РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Определение роли и места информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Роль и место информации в управленческой деятельности
1.1. Единое информационное пространство и информационное 5 обеспечение процесса управления
1.2. Информация как основа государственного управления 8
1.3. Информационная система государственного управления 13
Глава 2. Внедрение информационных технологий в государственное управление
2.1. «Электронное правительство» 16
2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая PR.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

 

2.1е«Электронноешправительство» 
 Учитывая требования граждан о предоставлении им разнообразных качественных государственных услуг и расширении возможностей доступа к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать электронное правительство часто заканчивались созданием не связанных между собой электронных «островков» на базе отдельных подразделений, в которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы17. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий. 
 Одной из задач создания «электронного правительства» является совершенствование совместной работы государственных организаций – повышение оперативности и согласованности в совместном использовании информации между органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более экономному использованию бюджетных средств и повышению эффективности деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых станет возможно осуществить переход к государственным службам новогоатипа. 
 В условиях стремительного развития информационных технологий государственным организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход к «электронному правительству» позволит государственным органам воспользоваться преимуществами Интернета и быстрее реализовать новые решения за счет интеграции различных ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным сектором и частными компаниями, а также между государственными организациями и гражданами. Кроме того, любое законченное решение в области «электронного правительства» должно обладатьеследующиминкачествами:  
• предоставлять единую точку доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки8и878дней8в8неделю;  
•способствовать преодолению информационного неравенства;  
• предоставлять людям возможность обучаться на протяжении всей жизни;  
•восстановить доверие граждан к правительству;  
•способствовать развитию экономики;  
•способствовать выработке разумных законов и здравой политики;  
•создавать формы правления с бóльшим участием граждан18.  
 Правительству, чтобы вновь обрести поддержку и доверие своих граждан, необходимо «модернизировать» или перестроить характер взаимоотношений с ними: сначала создавая новые бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные схемы сотрудничества с частным сектором, а затем разрабатывая электронные услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу.  
 Концепция Microsoft по использованию информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход к информационному обществу19. Для достижения этой задачи разрабатывается разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью любого9устройства.  
 Благодаря развитию онлайновых услуг государственные организации могут расширить свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более оперативном и эффективном отклике на их запросы. Путем переноса множества информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть за рамки традиционной бюрократической системы и создать новые взаимоотношения со своими гражданами.               тттттСуществуют различные мнения экспертов. Например, Илья Пономарёв, член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, считает, что возможность общаться с правительством через электронный интерфейс должны иметь и те россияне, у которых нет доступа к Интернету: терминалы для этого должны стоять во всех общественных местах, как сейчас это происходит с терминалами платёжными. Пономарёв не согласен, что Россия недостаточно компьютеризирована для новой идеи, и население, особенно пожилые люди, консервативны и не готовы к электронному общению с властью. "Не надо недооценивать наших стариков: когда им надо, они прекрасно пользуются Интернетом", - утверждает депутат20. В качестве примера он привёл продвинутые в создании "электронного правительства" регионы России - Ханты-Мансийский автономный округ, Республику Татарстан, - где население с энтузиазмом поддержало это начинание. Что же касается компьютеризации, то помимо упомянутых "уличных" киосков и домашнего компьютера, доступ к интерфейсу может осуществляться через сотовые телефоны, которые есть сейчас практически у каждого. Трудности реализации проекта Пономарёв связывает с ошибочным подходом к проблеме: разработчики поначалу пытались "в лоб" воспроизвести процессы, происходящие в каждом из правительственных ведомств. "Но программисты по этому поводу давно шутят, что автоматизация хаоса порождает только автоматизированный хаос", - указал парламентарий. Сейчас задачу пытаются решить по-иному: каждое министерство представляется в виде "чёрного ящика", про который известно только, какой информацией оно располагает. хххххДальше информатизаторы приглашают специалистов из сторонних организаций, которые на основе этих данных предлагают гражданам определенный набор услуг. Депутат признал, что пока проект электронного правительства, которое, по идее, должно будет экономить государству средства, является весьма затратным. Одна только стартовая концепция электронного правительства стоила бюджету более 100 тысяч долларов за страницу. А федеральная целевая программа "Информационное общество", в рамках которой с 2011 по 2018 год будет разрабатываться концепция электронного правительства, оценивается в один триллион рублей, из которых из федерального бюджета поступят 375 миллиардов рублей, а остальная сумма будет выделена из региональных и внебюджетных источников21.

