РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Определение роли и места информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Роль и место информации в управленческой деятельности
1.1. Единое информационное пространство и информационное 5 обеспечение процесса управления
1.2. Информация как основа государственного управления 8
1.3. Информационная система государственного управления 13
Глава 2. Внедрение информационных технологий в государственное управление
2.1. «Электронное правительство» 16
2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая PR.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА

КАФЕДРА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Управление  общественными отношениями»

 

на тему: «РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент IV курса

факультета истории, управления,

и сервиса, группа ГиМУ41

ВирюгинаИрина Александровна

Проверил:

к.и.н., доцент кафедры  МУиСС

Романкина И.А.

 

 

 

 

 

 

Коломна, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

Глава 1.Роль и место информации в управленческой деятельности

1.1. Единое информационное пространство и информационное         5    обеспечение процесса управления

1.2. Информация как основа государственного управления                8

1.3. Информационная система государственного управления            13 

Глава 2. Внедрение информационных технологий в государственное управление 

2.1. «Электронное правительство»                                                          16         

2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»              20 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже  стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они  существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера  приобретает особое значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Эти факты указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной среды и т. п. - основные атрибутыдинформационногодобщества. 
 К проблемам информационного общества как ступени в развитии современной цивилизации научная общественность обратилась в конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг; рост потребностей населения в информационных продуктах и услугах; формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам. 
Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к процветанию в XXI веке. 
 Свою готовность перейти к информационному обществу зафиксировала Россия, подписав 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества (о. Окинава, Япония), а также став активным участником Всемирного саммита ООН по информационному обществуо(Женева,л2003дг.). 
 Таким образом, целью данной работы является определение роли и места информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.  
      Задачиоработы: 
• изучить информационное обеспечение процесса управления; 
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации; 
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий вогосударственноеоуправление; 
• рассмотреть перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственногооуправления; 
• выявить приоритеты участия граждан в электронном правительстве; 
• оценить проблемы реализации «Электронного правительства» в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
1.1. Единое информационное пространство и информационное обеспечениегпроцессануправления 
 В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что создание информационного общества (единого информационного пространства)  является таким же необходимым условием, как и сохранение целостности. 
Информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды. 
 Единое информационное пространство представляет собой  совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан1.  
 Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; 
• организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; 
• средств массового взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих9информационных0технологий.2 
 Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения. Информационная технология – совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданнымидтребованиями3.

Информационное общество – концепция  постиндустриального общества; новая  историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.4      вввввОтличительные0черты информационного общества: 
• увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 
• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом0внутреннем0продукте; 
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным0ресурсам,0удовлетворение0их0потребностей0в информационных0продуктах0и0услугах5.  
 Традиционно с момента возникновения в конце 60-х – начале 70-х годов «информационное общество» рассматривалась как футурологическая концепция, описывающая будущее общество, наделявшая его во многом утопическими чертами – постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства. 
Исходя из тенденций опережающего развития сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и политической активности, изменения в сфере0средств0массовой0информации0и0досуга. 
 С массовым распространением технологий электронной почты и Internet прогнозы, носящие несколько отвлеченный характер, перешли в плоскость0практического0применения. 
 Идея справедливого, гуманного и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических приложений Internet-технологий.

рррррВо всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Под организацией могут пониматься различные общественные образования: промышленные0предприятия,0коммерческие0фирмы,0государственные учреждения и т.д. Но информационное обеспечение их деятельности осуществляется0по0одним0и0тем0же0принципам. 
 Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на0объект0с0целью0перевода0его0в0качественно0новое0состояние. Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение0предприятия,0предприятие0в0целом,0а0также0различные информационные0системы.0Различие0между0субъектом0и0объектом заключается0в0том,0что0субъект0является0источником0управляющего действия,0а0объект0подчинен0этому0действию. 
 Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур: 
•сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта; 
•анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым; 
•выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние; 
•передача управляющего воздействия объекту6
 Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющеепвоздействие7
 Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. информационном обеспечении. 
Информационное обеспечение управленческой деятельности – это осуществление действий по предоставлению своевременной. Достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.  
 Задачи информационного обеспечения процесса управления заключаютсялвдследующем: 
•удовлетворение информационных потребностей управляющих органов; 
•определениеипотборписточниковпинформации; 
•правильная интерпретация и систематизация полученных данных; 
•проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных; 
•исключениепдублированияпинформации; 
•представление данных в едином и удобном для восприятия формате; 
•многократное8использование8полученной8информации; 
•постоянное8обновление8данных8.  
 Таким образом, информационное обеспечение является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. С его помощью происходит распространение необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование в процессе принятия управленческих решений.

