Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа
Определение роли и места информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Роль и место информации в управленческой деятельности
1.1. Единое информационное пространство и информационное 5 обеспечение процесса управления
1.2. Информация как основа государственного управления 8
1.3. Информационная система государственного управления 13
Глава 2. Внедрение информационных технологий в государственное управление
2.1. «Электронное правительство» 16
2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА
КАФЕДРА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление общественными отношениями»
на тему: «РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»
Выполнил:
студент IV курса
факультета истории, управления,
и сервиса, группа ГиМУ41
ВирюгинаИрина Александровна
Проверил:
к.и.н., доцент кафедры МУиСС
Романкина И.А.
Коломна, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Роль и место информации в управленческой деятельности
1.1. Единое информационное пространство и информационное 5 обеспечение процесса управления
1.2. Информация как основа государственного управления 8
1.3. Информационная система государственного управления 13
Глава 2. Внедрение информационных технологий в государственное управление
2.1. «Электронное правительство»
2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Информационные и
К проблемам информационного общества
как ступени в развитии современной цивилизации
научная общественность обратилась в
конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также способствовали
следующие обстоятельства: увеличение
роли информации и знаний в жизни общества;
возрастание в валовом внутреннем продукте
доли информационных коммуникаций, продуктов
и услуг; рост потребностей населения
в информационных продуктах и услугах;
формирование глобального информационного
пространства, обеспечивающего эффективное
информационное взаимодействие людей,
их доступ к мировым информационным ресурсам.
Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных
технологий, скорость их распространения
способствовали принятию в первой половине
1990-х гг. правительствами развитых стран
мира национальных программ развития
информационного общества. Возможности
информационного общества развитые страны
рассматривают как ключ к процветанию
в XXI веке.
Свою готовность перейти к информационному
обществу зафиксировала Россия, подписав
22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального
информационного общества (о. Окинава,
Япония), а также став активным участником
Всемирного саммита ООН по информационному
обществуо(Женева,л2003дг.).
Таким образом, целью данной работы является
определение роли и места информационных
и коммуникационных технологий в государственном
управлении.
Задачиоработы:
• изучить информационное
• рассмотреть влияние компьютеризации
на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению
информационных технологий вогосударственноеоуправление;
• рассмотреть перспективы внедрения
информационных технологий в сферу государственногооуправления;
• выявить приоритеты участия граждан
в электронном правительстве;
• оценить проблемы реализации «Электронного
правительства» в России.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Единое информационное
пространство и информационное обеспечениегпроцессануправлени
В любом государстве
Информационное пространство – совокупность
информационных ресурсов, информационных систем и
Единое информационное
Иными словами, единое информационное
пространство складывается из следующих
главных компонентов:
• информационных ресурсов,
содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные
на соответствующих носителях информации;
• организационных структур, обеспечивающих
функционирование и развитие единого
информационного пространства, в частности,
сбор, обработку, хранение, распространение,
поиск и передачу информации;
• средств массового взаимодействия граждан
и организаций, в том числе программно-технических
средств и организационно-нормативных
документов, обеспечивающих доступ к информационным
ресурсам на основе соответствующих9информационных
Информационная технология – совокупность
методов, способов, приемов и средств обработки
документированной информации, включая
прикладные программные средства, и регламентированного
порядка их применения. Информационная
технология – совокупность методов, приемов
и средств, реализующих информационный
процесс в соответствии с заданнымидтребованиями3.
Информационное общество – концепция
постиндустриального общества; новая
историческая фаза развития цивилизации,
в которой главными продуктами производства
являются информация и знания.4 вввввОтличительные0черты информационного общества:
• увеличение роли информации и знаний
в жизни общества;
• возрастание доли информационных коммуникаций,
продуктов и услуг в валовом0внутреннем0продукте;
• создание глобального информационного
пространства, обеспечивающего эффективное
информационное взаимодействие людей,
их доступ к мировым информационным0ресурсам,0удовл
Традиционно с момента возникновения
в конце 60-х – начале 70-х годов «информационное
общество» рассматривалась как футурологическая
концепция, описывающая будущее общество,
наделявшая его во многом утопическими
чертами – постепенным исчезновением
рутинного труда и заменой его творческим,
ведущей ролью знания, гуманизацией государства.
