Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:22, курсовая работа
Можно определить СМИ как функциональный социально-политический институт, работающий через систему условно локальных средств информации и характеризующийся:
обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;
корпоративным характером производства и распространения информации;
социально-преобразовательным потенциалом.
Введение с.3
Глава I. История возникновения СМИ с.4
Глава 2. Методы влияния СМИ на общественное мнение с.7
Глава 3. Системные характеристики средств массвой информации с.12
1.Телевидение как компонент системы СМИ с.14
2.Радиовещание в системе СМИ с.15 Глава 4. Структура системы СМИ в России с.17
Заключение с.27
Список использованной литературы с.28
На типологическую структуру СМИ активно
влияют материальные носители информации,
формирующие информационные потоки в
печати, на телевидении и радиовещании.
Основой для формирования различных типов
изданий, теле- и радиопрограмм могут быть
и жанровые особенности информации («Роман-газета»,
«Аншлаг»), и ее творец (
Целевое направление изданий, теле- и
радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии
с характером осуществляемых ими функций.
Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства.
Некоторые функции (информационного, аналитического
и художественно-
Рассмотрим отдельно два из составляющих системы средств массовой информации.
§ 1 Телевидение как компонент системы СМИ
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.
Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях:
Вербальной (словесной)
Невербальной, зрительной
Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.
В третьих, телевидение способно сообщить
в звукозрительной форме о действии в момент
его свершения. Одновременность события
и его отображения на телевизионном экране
(симультантность) является едва ли не
самым уникальным свойством телевидения.
§ 2 Радиовещание в системе СМИ
Специфику каждого из СМИ целесообразно рассматривать по крайней мере по 4 позициям: по способу осуществления, выразительным средства, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с ТВ: оба этих средства по своей природе ближе друг к другу, чем к газете.
Способ осуществления: в звуке. Специфичность каждого канала СМИ связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово и изобразительные средства для печати, звук (голос, музыка, рисующие шумы) для радио, звук и изображение для ТВ. Соответственно включаются и органы чувств: зрение, слух, слух и зрение.
Радио по своей природе акустическое средства, рассчитанное на аудирование, на одновременное слушание и понимание информации. Радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Последнее ограничение составляет его специфику. Действительно, ведь ТВ в полной мере обладает звуком и плюс - изображением. Однако эта простая арифметика всего не объясняет. Изображение требует особого использования звука, требует порой поступиться некоторыми его возможностями, какие-то его потенциальные силы остаются невостребованными. Звук на ТВ часто играет вспомогательную роль.
Выразительные средства: устная речь, рисующие шумы, музыка, монтаж. Радиоречь должна донести до слушателя самую разнообразную информацию, оказать эмоциональное воздействие, сделать невидимое видимым (в этом смысле говорят о наглядности радиоречи, что, в общем, недопустимо на ТВ, где речь не должна подменять или дублировать изображение).Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника - радиослушателя.
Шумы – отдельные звуковые снимки, звуковые картины бесконечно разнообразной звуками действительности. Шумы выполняют информационные, эмоциональные функции, выступают в роли исторического документа.
Музыка сочетается с текстом, усиливает те или иные эмоциональные стороны, служит монтажным элементом, создает наиболее благоприятный режим восприятия.
Оперативность радио, необратимость информации (как и на ТВ) – другие свойства.
Специфика потребления: совмещение слушания передач с другими занятиями повышает роль “ритма дня” как фактора обращения к радио, выбора программ - фоновый характер радио.
Радиовещание стало выполнять многие необычные для СМИ функции: оно будильник, который будит в приятной форме, спутник в автомашине, помощник, который в течение всего дня облегчает домашним хозяйкам их работу. Другие, основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная.
Глава IV Структура системы СМИ в
России
Согласно российским источникам, СМИ
имеют следующие признаки:
массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) – много слушателей.
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой
информации» СМИ – это совокупность таких
субъектов массовой коммуникации, как:периодическое
печатное издание. Газета, журнал, альманах,
бюллетень, иное издание, имеющее постоянное
название, текущий номер и выходящее в
свет не реже одного раза в год, радио,
теле,видеопрограмма,
В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки.
Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
Телеканалы. 23 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3320.