1.2. Информация как основа государственного управления

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим  средством организации и регулирования  частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и "материей" управления. Движение к "информационному обществу" еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем. 
   В таких условиях получение новой информации, хранение и поиск уже созданной, адекватное понимание и актуальное использование информации становятся очень трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур (систем), применения новейшей техники и технологии. Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие людей, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации общественного развития. Перед обществом стоит проблема овладения информацией, ее организации, каналов движения, способов осмысления и оценки, механизмов эффективного использования на практике. Если здесь не будут предприняты упорядочивающие меры, то общество может "утонуть" в информации, остаться только с ее "шумами", которыми и так уже переполнено так называемое информационное поле. Проявляется парадокс: обилие информации создает информационные иллюзии и лишает людей информации, достоверной и реально нужной им. 
   Разумеется, что информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. По существу, все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий9. Речь идет об управленческой информации. 
   Управленческая информация — это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий10. Она своими "корнями" проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности. 
 Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов, во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих; в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений. 
  В практике государственных органов об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие требования так растворяются в массе слов, что их трудно обнаружить и уж, тем более, практически реализовать. Не всегда подобное происходит по злому умыслу, есть причины, это объясняющие, к примеру политизация управления, но в любом случае ненужные информационные "шумы" усложняют государственное управление. Поэтому рациональность и эффективность последнего напрямую обусловливаются качеством той информации, которая обозначается термином "управленческая информация". 
 Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую9информацию: 
а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов); 
б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод.граждан); 
в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация); 
г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления); 
д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов)11.                                         чччччВсе источники управленческой информации имеют важное значение для надлежащего государственного управления. В каждом государственном органе и по каждой государственной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в "тугой узел", обеспечивающий реализацию соответствующихдполномочий. 
  В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности,одоступностилилаутентичности. 
 Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации. 
 Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур. 
 Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса. 
 Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок. 
 Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, к тому же редко употребляемыми, словами усложняет постижение и практическое использование информации12.

1.3 Информационная система государственного управления

В обществе в целом  и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный массив), формы, методы и средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы. Поэтому когда говорится о создании и совершенствовании информационной системы государственного управления, то имеется в виду не просто система, функционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающей состояние определенных объектов в их динамике, а качественно и принципиально новое явление. Проблема не сводится к простому внедрению в управление новейшей вычислительной техники, создания сетей и программ ЭВМ, как это полагали многие ученые и практики в 60-х годах. Она гораздо объемнее, сложнее, глубже и труднее в разрешении. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессоров, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможности перевода всей работы с информацией на новые научные и технические уровни, создания рациональных и эффективных информационных технологий. 
 Как удачно подметил Г.Л. Смолян, "автоматизация есть новая, интеллектуальная "технология", охватывающая все в принципе возможные объекты управления — операции, ресурсы, оценки. Переход к этой новой "технологии", использующей компьютеры, в историческом плане, по-видимому, является куда более революционным, чем появление поточного производства, конвейерных линий и систем автоматического регулирования"13. "Нетрадиционность" проблемы состоит в том, что посредством ее решения закладываются предпосылки, основа того будущего общества, которое обозначено понятием "информационного". Без соотнесения сути этого (предполагаемого) общества и информационной системы государственного управления нельзя понять и сформулировать концепциидпоследней. 
 Создание информационной системы государственного управления — это не приложение новых технических средств к разбухшей и бюрократизированной государственной машине, а построение новой системы государственного управления, основанной на плюрализме форм собственности, гражданском обществе, широком развитии самоуправленческих механизмов, полноте прав и свобод личности, торжестве закона и других демократических принципах и ценностях. В то же время современная организация управляемых объектов и их взаимодействий, характер информационно-обрабатывающей техники, возможности новейших средств связи и другие факторы обусловливают единство и всеохватываемость информационной системы государственного управления. Нельзя ограничиваться региональными и отраслевыми, кустовыми и иными локальными информационными системами в управлении. В государстве должна быть общая система государственного управления с построенной внутри нее единой информационной системой. Тогда можно надеяться на рациональность и эффективность государственного управления14
 В Российской Федерации приняты нормативные правовые акты и заложены организационные структуры, которые призваны создать информационную систему государственного управления. В этой связи хотелось бы высказать некоторые теоретические соображения, учет которых полезен при проведении соответствующей работы. 
 Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений15
     Такие единицы информации должны соответствовать уровню и масштабам управляющих подсистем и их звеньев, закладываться в первую очередь в действующие в их рамках информационные системы. В них нужны и данные о развитии научно-технической мысли и ее новейших достижениях, о передовом управленческом (организационном) опыте в стране и за рубежом. 
     В заключение следует знать некоторые основания, определяющие развитие информационного обеспечения государственного управления. 
     Поскольку система государственного управления выступает в динамическом единстве иерархической управляющей и сложноорганизованной управляемой подсистем, постольку и информационная система, их обслуживающая, должна быть способной, с одной стороны, брать необходимые данные о функционировании управляемых объектов и доносить их до компетентных органов и, с другой — помогать в выработке рациональных управляющих воздействий, дифференцировать их по всей управляемой подсистеме и доводить до каждого исполнителя16. Следовательно, информация призвана обеспечивать демократизм государственного управления.

Информация о работе РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