Исходя из тенденций опережающего развития
сектора экономики, связанного с производством,
распространением и передачей информации,
делались выводы об изменении структуры
экономического производства, из сокращения
издержек электронных коммуникаций прогнозировалось
развитие новых форм занятости и политической
активности, изменения в сфере0средств0массовой0информа
С массовым распространением технологий
электронной почты и Internet прогнозы, носящие
несколько отвлеченный характер, перешли
в плоскость0практического0примен
Идея справедливого, гуманного и свободного
«информационного общества», естественно,
дала название многочисленным правительственным
программам информатизации и развития
социально-экономических приложений Internet-технологий.
рррррВо всех сферах жизни управление играет
огромную роль. Любая организация нуждается
в рациональном и эффективном управлении.
Под организацией могут пониматься различные
общественные образования: промышленные0предприятия,0комм
Под управлением понимается целенаправленное
воздействие субъекта на0объект0с0целью0перевода0его
Любой процесс управления связан с информационным
обменом, который заключается в циклическом
осуществлении следующих процедур:
•сбор информации о текущем состоянии
управляемого объекта;
•анализ полученной информации и сравнение
текущего состояния с желаемым;
•выработка управляющего воздействия
с целью перевода управляемого объекта
в желаемое состояние;
•передача управляющего воздействия
объекту6.
Процесс управления подразумевает наличие
обратной связи, т.е. информационного потока,
направленного от объекта к субъекту.
Обратная связь позволяет установить,
насколько эффективно оказанное на объект
управляющеепвоздействие7.
Процесс управления нуждается в предоставлении
своевременной, достоверной и полной информации,
т.е. информационном обеспечении.
Информационное обеспечение управленческой
деятельности – это осуществление действий
по предоставлению своевременной. Достоверной
и полной информации субъекту управления
(руководителю) с заданной периодичностью.
Задачи информационного обеспечения
процесса управления заключаютсялвдследующем:
•удовлетворение информационных потребностей
управляющих органов;
•определениеипотборписточников
•правильная интерпретация и систематизация
полученных данных;
•проверка достоверности, полноты и непротиворечивости
данных;
•исключениепдублированияпинфор
•представление данных в едином и удобном
для восприятия формате;
•многократное8использование8по
•постоянное8обновление8данных8
Таким образом, информационное обеспечение
является неотъемлемой частью любой управленческой
деятельности. С его помощью происходит
распространение необходимой информации
среди компетентных лиц и ее эффективное
использование в процессе принятия управленческих
решений.
1.2. Информация как основа государственного управления
Сегодня во всем мире признано,
что информация является важнейшим
средством организации и
В таких условиях получение новой информации,
хранение и поиск уже созданной, адекватное
понимание и актуальное использование
информации становятся очень трудным
делом, требующим времени, сил и средств,
создания специальных структур (систем),
применения новейшей техники и технологии.
Работа с информацией превращается в обширное
и массовое занятие людей, а сама информация
выступает основным источником интенсификации
и гармонизации общественного развития.
Перед обществом стоит проблема овладения
информацией, ее организации, каналов
движения, способов осмысления и оценки,
механизмов эффективного использования
на практике. Если здесь не будут предприняты
упорядочивающие меры, то общество может
"утонуть" в информации, остаться
только с ее "шумами", которыми и так
уже переполнено так называемое информационное
поле. Проявляется парадокс: обилие информации
создает информационные иллюзии и лишает
людей информации, достоверной и реально
нужной им.
Разумеется, что информация как совокупность
каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик
о соответствующих предметах, явлениях,
процессах, отношениях, событиях и т.д.,
собранных и систематизированных в пригодную
для использования форму, составляет основу
государственного управления. По существу,
все управленческие процессы — это не
что иное, как поиск, фиксация, анализ,
оценка, закрепление, распространение
социальной информации, т.е. той информации,
которая связана с отражением, познанием
и преобразованием различных форм жизнедеятельности
людей. Но, и это самое важное, в управлении
вообще и в государственном управлении
в частности происходит взаимодействие
не со всей информацией, а только с той,
которая непосредственно необходима для
формирования и реализации государственно-управляющих
воздействий9. Речь идет об управленческой информации.