Печать. Печатные издания – самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725печатных СМИ.
Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май – октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания – 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс., 16 лет и более соответственно.
Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).
Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ. Удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества. Обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта. Объективно и полно отражают условия жизни общества. Собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития. Привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества. Используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии. Обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
В современных условиях целостность
системы СМИ подвергается серьезным испытаниям.
Происходят значительные разрывы в информационном пространстве,
нарушаются информационные связи между
членами общества, различными категориями
населения, между обществом и личностью,
государством и его гражданами, регионами
и центром и т. д.
Компоненты системы СМИ. Формируются и
развиваются под воздействием окружающей
среды. Это активные факторы, влияющиие
на функционирование системы.
Экономика СМИ. В 90-е гг. в ней произошли
серьезные перемены. Изменились отношения
собственности. Наряду с государственными
и общественными организациями СМИ владеют
частные лица, структуры с разным организационно-правовым
статусом: закрытые акционерные общества,
открытые акционерные общества, общества
с ограниченной ответственностью, совместные
предприятия и др. В связи с существенным
сокращением количества государственных
СМИ уменьшилась доля бюджетного финансирования
средств массовой информации. На место
государственной монополии приходит конкурентный
рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации.
Вместе с тем значительное число СМИ существует
не как средство извлечения прибыли, а
как средство влияния в реализации корпоративных
интересов коммерческих и иных структур.
В этих условиях не прекращают свой выпуск
многие убыточные СМИ, финансируемые заинтересованными
в них организациями и лицами.
В условиях экономического кризиса резко снижается доля подписки, розничной продажи тиражей изданий в обеспечении финансирования СМИ и многократно возрастает роль рекламы зарубежных и отечественных товаропроизводителей. Это ведет к существенным переменам в типологической структуре СМИ. Возникают и активно развиваются рекламные и рекламно-справочные издания, эфир заполняют многочисленные блоки рекламной информации. Создается множество деловых газет и журналов, растет число СМИ для категорий населения, имеющих более высокий уровень Доходов. Реклама вносит заметный вклад в развитие «желтой», бульварной прессы.
Художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени и благодаря включению в них рекламных блоков обеспечивают солидные финансовые поступления. И наоборот, сокращается выпуск изданий, программ, которые недоходны с точки зрения рекламы, – для детей, пенсионеров, небольших этнических, региональных и других групп населения, а также образовательных, научных, культурно-просветительских.
Вместе с тем позитивное влияние экономического фактора неуклонно возрастает. Развитие прессы как отрасли бизнеса способствует созданию моделей качественных СМИ.
Техническая база СМИ. Является для их
материальной основой. Вместе с тем состояние
полиграфии, телерадиокоммуникаций и другие
технические проблемы сдерживают прогресс
позитивных перемен в инфосфере. Свыше
40% мощностей крупных типографий и приблизительно
70% местных полиграфических предприятий
– являются устаревшей высокой печатью.
Само оборудование непригодно в 80% случаев.
Отсюда идет невысокое качество полиграфических
работ и тенденция многих редакций просить
помощи у зарубежных полиграфистов. Еще
недавно в западных странах изготавливали
свою продукцию приблизительно 56% отечественных
журналов и 19% газет.
Серьезные трудности испытывает система
доставки печатных изданий своим потребителям.
Усовершенствование технического парка
печати может стать важным стимулом развития
информационной сферы и, прежде всего
повышения качества информационных продуктов.
Нужны крупные вложения в эту область.
Их может выделить государство, поскольку
многие полиграфические предприятия являются
государственной собственностью, но это,
но вряд ли это произойдет в ближайшее
время. Возможен и вариант приватизации
таких предприятий, финансирования их
модернизации крупным капиталом.
Развитие новых информационных и коммуникационных технологий – важная мировая тенденция. Интернет как средство массовой информации используется во многих странах. Число подключений к Интернету в России составляет всего лишь 0,13% на 1000 жителей. Это 35-е место в мире. Для сравнения: в США – 21,82%, в Великобритании – 8,3%, в Германии – 5,85%. Следует отметить, что у многих СМИ России имеются свои электронные версии, в Интернете появляется множество самостоятельных изданий, однако массовой аудитории они пока не обрели.