Рекламно-информационное письмо для родителей абитуриентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать концепцию рекламно-информационного письма для родителей абитуриентов.
Задачи:
Объяснить приоритетность данного вида рекламного сообщения;
определить первоочередные сегменты целевой аудитории;
разработать концепцию рекламно- информационного письма;
оценить эффективность концепции данного письма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава I.
Особенности маркетинга образовательных услуг…………….………4
Особенности рынка образовательных услуг……………………4
Содержание маркетинга образовательных услуг и его проблемное содержание………………………………………………………….9
Роль государства в маркетинге образовательных услуг………13
Череповецкий государственный университет в системе образовательных услуг……………………………………………18
Рекламно-информационное письмо как вид рекламной продукции...20
Определение и основные типы рекламно-информационного письма………………………………………………………………20
Структура и оформление письма………………………………..21
Выводы к главе I……………………………………………………………25
Глава II……………………………………………………………………………27
Оценка эффективности существующих коммуникационных каналов..27
Подготовка рекламного продукта (разработка рекламно-информационного письма)………………………………………………31
Оценка эффективности разработанного рекламного продукта………33
Экспертное интервью……………………………………………...34
Метод семантического дифференциала…………………………35
Выводы к главе II…………………………………………………………..38
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсач по рекламе.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Отечественным производителям, и в  том числе производителям ОУ, длительное время находившимся под контролем  и диктатом государственных органов  управления, многие из этих функций  непривычны, так как они не освоены ими. Даже в вузах, где ведется активное преподавание маркетинга, он чаще всего не используется как инструмент управления, достижения практического успеха образовательного учреждения. Впрочем, отдельные маркетинговые функции уже начинают реализовываться в практической деятельности вузов, решении отдельных вузовских проблем.

    1. Содержание маркетинга образовательных услуг и его проблемное содержание

Традиционными для характеристики проблемного содержания маркетинга являются вопросы: Что производить и предлагать на рынок? Какого качества? Сколько? Где продавать? Когда? По какой цене и на каких условиях? Собственно говоря, взаимоотношения субъектов рынка, составляющие предмет маркетинга, как раз и организуются по поводу оптимального разрешения этих вопросов. Естественно, что эти вопросы необходимо адаптировать к конкретной сфере реализации маркетинга, в данном случае - к сфере образования. Целесообразно обсудить в этой связи комплекс вопросов, предложенных Г.Г.Азгальдовым.6

Проблема обучающихся особенно деликатна, т.к. она сразу задает комплекс вопросов выбора исходного "человеческого материала", который сам выступает активным участником маркетинговых отношений, сам осуществляет свой выбор.

Образовательное учреждение оказывается  перед очень нелегкой проблемой определения, на какого абитуриента ориентироваться, кого приглашать и отбирать, кто составит контингент обучающихся: те, у кого нет проблем с оплатой ОУ; те, кого легче обучать (в т.ч. как за счет имеющегося запаса знаний или за счет способностей к их восприятию и освоению); те, кто способен быстро "выучить и сдать" пройденный материал? Безусловно, выбор ни одной из этих категорий не может гарантировать главного: способности эффективно использовать, потреблять результаты ОУ.

Вопрос о целесообразности обучения и его наполнении тесно связан с конкретной структурой потребностей целевых групп клиентов и характеризует выбор целей (поэтому он связан с первым вопросом) и средств образовательного процесса, поиск оптимального соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.

Еще одним проблемой, с которой  сталкивается образовательное учреждение – сроки обучения. Вузу приходиться  решать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличивать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход к образованию.

Тип образовательного учреждения так  же, как и место его расположения определяется самим вузом. Еще одной  проблемой становится выбор системы  обучения: одно образовательное учреждение или создание филиалов в разных городах

Особенности образовательных услуг  заставляют сделать выбор в технологиях  оказания услуги. Вопрос распадается как минимум на три принципиальных аспекта:

  1. форма обучения (очная, заочная, смешанная и др.);
  2. технология обучения (традиционная, игровая, деятельностная);
  3. технология контроля и оценки (в т.ч. в текущем, поэтапном и результирующем режимах).