Управленческая информация — это часть
социальной информации, которая выделена
из ее общего массива по критериям пригодности
к обслуживанию государственно-правовых
процессов формирования и реализации
управляющих воздействий10. Она своими "корнями" проникает
в социальную информацию, однако выбирает
оттуда только то, что отражает управленческие
потребности, интересы и цели людей, их
совокупную властную волю, конкретные
механизмы и способы организации и регулирования
их сознания, поведения и деятельности.
Такая информация должна быть ориентирована,
по крайней мере, по следующим направлениям:
во-первых, по месту и роли государства
в системе частной и общественной жизнедеятельности
людей и, соответственно, по компетенции
конкретных государственных органов,
во-вторых, по характеру и иерархии законов
и иных нормативных правовых актов, подлежащих
обязательной реализации в управленческих;
в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям
управляемых объектов, которые дифференцируют
и конкретизируют управляющие воздействия
различных государственных органов, а
также формируют специфические виды правоотношений.
В практике государственных органов
об этом часто забывают и вводят в управленческую
информацию много политики, идеологии,
пропаганды, различных концепций и программ,
обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие
требования так растворяются в массе слов,
что их трудно обнаружить и уж, тем более,
практически реализовать. Не всегда подобное
происходит по злому умыслу, есть причины,
это объясняющие, к примеру политизация
управления, но в любом случае ненужные
информационные "шумы" усложняют
государственное управление. Поэтому
рациональность и эффективность последнего
напрямую обусловливаются качеством той
информации, которая обозначается термином
"управленческая информация".
Можно выделить следующие источники,
объективно порождающие управленческую9информацию:
а) нормы законодательных и иных актов,
управомочивающие государственные органы
и государственных служащих на принятие
определенных управленческих решений
или совершение управленческих действий
в обозначенном времени и направлении
(решения и действия по исполнению законов
и иных нормативных актов);
б) обращения граждан в государственные
органы по реализации своих законных интересов
и субъективных прав (обслуживание и защита
прав и свобод.граждан);
в) обязательные указания вышестоящих
государственных органов, подлежащие
исполнению нижестоящими и обеспечивающие
реальность государственного управления
(директивная управленческая информация);
г) факты, отношения, выявляемые в процессах
контроля, которые отражают состояние
управляемых объектов, а также уровень
функционирования управляющих компонентов
(управленческая информация об обратных
связях в процессах государственного
управления);
д) проблемные, конфликтные, экстремальные
и иные сложные ситуации, нуждающиеся
в оперативном и активном сильном вмешательстве
государственных органов и должностных
лиц (управленческая информация о кризисных
состояниях общественных процессов)11.
В то же время вся управленческая информация,
из каких бы источников она ни шла и кто
бы ни выступал ее носителем, непременно
должна соответствовать требованиям актуальности,
достоверности, достаточности,одоступностилила
Актуальность означает, что собранная
информация является свежей, отличается
оперативностью сбора и передачи, новизной,
соответствует задачам сегодняшнего дня
и может способствовать их решению. Часто
именно актуальность обусловливает возможности
информации.
Достоверность информации определяется
ее способностью схватывать и отражать
факты, события и особенно их причины и
взаимосвязи. Ее получение представляет
собой очень сложный познавательный и
аналитический процессы, требующие привлечения
специалистов и использования современных
научных процедур.
Достаточность свидетельствует, что
информация получена по целому ряду системно
увязанных вопросов, глубоко и всесторонне
раскрывает исследуемый процесс, особенно
его внутренние источники, движущие пружины
и внешние детерминанты, характеризует
процесс в целом, содержит предпосылки
для прогнозирования и моделирования
возможных новых состояний данного процесса.
Доступность информации связана с ее
открытостью, гласностью, возможностью
ее оперативного получения в нужном объеме.
Часто информация имеется, но она закрыта
и используется очень узким кругом должностных
лиц. В таком случае коэффициент ее полезного
действия очень низок.
Аутентичность обусловливает текстуальное
и словесное выражение информации в понятной
людям форме, соответствие их познаниям
в области языка. Засоренность информации
различными узкоспециальными терминами
или иностранными, к тому же редко употребляемыми,
словами усложняет постижение и практическое
использование информации12.
