Социальная реклама в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Социальная реклама должна затрагивать общие человеческие проблемы, например: охрана природы, борьба с насилием. Эта реклама и ее действие рассчитана на широкую аудиторию. Такая реклама может и показывать проблемы определенного населенного пункта.
Социальная реклама в России как вид рекламной деятельности существует около 10 лет (Для сравнения: в ведущих странах Запада, например в США, практика социальной рекламы, насчитывает более 100 лет.). Проанализируем достигнутые результаты.

Файлы: 1 файл

социальная реклама.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Функции социальной рекламы

Социальная  реклама должна затрагивать общие  человеческие проблемы, например: охрана природы, борьба с насилием. Эта реклама  и ее действие рассчитана на широкую  аудиторию. Такая реклама может  и показывать проблемы определенного  населенного пункта.

Социальная  реклама имеет свои функции, которые  были определены законом РФ «О рекламе»:

1. Оповещать  общество о социальных услугах.

2. Побуждать  народ отказаться от вредных  привычек ( курение, алкоголь, наркотики)

3. Создание  положительного имиджа государственных социальных служб.

4. Консолидация  усилий социальных учреждений.

5. Консолидация  спонсоров в решении социальных  проблем.

6. Появление  каналов обратной связи межгосударственными  социальными службами и их  клиентами.

Закон установил для социальной рекламы некоторые правила и обязал специалистов по созданию реклам строго соблюдать их.

1. Социальные  рекламы не должны, нести в  себе какую либо информацию  о коммерческих и индивидуальных  предпринимателях.

2. Запрещено  упоминать какие- то конкретные марки, модели товаров.

3. Распространители  рекламы обязаны предоставлять  услуги по размещению социальной  рекламы не выше 5% годовой стоимости  рекламных услуг.

4. Распространение  и само производство социальной  рекламы - это благотворительная  деятельность и пользуется соответствующими льготами.

Во всех развитых странах социальную рекламу принято  считать самым эффективным и  доступным средством для борьбы с коррупцией, преступностью, бедностью  и насилием.

С первого  раза эффективность рекламы оценить  трудно. Социальная реклама рассчитана на долгосрочную перспективу. На территории России инициаторами социальной рекламы являются в большей мере государственные институты. Что касается США и других европейских стран, то там помимо институтов активное участие принимают общественные организации и даже крупные корпорации.

 

Особенности развития социальной рекламы в России

 

 

Появление и развитие социальной рекламы на российском рекламном  рынке было обусловлено объективными причинами. О многом говорит уже  время проката первых социальных роликов (1992 г.: ролики "Позвоните родителям", "Пчелы" агентства Игоря Буренкова "Домино"). Разрушение устоявшейся системы социальных связей, перманентные политические и экономические кризисы в стране, разгул преступности привели к деморализации общественных коммуникаций, породили новый порядок взаимоотношений, основанный, прежде всего, на приоритете материальных ценностей. Социальная незащищенность населения, отсутствие поддержки со стороны государства и различных общественных институтов способствовали усугублению существующих и появлению новых социальных проблем. Назрела явная необходимость изменения общественной социальной политики, одним из инструментов которой и выступила социальная реклама.

 

Социальная реклама  в России как вид рекламной деятельности существует около 10 лет (Для сравнения: в ведущих странах Запада, например в США, практика социальной рекламы, насчитывает более 100 лет.). Проанализируем достигнутые результаты.

 

Начнем с организационного вопроса. Во-первых, было создано несколько рекламных агентств, специализирующихся на разработке и размещении социальных продуктов. Одним из крупнейших является агентство "Домино".

 

В 1993 г. был образован  Рекламный совет, в состав которого, помимо рекламных фирм, вошли средства массовой информации: печатные издания -"Комсомольская правда", "Семья", "Труд", "Вестник благотворительности"; телекомпании - НТВ, Останкино, МТК; радиостанции - "Европа плюс", "Маяк", "Радио России", "Эхо Москвы"; общественные организации - Женский либеральный фонд, Московский фонд Милосердия и здоровья, благотворительный фонд "Сопричастность" и некоторые другие.