рррррВ свою очередь, глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, эффективность "электронного правительства" должна определяться долей оказанных в электронном виде госуслуг. Успехи "электронного правительства" должны определяться процентом госуслуг, оказанных в электронном виде, а не числом пользователей, зарегистрированных на портале госуслуг. В Татарстане, где Никифоров ранее возглавлял министерство информационных технологий и связи, в электронном виде оформляется 32% штрафов ГИБДД, 59% записей в детские сады, 78% записей на регистрацию брака. "Этот критерий необходимо узаконить, я буду выступать с таким предложением", - заявил Никифоров22.                                   оооооС 1 июля все региональные ведомства должны перейти на систему межведомственного электронного взаимодействия, а это значит, что чиновники больше не смогут требовать лишние справки и документы у граждан при оказании госуслуг. 1 октября прошлого года на электронное взаимодействие перешли федеральные госорганы. По первоначальному регионы должны были осуществить переход на полгода раньше.

 

 

2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»

  В России важным шагом на пути к повышению конкурентоспособности экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, увеличению эффективности государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации могла стать федеральная целевая программа "Электронная Россия"23. Программа предполагала реформу нормативного регулирования рынка информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны быть подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины8и8т.д. 
хххххРаздел 3 Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» – «Система программных мероприятий» – содержит перечень мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Одним из направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных»24
 Для достижения данной задачи было необходимо: 
• развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и8документооборота; 
• развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; 
• повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации. 
 Но, «Электронная Россия», которая реализовывалась в России на протяжении 8 лет, завершилась в 2010 г. Подводя итоги, чиновникам пришлось признать, что ее результаты оказались не слишком впечатляющими. Более того, Генеральная прокуратура выявила серьезные нарушения расходования выделенных на нее средств. Еще на начальном этапе своего существования «Электронная Россия» столкнулась с целым рядом трудностей. В частности, по итогам ее первого этапа, завершившегося в 2003 г., стало очевидно, что программа испытывает хроническое недофинансирование: в 2002 г. она получила 18% обещанных денег, в 2003 г. –819%,8а8в820048г.8–828%25
рррррКроме того, ведомства, курирующие программу – Минэкономразвития и Минсвязи – никак не могли прийти к единому мнению относительно ее связи с административной реформой, и отсутствие генеральной политической линии по этому ключевому вопросу явно не способствовало реализации «Электронной России» и приводило к росту управленческих затрат. Сегодня, когда программа завершена, настало время подвести ее итоги. С докладом на эту тему в апреле 2011 г. на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева выступил заместитель министра Илья Массух. 
     По его словам, основными результатами «Электронной России» к 2006 г. стали создание интернет-сайтов ведомств, появление ГАС «Законотворчество» и государственной информационно-аналитической системы контрольно-счётных органов, а также Федерального информационного центра. В 2009 г. программа была пересмотрена, поскольку к этому времени многие ее цели не были достигнуты. По данным Минкомсвязи, фактически не было организовано межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении услуг, «типовые решения» не получили широкого распространения, а созданные аппаратно-программые комплексы практически не использовались. Новая редакция «Электронной России» была направлена на создание общероссийского портала госзакупок и электронного правительства, в особенности на развитие электронных сервисов для населения и бизнеса, внедрения межведомственного документооборота и изменения нормативно-правовых актов. К концу 2010 г. удалось создать единый портал госуслуг и сводный реестр госуслуг и госфункций. Заработала система межведомственного электронного взаимодействия, было установлено 500 инфоматов, обеспечивающих доступ граждан к электронным госуслугам, на базе «Ростелекома» была заново создана система удостоверяющих центров26.

   В конце августа 2011 г. Генеральная прокуратура объявила о выявлении хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)». По сообщению ведомства, Минкомсвязи заключил с «Ростелекомом» государственные контракты на сумму более 2 млрд руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия». «В дальнейшем путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн. руб. была завышена стоимость приобретенных программно-технических средств. Одновременно один из основных поставщиков оборудования перечислил 150 млн руб. на счета оффшорной компании», - заявили в Генеральной прокуратуре27.

оооооВ заключении, хочется сказать, что большинство граждан России заинтересованы в получении электронных услуг. Люди уверены, что внедрение электронных госуслуг может уменьшить коррупцию в стране, поспособствует их доступности и сократит сроки рассмотрения бумаг.

 

 

