Система СМИ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Можно определить СМИ как функциональный социально-политический институт, работающий через систему условно локальных средств информации и характеризующийся:
обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;
корпоративным характером производства и распространения информации;
социально-преобразовательным потенциалом.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. История возникновения СМИ с.4
Глава 2. Методы влияния СМИ на общественное мнение с.7
Глава 3. Системные характеристики средств массвой информации с.12
1.Телевидение как компонент системы СМИ с.14
2.Радиовещание в системе СМИ с.15 Глава 4. Структура системы СМИ в России с.17
Заключение с.27
Список использованной литературы с.28

Файлы: 1 файл

Латышев Д.И. Система СМИ в России.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Аудиторный фактор. В переходный период его влияние на информационную сферу СМИ существенно возросло. В результате заметно увеличилось количество общероссийских передач телевидения (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, «Культура», Рен-ТВ, ACT, СТС, ТНТ), радиовещания («Радио России», «Маяк», «Европа плюс», «Русское радио» и многие другие). В шесть раз в 90-е гг. выросло количество общероссийских газет. Журнальная периодика пополнилась 1200 новых наименований.

Расширилось функциональное многообразие СМИ. Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач и соответствующих типов изданий. Информация СМИ стала более разнообразна по тематике. Появляется все больше публикаций по таким интересующим аудиторию темам, как здоровье, домашнее хозяйство, культура, религия, эротика и др. Растет число изданий и телерадиопередач, адресованных различным группам населения.

Однако в связи со стремительным сокращением разовых и годовых тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной направленности многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению страны характер. Только телевидение и радио сохранили в переходный период широкую общероссийскую аудиторию.

Устойчивая тенденция сокращения тиражей общероссийских газет вызывает необходимость расширения функциональных «обязанностей» местных органов печати в освещении общероссийской и международной тематики с целью обеспечения целостности общенационального информационного пространства.

Хотя влияние аудиторного фактора на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает, оно нередко реализуется не прямо, а через рекламную составляющую. Чем выше рейтинг издания или программы у той или иной аудиторной группы, тем больше объемы и расценки рекламных поступлений.

На телевидении и радиовещании отношения купли-продажи с аудиторией имеют пока ограниченный характер. Эфирное телерадио не дает финансовых поступлений от аудитории, а платное кабельное и спутниковое телевидение пока развито слабо. Основное финансирование коммерческого телевидения и радио осуществляется за счет рекламы, размещаемой в привлекательных для больших аудиторных групп теле- и радиопрограммах, а для государственных каналов и радиостанций выделяются еще и бюджетные средства. Финансовая зависимость от этих двух источников и от спонсоров и порождает ведущие экономические стимулы функционирования электронных СМИ.

Пока экономические отношения между СМИ и аудиторией не станут ведущими в механизме действия информационного рынка, средства массовой информации будут грешить «желтизной», скандальностью, крикливой сенсационностью, различными не очень корректными приемами, дающими возможность привлечь аудиторию, повысив тем самым рейтинг, тираж. Соблазн велик, поскольку речь идет о больших деньгах. Только в 1997 г. объем рынка рекламы СМИ составил 1,18–1,23 млрд. долларов. 
В деятельности периодических изданий подписка и розничная торговля тиражом имеют важное, но зачастую не определяющее значение. У многих из них подписка и розница покрывают не больше 20–30% редакционно-издательских и иных расходов. Остальные средства на эти цели дают реклама, спонсорская поддержка, бюджетное финансирование.

Таким образом, медленный рост прямой зависимости содержания СМИ от важнейших информационных потребностей аудитории существенно сказывается на качестве информации. Это проявляется, например, в недостаточной осведомленности аудитории о деятельности важнейших социальных институтов. Так, данные социологического опроса свидетельствуют о неудовлетворенности аудитории информированием СМИ по таким актуальным вопросам, как деятельность властных и коммерческих структур.

Таким образом, публичность, прозрачность в деятельности этих институтов оставляет желать много лучшего.

Функции и структура СМИ. В переходный период актуализируются многие функции СМИ, а их структура преобразуется, чтобы обеспечить реализацию этих функций.