 

Цель Совета - создавать  единый рекламный продукт по социальной проблематике. Члены Совета разрабатывают, в частности, макеты социальных кампаний для печатных СМИ, выпускают видео - и аудиоролики23.

 

Принципиальная позиция  Совета состоит в том, чтобы не ставить своей марки на рекламной  продукцию.

 

В числе рекламных  кампаний, проведенных Советом, можно  назвать такие, как: отношения в  семье "дети-родители" ("Они выросли и забыли своих родителей. А вы помните? Позвоните родителям"), отношение к детям в семье ("Чтобы вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы, подарите им больше любви"), отношение к жизни ("Это пчелы. За них все решила жизнь. Мы же строим свою жизнь сами. Не бойтесь перемен").

 

Члены Совета регулярно  проводят пресс-конференции, посвященные  социальной проблематике, организуют размещение информационных материалов в сторонних масс-медиа, проводят различные презентации, экскурсии, участвуют в подготовке специалистов социальной сферы, в реализации научных проектов, поддерживают создание обществ, клубов, союзов, активно участвуют в сопровождении так называемых социальных дней (День отказа от курения, День слепого человека, День борьбы против диабета, День беременных женщин...). 24

 

Рассмотрим пример Социально-экологического союза. Пресс-служба была создана в 1999 г. с целью распространения  экологической и социально значимой информации в СМИ. Начав с отправки информационных писем о деятельности союза, пресс-служба сейчас работает по нескольким направлениям. Ее сотрудники готовят и рассылают пресс-релизы о решениях властей, касающихся экологических проблем и проблем, затрагивающих интересы населения, об успехах в области защиты окружающей среды, об альтернативных технологиях, результатах научных исследований, экологическом законодательстве. СоЭС располагает сегодня уникальным банком данных по проблемам экологии, поступающих более чем от 250 экологических организаций-членов Союза. Как результат, в пресс-службу союза регулярно обращаются около 130 российских и иностранных СМИ.

 

Различные коммерческие организации также начинают проявлять  интерес к социальным проблемам. Так, пресс-служба Социально-экономического союза ведет семинар для тех  студентов факультета журналистики МГУ, кто хочет писать о проблемах социальной сферы; приложение к газете "Экономика и жизнь", "Компаньон РК", посвятило теме РК и рекламы в некоммерческих организациях несколько выпусков.

 

Существенным шагом  явилось появление всероссийского Агентства социальной информации, к услугам которого прибегают российские СМИ и органы государственной власти.

 

Законодательное оформление рекламной деятельности в социальной сфере свидетельствует о формировании профессионального сообщества, занятого в производстве социальных продуктов, а также о повышении интереса населения в целом к значимым общественным проблемам.

 

И, наконец, как определенный результат можно рассматривать  появление категории "социальная реклама" в самых престижных рекламных  конкурсах России (например, ежегодный фестиваль рекламы в Нижнем Новгороде, Молодежный фестиваль рекламы и др.).

 

Так, до сих пор актуальной остается проблема качества социальной рекламы. Понятие качества рекламы  включает в себя не только использование  новейших технологий в разработке рекламных роликов (сегодня уже активно применяются мультипликационные технологии, компьютерная графика...), но и то воздействие, которое оказывает message ролика на аудиторию: достигает ли реклама своей цели или нет.

 

Второй важной проблемой, которую стоит рассмотреть в этом отношении, является злоупотребление статусом социальной рекламы для достижения определенных (не значимых для общества) целей. Особенно часто за социальную выдают политическую рекламу. Рассмотрим пример кампании "ОВР" 1999 г. За несколько месяцев до выборов в Государственную Думу РФ на улицах Москвы появилась так называемая социальная реклама, рассказывающая о грандиозных и достижениях столичного правительства под руководством мэра.

 

Известно, что размещение социальной рекламы предусматривает отсутствие какой-либо платы или существенные скидки. Следовательно, выдача политической рекламы за социальную позволила избирательному штабу движения значительно сэкономить на бюджетных расходах.

 

 

И это далеко не единичный случай. Существует еще множество подобных примеров, в том числе затрагивающих коммерческий сектор.