Так же для маркетинга услуг особую актуальность приобретает вопрос об исполнителях образовательных услуг – то есть о тех, кто будет преподавать в вузе. Этот вопрос, практически не рассматриваемый в маркетинге материальных товаров, однако для ОУ это один из важнейших вопросов, так как он зачастую становится одним из главных критериев для выбора абитуриентов. Делается выбор: опытный преподаватель, консультант, научный сотрудник, аспирант, специалист-практик, коллега по обучению. Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов.

Вуз должен определить типы и направления использования учебно-методических средств, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

Исходя из вышесказанного, можно выделить в качестве важнейших следующие проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры ОУ:

  • Желаемые характеристики будущего контингента обучающихся
  • Цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.
  • Длительность и режимы, ступени обучения.
  • Тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения.
  • Технологии обучения и контроля его результатов. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать.
  • Характеристики персонала, оказывающего ОУ.
  • Типы учебно-методических средств и направления их использования, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др. 7

Исследователь А.П. Панкрухин, на основе своих исследований выводит следующее понятие маркетинга ОУ: «маркетинг образовательных услуг - это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты». 8

Маркетинг ОУ в целевом отношении  определяется долгосрочными коммерческими  и другими интересами всех субъектов  рынка, а также возможностью создания благоприятного и широкого социального резонанса, эффекта в виде воспроизводства национального интеллектуального потенциала и взаимосвязанных с ним эффектов.

В функции маркетинга входит исследование и прогнозирование конъюнктуры  рынка ОУ, выявление перспективных ОУ и необходимости обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса ОУ, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажи ОУ, а также их сопровождение в процессе потребления. Маркетинг ОУ должен обеспечивать и собственное воспроизводство и развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.

Специфика маркетинга ОУ частично проявляется  как специфика услуг как таковых, частично - как специфика научных, интеллектуальных услуг. Но есть и особенности, вытекающие из самой сущности ОУ и прежде всего - исключительности "исходного материала" сферы образования - личности обучающегося, которая играет фактически определяющую роль в рыночном выборе ОУ, в т.ч. технологий и условий их оказания, активно участвует в самом процессе оказания образовательных услуг.

Ясно, что маркетинг в средней, высшей школе и в последипломном и дополнительном образовании действует  в разных условиях и обладает определенной спецификой.

Учреждения высшей школы и дополнительного  образования имеют ряд серьезных  дополнительных резервов и стимулов для развития маркетинга. 9Это, прежде всего, их кадровый потенциал - преподаватели и научные сотрудники, особенно экономисты и маркетологи, а также связи и возможности в отношении кооперации с другими образовательными учреждениями, в т.ч. - зарубежными. Целевые установки учреждений этого уровня образования неизбежно сильнее ориентированы на запросы предприятий, организаций и учреждений, которые будут в дальнейшем использовать выпускников.

 

    1. Роль государства в маркетинге образовательных услуг.

Особенностью маркетинга ОУ является то, что особую роль играют государство и его органов управления (в т.ч. на местах). Повсеместно в странах с рыночной экономикой государство осуществляет правовую защиту субъектов маркетинга (прежде всего потребителей) от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечении качества товаров и услуг, ведет статистику, содействует проведению масштабных рыночных исследований и др.

В сфере образования государство  призвано выполнять достаточно специфические  функции, по существу не выполнимые другими  субъектами в потребном масштабе. В развитых странах (например, в США) первая обязанность федеральных органов образования - это инициация, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения ("public relations"), позитивного имиджа социальных институтов образования, в т.ч. как среди населения, так и в кругах работодателей.

Государство во всем мире финансирует  образование (прежде всего в направлении его фундаментализации и гуманизации) и предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и иные формы регулирования рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом. 10

В отечественных условиях, отказавшись  от традиционных для нашей страны централизованных, "патерналистских" методов и форм управления образованием, государство продолжает нести обязанности гаранта гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства в условиях многонационального общества, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений. Это - суть государственной политики, закрепленная в законе Российской Федерации "Об образовании". 11

Государство устанавливает перечни  профессий и специальностей, по которым  ведется образование, формирует базовые черты ассортимента образовательных услуг. Оно проводит аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, создает государственную систему аттестационно-диагностических центров (государственную аттестационную службу), т.е. выступает гарантом качества ОУ, его соответствия образовательным стандартам.