Заключение 
 Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. 
 Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к потере информационного суверенитета страны. Решение данной проблемы невозможно без соответствующего уровня информатизации. 
 Распространение информационных технологий в России требует значительного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Принципиально важным является более широкое использование информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе экономики и органах управления. 
 Эффективность стратегии электронного правительства определяется достижением баланса между предоставляемым сервисом для граждан, экономическими факторами, в частности, демонстрируемой эффективностью и полезностью деятельности, и получаемой политической отдачей.          Достижение полезности взаимодействия с электронным правительством для граждан является следствием трансформации существующих процессов и расширения сферы действий правительства. Основные усилия по трансформации должны направляться на устранение недостаточной гибкости в управлении потоками трудоспособной рабочей силы и в регулирующих ограничениях. Взаимоотношения между правительством и гражданами являются более сложными, чем с бизнесом, из-за наличия связи между политической пользой и требованием политической отдачи. В зависимости от стоимости или пользы, которая приносится гражданам, политическая отдача является реальным фактором, который будет либо продвигать инициативы электронного правительства, либо препятствовать им. 
рррррДостижение самого высокого уровня баланса, когда политическая отдача обеспечивает стабильность и полный консенсус в обществе, когда эффективность деятельности приносит максимум дополнительных выгод и когда предоставляемые услуги сопровождаются самым высоким уровнем обслуживания, характеризует стратегию электронного правительства как наиболее успешную и рациональную. В числе основных действий, позволяющих реализовать успешную стратегию, важное место занимают такие мероприятия, как анализ имеющегося опыта и допущенных ошибок; использование пилотных стратегий и эксперименты с новыми финансовыми или кадровыми моделями; привлечение специалистов по ИТ к принятию политических решений; принятие во всех сферах жестких программ с ясными8прогнозируемыми8целями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»

 

Литература:

1. Гринберг, А.С., Информационный менеджмент: Учебное пособие для вузов [Текст] - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Дрожжинова, И.В.,Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт [Текст] – М.: Эко-Трид, 2002

3. Павенкова Н. Внутриорганизационные  коммуникации и компьютеризация. WWW/ personal-mix.ru

4. Атаманчук, Г.В.,Теория государственного управления. [Электронный ресурс]//financepro.ru/management/5048-atamanchuk-g.v.-teorija-gosudarstvennogo.html

5. Никитов, В.А.,Информационное обеспечение государственного управления[Текст] Славянский диалог. 2000 г.

6. Титоренко, Г.А., Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов 2-е изд. [Электронный ресурс] //www.4tivo.com/business_finance/20066-titorenko-g.a.-red.-informacionnye.html 7. Гущин, А.Н.,Информационные технологии в управлении. [Текст] - УГАХА. 2007 г.

8. Смолянг Г. Д. Человек и компьютер. Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации [Текст] - Букинист.

1981 г.

9. Горнов С., Купинский Н. Деловые люди. 2001 г. № 129.

10. Информационный бюллетень Microsoft. Государство в XXI веке. Выпуск №27. Современные информационные технологии для муниципальных и региональных органов власти. Март 2005.

11. http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article2.shtml

12. http://www.vesti.ru/doc.html?id=377791&cid=7

13. http://tasstelecom.ru/news/one/10451

 

 

1 Гущин, А.Н.,Информационные технологии в управлении. [Текст] - УГАХА. 2007 г.

2 Гринберг, А.С., Информационный менеджмент: Учебное пособие для вузов [Текст] - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003

3 Титоренко, Г.А., Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов 2-е изд. [Электронный ресурс] //www.4tivo.com/business_finance/20066-titorenko-g.a.-red.-informacionnye.html

4 Никитов, В.А.,Информационное обеспечение государственного управления[Текст] Славянский диалог. 2000 г.

5 Никитов, В.А.,Информационное обеспечение государственного управления[Текст] Славянский диалог. 2000 г.

6 Дрожжинова, И.В.,Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт [Текст] – М.: Эко-Трид, 2002

7 Дрожжинова, И.В.,Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт [Текст] – М.: Эко-Трид, 2002

8 Гущин, А.Н.,Информационные технологии в управлении. [Текст] - УГАХА. 2007 г.

9 Дрожжинова, И.В.,Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт [Текст] – М.: Эко-Трид, 2002

10 Теория государственного управления .Г.В. Атаманчук. Омега-Л. 2004 г.

11 Гринберг, А.С., Информационный менеджмент: Учебное пособие для вузов [Текст] - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

12 Информационные технологии в управлении. Гущин А.Н. УГАХА. 2007 г.

13 Человек и компьютер. Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. Смолянг Г. Д. Букинист. 1981 г.

14 Гущин, А.Н.,Информационные технологии в управлении. [Текст] - УГАХА. 2007 г.

15 Современные информационные технологии для муниципальных и региональных органов власти. Март 2005.

16 Никитов, В.А.,Информационное обеспечение государственного управления[Текст] Славянский диалог. 2000 г.

17 Горнов С., Купинский Н. E-Russia // Деловые люди. 2001. №129.

18 Гущин, А.Н.,Информационные технологии в управлении. [Текст] - УГАХА. 2007 г.

19 Информационный бюллетень Microsoft. Государство в XXI веке. Выпуск 27. Современные информационные технологии для муниципальных и региональных органов власти. Март 2005.

20 http://www.vesti.ru/doc.html?id=377791&cid=7

21 http://www.vesti.ru/doc.html?id=377791&cid=7

22 http://tasstelecom.ru/news/one/10451

23 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»

24 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» Пункт 3.3

25 http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article2.shtml

26 http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article2.shtml

27 http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article2.shtml




Информация о работе РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