Рост потребностей в событийной и иной оперативной информации актуализирует информационные функции СМИ, расширяет объем публикаций репортажного, новостного характера. Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, как правило, вторые места (после художественных фильмов). Их рейтинг на ОРТ – 85,6%, на РТР – 71,3%, на НТВ – 60,8%. Однако потребности аудитории в событийной, оперативной информации пока не удовлетворяются полностью.

Наиболее популярными среди опрошенных являются информационные передачи радиостанций «Радио России», «Маяк», «Европа плюс», «Эхо Москвы». 
Основание для событийной, оперативной информации в периодической печати, к сожалению, невелика. Издается приблизительно 300 газет, выходящих 4–5 единовременно в неделю разовым тиражом 14,2 млн. экз., в то время как газет, имеющих меньшую периодичность, – 5150, разовый тираж которых составляет 100 млн. экз. Среди 245 общероссийских газетных изданий всего лишь 17 выходят каждый день (5 раз в неделю). Такое соотношение разовых тиражей ежедневных и остальных газет – 5,1 и 27,8 млн. экз. 
Тематика информационных программ телевидения имеет тенденцию сближения с потребностями аудитории, но не по всем ее разделам. Наибольший интерес вызывает информация на темы внутренней политики (32,4%), семьи (18,3%) и культуры (8,9%). Вместе с тем объем новостей имеет тенденцию сокращаться в условиях постигшего наше общество кризиса.

 
Аналитические функции СМИ пока еще слабо влияют на структуру программ телевидения и радио вещания, конечно и в периодике доля аналитических изданий не так заметно весома. Так, на телевидении аналитические передачи не пользуются большой популярностью зрителей. Больший интерес представляют программы, основанные на историко-архивных документах, а также различные ток-шоу . 
Журнальная периодика, относящаяся к разряду аналитических изданий, понесла самые большие потери после перехода к информационному рынку. Ее ежегодный тираж в 90-е гг. уменьшился больше чем в 8 раз, в то время как газетной – в 4 раза. В 1998 г. в России издавалось более 2400 журналов, чей разовый тираж достигал всего 33,8 млн. экз. Причем массовые журналы (579 наименований) имели всего лишь 19,4 млн. экз., научные – 0,5 млн. экз., научно-популярные – 1,9 млн. экз., научно-практические и производственные – 5,0 млн. экз., методические – 1,0 млн. экз.  
Реакцией на спрос в аналитических журналах стало появление целой группы изданий: «Итоги», «Профиль», «Власть», «Эксперт» и др. Однако на данном этапе они не стали массовыми и в большей степени сориентированы на экономическую и политическую элиту. 
В переходный период СМИ демонстрируют значительный рост популярности художественных теле- и радиопередач и снижение популярности художественных изданий. Так, по рейтингу художественные фильмы занимают первые места на ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6. Среди опрошенных телезрителей 24,8% высказались за появление специализированного канала художественных фильмов[19].

Одновременно тираж произведений художественной литературы в 90-е гг. сократился примерно в 4 раза. Литературно-художественные журналы (130 наименований) имеют разовый тираж всего 1 0 млн. экз.

Уменьшение тиражей связано, прежде всего, с экономическими причинами: ростом цен на печатные издания и снижением уровня доходов широких слоев населения.

С развитием развлекательных функций СМИ резко увеличилось количество соответствующих изданий и передач, возросла их популярность у аудитории.

Одновременно страдают другие передачи: о культуре, научно-популярные, детские, религиозные. Ответом на эти проблемы стало, например, создание канала «Культура».

В последние годы значительное место в информационном пространстве России занимают и сами рекламные материалы. Их доля на каналах телевидения в 1997 г. характеризуется следующими цифрами: на ОРТ – 558 часов, РТР – 507, НТВ – 565, ТВ-Центр – 220, ТВ-6 – 916[23].