 

Развитие социальной рекламы в  российском обществе ознаменовало собой  изменение отношения к общественным проблемам не только со стороны государственных  органов, но и со стороны населения страны. Люди заинтересованы в решении социальных проблем и готовы оказать поддержку правительству. Однако стихийный характер развития социальной рекламы, стремительное ее оформление в профессиональном плане породили ряд препятствий, только преодолев которые, можно будет говорить о создании свободного рынка социальной рекламы.

 

Анализ состояния  социальной рекламы в РФ на период 2008-2011 годов

 

Подавляющее большинство россиян (81%) поддерживают инициативу создания социальной рекламы и хотят, чтобы пропаганды здорового образа жизни и нематериальных ценностей было больше. Такие результаты показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Super Job.ru среди 1800 респондентов из всех округов страны.

 

Привлечение внимания к экологическим и семейным проблемам, пагубному влиянию никотина, алкоголя, наркотиков - это задача некоммерческих проектов. По мнению 81% россиян, такие проекты необходимы в современном российском обществе. "Я надеюсь, что социальная реклама поможет моему сыну-подростку еще раз задуматься о вреде сигарет»; «Необходимо пропагандировать истинные ценности общества, человека", - комментируют респонденты.

 

При этом значительная часть участников исследования (72%) убеждена в том, что  на данном этапе социальной рекламы в нашей стране недостаточно, да и качество ее исполнения оставляет желать лучшего: "Она если и есть (а зачастую ее нет вообще), то выглядит настолько убого, что вряд ли может кого-то привлечь"; "Капля в море!"; "Вся социальная реклама носит негативный характер, что в корне неправильно! Любая реклама должна нести позитив".

 

Кроме того, 44% россиян считают, что  на данном этапе социальная реклама  не до конца выполняет свои функции. По их мнению, самая эффективная  реклама - коммерческая, то есть та, которая продвигает товары и услуги. В действенности социальной рекламы уверена треть опрошенных (33%).

 

Среди главных причин недостаточной эффективности социальных проектов респонденты назвали скудный  бюджет и несерьезное отношение  к такой рекламе со стороны  властей: "В США социальной рекламе  придается огромное значение. Мы же только в начале этого пути"; "Все деньги, выделяемые на такую рекламу, оседают в карманах, поэтому и получается то, что мы видим: ребенок, о которого тушат окурки"; "На социалку нужно много денег, это очень большой и ответственный труд".

 

В связи с этим более  половины участников опроса (54%) считает, что социальная реклама должна полностью финансироваться за счет государства, которое "в ответе за моральное и физическое здоровье нации".

 

Еще 28% респондентов полагают, что государство должно оплачивать данные проекты частично, а остальные средства должны поступать из благотворительных фондов или же от производителей алкоголя и табака.

 

6% россиян уверены,  что тратить государственные  деньги на социальную рекламу  нецелесообразно, поскольку ее  эффективность вызывает сомнения: "Реклама раздражает и часто вызывает желание сделать наперекор советам"; "Государство должно решать проблемы социума, а не привлекать к ним внимание"; "Пусть лучше зарплату врачам и учителям повысят. А печатать антинаркотические и антиалкогольные листовки в нашей стране - бесполезно".

 

В исследовании, посвященном  оценке эффективности социальной рекламы, приняли участие около 1500 российских интернет-пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию. По мнению каждого второго (51%) участника онлайн-опроса социальная реклама необходима россиянам, так как она призывает задуматься над актуальными социальными проблемами. Почти все (93%) представители этой группы респондентов выступают за увеличение объемов социальной рекламы в России, а среди наиболее значимых для социальной рекламы тем указывают пропаганду здорового образа жизни, включая агитацию против курения, употребления алкоголя и наркотиков (82%), повышение общественного интереса к вопросам экологии, охраны природы, защите животных (55%), обращение к проблемам стариков, инвалидов, брошенных детей (41%), предупреждение об опасности таких инфекционных заболеваний как СПИД, гепатит, туберкулез (40%). В числе прочих, достойных объектов социальной рекламы, российские интернет-пользователи ожидают увидеть укрепление нравственных норм и семейных ценностей (37%), соблюдение правил дорожного движения и поведения в экстремальных ситуациях (35%), соблюдение законодательных норм (22%) и др.

Информация о работе Социальная реклама в России и за рубежом