В компетенцию федеральных органов  управления входит также информационное обеспечение образовательных учреждений. Ясно, что сейчас в стране нет  других субъектов, кроме госорганов, которые могли бы взять на себя формирование информационно-консультативной базы маркетинга ОУ, научно-методической и другой поддержки возникающих посреднических структур, альтернативных образовательных учреждений, общественных организаций, ориентированных на развитие образования и удовлетворение образовательных потребностей. Подобные же задачи нужно решать и на уровне регионов, муниципальных властей.

На федеральные органы государственной  власти и управления возложена также  организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров для системы образования. Безусловно, что в эту задачу входит и подготовка кадров для системы образования по маркетингу, т. е. формирование контингента маркетологов образования, - профессионалов этой сферы.

Что касается участия государства  в маркетинговой деятельности и  в ее организации и обеспечении, то и здесь существует стереотип - предубеждение против вовлечения государства как субъекта власти, традиционно подавлявшего свободную инициативу других участников рыночных отношений, к строительству этих отношений. Это предубеждение будет разрушено, если органы управления сумеют отказаться от соблазна диктовать сверху прямолинейные и однозначные решения и перейти к квалифицированному, объективному ориентированию всех заинтересованных организаций и лиц в многофакторных и поливариантных зависимостях, которые присущи рыночным отношениям спроса и предложения столь деликатного товара, как ОУ. 12

Маркетинг –  это дело не только крупных корпораций и рыночных лидеров. Безусловно, что масштабные рыночные исследования, крупные мероприятия в области рекламы и в осуществлении других функций маркетинга не под силу малым и даже средним по масштабам образовательным учреждениям. Однако это не значит, что маркетинг для них не доступен и не реален. Правильнее сделать другой вывод - о необходимости поддержки их маркетинговых усилий, о целесообразности объединения сил и средств в этом направлении. Небольшим образовательным учреждениям, так же как и потребителям ОУ, маркетинг жизненно важен и нужен, т.к. в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных ОУ может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями. Сказанное еще в большей степени относится к личностям как субъектам маркетинга ОУ.

Перспективы конкуренции на рынке зависят от количества факторов, по которым она может вестись, по которым осуществляется выбор предлагаемых услуг покупателями. Образование и ОУ многофакторны, как никакие другие товары и услуги. Именно поэтому конкуренция и реализация маркетингового подхода к взаимоотношениям производителей и потребителей ОУ здесь всегда может иметь место.

И еще об одном стереотипе, существенно сужающем сферу развертывания  потенциала маркетинга в образовании, нельзя не упомянуть. Это весьма распространенное мнение, что маркетинг необходим лишь коммерческим организациям, ориентированным на прибыль. Таковыми в сфере ОУ могут выступать только образовательные учреждения и их подразделения, осуществляющие платные ОУ или даже вообще занимающиеся побочным бизнесом. Между тем в мире хорошо известен т.н. некоммерческий маркетинг, чье функциональное содержание не менее богато, чем у коммерческого маркетинга. Более того, некоммерческий успех у потребителя, который может быть достигнут только с использованием потенциала маркетинга, впрямую ведет и к благоприятному имиджу образовательного учреждения в целом, и к росту государственной поддержки, и к собственным коммерческим успехам учреждения.

Маркетинг ОУ необходим  как частным образовательным учреждениям, так и государственным. Частные вузы уже озадачились этой проблемой, так как в настоящее время спонсорская поддержка сокращается, а, следовательно, ОУ таких заведений в скором времени станут доступны лишь обеспеченным семьям.

Государственные высшие школы, чувствуя за своей спиной полную поддержку государства, не охотно идут на исследование рынка и не хотят заниматься проектированием и продвижением своих ОУ в соответствии с его потребностями. А это значит, что уже сейчас государственные вузы, которые не занимаются продвижением своих услуг, теряют своих потенциальных потребителей.

Информация о работе Рекламно-информационное письмо для родителей абитуриентов