Организация СМИ. Средства массовой информации могут быть организованной или дезорганизованной системой. Упорядоченность их структуры, оптимальное функционирование системы зависят от процессов организации и дезорганизации в этом системном объекте. Наряду с редакционными структурами, структурами экономической организации существуют государственные функциональные органы, различные общественные институты, участвующие в этом организационном процессе. Его трансформация связана с общими тенденциями перехода к демократическому обществу, с сокращением сферы отношений субординации, подчинения властным структурам и с расширением отношений координации, сотрудничества между СМИ и различными субъектами организационной, управленческой деятельности.

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основными задачами министерства являются:

- разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

- регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

- лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;

-контроль за соблюдением законодательства  Российской Федерации, правил регистрации  и получения лицензий, наложение  взысканий, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, вынесение  предупреждений; приостановление и  аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;

- разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

- подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др.

Судебные власти выносят решения:

- о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

- о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

- о прекращении распространения продукции СМИ;

- о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

- о возмещении морального вреда.

В системе законодательной власти – Государственной думе – действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ, а Совет Федерации их одобряет и направляет на подпись президенту. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.

Государственная информационная политика в переходный период характеризуется позитивными и негативными тенденциями. Развиваются механизмы правового регулирования СМИ. Они создают условия для появления множества изданий, других СМИ, ориентированных на потребности различных аудиторных групп для их свободного функционирования с опорой на законодательный процесс. Ограничиваются попытки произвола со стороны властей. Усиливаются тенденции к законному действию на территории России норм международного права, касающихся деятельности средств массовой информации и защиты информационных прав граждан и др.

Однако правовое поле СМИ пока не охватывает многих аспектов правовых отношений между субъектами информационной деятельности и редакциями. Нужны также антимонопольные законодательства, ограничивающие процессы концентрации и монополизации печати, телевидения и радиовещания, в том числе и по отношению к государственной монополии в области техники СМИ. Не отрегулированы пока механизмы, обеспечивающие широкий доступ журналистов к информации в политической и экономической сферах. С отменой цензуры государственные властные структуры из сферы контроля за содержанием СМИ стремятся переместиться в сферу контроля за тем, как предоставляют журналисту информацию различные государственные органы. Часто под предлогом зашиты информации идет утаивание компрометирующих данных. Достаточно сильное давление оказывается на журналистов при сборе информации (шантаж, заведение уголовных дел, угрозы журналистам и членам их семей и др.).

Важно, чтобы формируемая в последние годы государственная концепция информационной безопасности вела к расширению информационного поля личности, различных общественных групп и организаций, а не к его ограничению, способствовала более активному использованию современных мировых информационных сетей.

 

 

                                             Заключение

 

Средства массовой информации в современном мире называют то четвертой властью, то могущественной силой, управляющей общественным сознанием, то инструментом в руках манипуляторов.

Возможности СМИ в современном обществе расширяются, информация становится главным двигателем социального прогресса. В этой ситуации практически на всех рынках – политическом, культурном, экономическом, возрастает серьезная конкуренция за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена.

Мы живем в мире, который буквально напичкан информацией, но лишь крошечная ее доля просачивается через сито интересов получателей. Мощности телевизионных СМИ ограничены: они располагают не более чем 24 часами вещания в сутки.

Потенциальные получатели сообщений тоже ограничены во времени. Таким образом, перед нами – увлекательное состязание ньюсмейкеров: кто умудрится пронести информацию о себе прямо в дом ее потенциального потребителя.

 

                                          Список литературы

 

  1. Большая советская энциклопедия[Электронный ресурс]: Интернет-энциклопедия. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article106417.html.
  2. Живой Журнал [Электронный ресурс]: Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/LiveJornal.
  3. Воскресенский, Ю. Система СМИ в политической системе [Электронный ресурс]: Лавмикс / Ю. Воскресенский. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/1121 16. 02. 2008.

4.  Deutsch К.W. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. N.Y.: TheFreePress, 1963. - 176 p.

5. Засурский И.И. Масс-медиа  второй республики [Текст]: Избранные труды 

6. Телеэкран - неограниченное господство? –М: Прогресс, 1987

7. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. –М: Политиздат, 1989

   .

 

 

 


 



Информация о работе Система СМИ в России