнес: «Прошедшее столетие стало веком Америки, грядущее столетие должно быть еще в большей степени американским: Соединенные Штаты станут во главе демократий всего мира»'… Однако, в этом же заявлении президента было упомянуто приходящее в упадок американское общество и расшатанная, разваливающаяся демократия, которые вскоре постигнет, если не принять какие-либо меры, чудовищная политическая катастрофа.