1.3 Информационная система государственного управления
В обществе в целом
и в государственном управлении
в частности всегда существовала
и в каждый данный момент существует
определенная информационная система, охватывающая саму
информацию (ее совокупный массив), формы,
методы и средства ее обработки и людей,
включенных в информационные процессы.
Поэтому когда говорится о создании и
совершенствовании информационной системы
государственного управления, то имеется
в виду не просто система, функционирование
которой связано с формированием, регистрацией,
сбором, обработкой и хранением информации,
отражающей состояние определенных объектов
в их динамике, а качественно и принципиально
новое явление. Проблема не сводится к
простому внедрению в управление новейшей
вычислительной техники, создания сетей
и программ ЭВМ, как это полагали многие
ученые и практики в 60-х годах. Она гораздо
объемнее, сложнее, глубже и труднее в
разрешении. Применение микроэлектроники,
информатики, микропроцессоров, роботов
и других современных обслуживающих средств
открывает возможности перевода всей
работы с информацией на новые научные
и технические уровни, создания рациональных
и эффективных информационных технологий.
Как удачно подметил Г.Л. Смолян, "автоматизация
есть новая, интеллектуальная "технология",
охватывающая все в принципе возможные
объекты управления — операции, ресурсы,
оценки. Переход к этой новой "технологии",
использующей компьютеры, в историческом
плане, по-видимому, является куда более
революционным, чем появление поточного
производства, конвейерных линий и систем
автоматического регулирования"13. "Нетрадиционность" проблемы состоит
в том, что посредством ее решения закладываются
предпосылки, основа того будущего общества,
которое обозначено понятием "информационного".
Без соотнесения сути этого (предполагаемого)
общества и информационной системы государственного
управления нельзя понять и сформулировать
концепциидпоследней.
Создание информационной системы государственного
управления — это не приложение новых
технических средств к разбухшей и бюрократизированной
государственной машине, а построение
новой системы государственного управления,
основанной на плюрализме форм собственности,
гражданском обществе, широком развитии
самоуправленческих механизмов, полноте
прав и свобод личности, торжестве закона
и других демократических принципах и
ценностях. В то же время современная организация
управляемых объектов и их взаимодействий,
характер информационно-обрабатывающей
техники, возможности новейших средств
связи и другие факторы обусловливают
единство и всеохватываемость информационной
системы государственного управления.
Нельзя ограничиваться региональными
и отраслевыми, кустовыми и иными локальными
информационными системами в управлении.
В государстве должна быть общая система
государственного управления с построенной
внутри нее единой информационной системой.
Тогда можно надеяться на рациональность
и эффективность государственного управления14.
В Российской Федерации приняты нормативные
правовые акты и заложены организационные
структуры, которые призваны создать информационную
систему государственного управления.
В этой связи хотелось бы высказать некоторые
теоретические соображения, учет которых
полезен при проведении соответствующей
работы.
Информационно-технологические нововведения
в государственном управлении имеют комплексный
характер, связаны с одновременным и согласованным
использованием информационных, организационных,
правовых, социально-психологических,
кадровых, технических, логико-семантических
и многих других факторов. Все это требует
комплексного подхода, качественного
изменения как системы работы с информацией,
так и функциональной и организационной
структур управления, состава и структуры
всей управленческой деятельности, характера
и построения управленческих отношений,
да и иных управленческих явлений15.
Такие единицы информации
должны соответствовать уровню и масштабам
управляющих подсистем и их звеньев, закладываться
в первую очередь в действующие в их рамках
информационные системы. В них нужны и
данные о развитии научно-технической
мысли и ее новейших достижениях, о передовом
управленческом (организационном) опыте
в стране и за рубежом.
В заключение следует знать
некоторые основания, определяющие развитие
информационного обеспечения государственного
управления.
Поскольку система государственного
управления выступает в динамическом
единстве иерархической управляющей и
сложноорганизованной управляемой подсистем,
постольку и информационная система, их
обслуживающая, должна быть способной,
с одной стороны, брать необходимые данные
о функционировании управляемых объектов
и доносить их до компетентных органов
и, с другой — помогать в выработке рациональных
управляющих воздействий, дифференцировать
их по всей управляемой подсистеме и доводить
до каждого исполнителя16. Следовательно, информация призвана
обеспечивать демократизм государственного
управления.
Информация о работе РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