Социально-экономические последствия массового использования интернет-технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

ARPANET существовала эмпирической сетью. Она задумывалась с целью изучений способов построения сетей, которые были бы устойчивы к неполным дефектам, получаемым, к примеру, при бомбардировке, и способных в подобных обстоятельствах продолжать нормальное функционирование. В ARPANET взаимосвязанность между компьютером-источником и компьютером-приемником присутствует регулярно. Основатели первоначально подразумевали, то что сеть будет ненадежной, т.е. любая часть сети способен пропасть в любой момент. Поддержка сети в рабочем состоянии возложена на связывающиеся компьютеры. Главный принцип построения сети: любой компьютер связывается как равный с равным с любым другим компьютером.

Содержание работы

Введение
1. ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИИ……………………………………
1.1. Основы работы в сети интернет……………………………
1.1.1. Подключение к сети Интернет……………………………..
1.1.2. Основные службы Internet……………………………….
1.1.3. Протоколы сети Internet……………………………………
1.2. Интернет – браузеры и программы обмена сообщениями……..
1.2.1. Интернет – браузеры…………………………………………
1.2.2. Работа с программой Outlook Express……………………………
1.2.3. Программы для электронного общения в режиме online…….
2. ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА……................
2.1. Информационное общество: понятие, характерные черты, тенденции развития ………………………………………………………………………
2.2. Компьютерные технологии в современном обществе…………………
2.3. Роль Интернета для обычного человека………………………….
2.4. Сетевая экономика на практике……………………………………
2.4.1. Интернет – технологии………………………………………..
2.4.2. Масштабы экономической деятельности……………………..
2.4.3. Создание сетевых форм организаций……………………………
2.4.4. Создание5 сетевых институциональных структур………………..
2.5. К теории сетевой экономики…………….…………………………..
2.5.1. Особенности сетевой экономики………………………………
2.5.2. Сетевая экономика – третья форма управления? ...................
2.5.3. Взаимозависимость между тремя формами управления………….
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

инт тех.docx

— 114.49 Кб (Скачать файл)

Информационное общество – высший и наиболее развитый этап современного общества.[9] 

 

    Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная). Происходят процесс  формирования мировой “информационной экономики”, превращения “электронной торговли” по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса. О.Н. Вершинская считает, что идея строительства информационных супермагистралей и создания глобальной информационной инфраструктуры с целью усиления экономического развития  страны, лежит сегодня в основе всех существующих моделей информационного общества.[10]

Правовой основой информационного общества являются законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенности частной жизни, свободу слова, информационную безопасность.

Технологическая основа информационного общества: телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают технологический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят, в конечном счете, к становлению информационного общества.  

Реорганизация хранения информации и систем её запросов на базе компьютеров и интерактивной информационной сети открывает новые горизонты в организации умственного труда. В развитых странах широко используется так называемая домашняя индустрия, в которой большинство работников трудится дома. Получая соответствующую информацию из банков данных, исследователь может работать в домашней обстановке, отсылая результаты своего труда в своё научное учреждение. Оказывается вовсе не обязательно ходить на работу.

Своим социальным следствием становление информационно-технического общества имеет и перестройку системы образования. Смещаются акценты образовательном процессе. Во-первых, резко возрастает значение домашнего образования. Во-вторых, информационное общество не может существовать без высококвалифицированных работников, постоянно занятых самообразованием и совершенствованием своих способностей. В условиях информационного общества вложение средств в человеческий капитал – самое прибыльное дело.[11]

Много внимания теоретики информационно-технического общества уделяют проблемам рынка и государства. Они полагают, что государство должно быть децентрализовано и резко повышена индивидуальная свобода. Децентрализация нужна вследствие того, что объём необходимой для управления информации настолько возрос, что никакой административный центр не в состоянии её переработать и распределить. С этим может справиться лишь свободный рынок научно-технических и социально-экономических идей. И второе, что требует децентрализации управления, - это судьба информации. Если информация окажется в руках государства, то сложится тоталитарный режим.

Л.Д. Рейман выявляет тенденции развития информационного общества:

1.     Повышение роли информационного сектора.

2.     Интеграция информационных и телекоммуникационных структур приведёт к появлению новых отраслей экономики, продуктов и услуг.

3.     Глобализация информационных и телекоммуникационных секторов приведёт к созданию и развитию глобальной информационной инфраструктуры.

4.     Появление новой политической культуры с более полной реализацией принципов свободы слова  через электронные СМИ.

5.     Появление новой информационной культуры (умение целенаправленно работать с информацией).[12]

Указывается, что развитие сетевых коммуникаций постепенно приведёт к разрыву существующих связей между людьми и необходимость личного общения или перемещения в пространстве отпадёт. Люди будут жить в “компьютерных деревнях”.[12]

Большинство привычных для цивилизованного человека операций – покупки, банковская деятельность, работа – будут осуществляться на большом расстоянии с помощью компьютеров.

Информационное общество – это инстинкт самосохранения человечества как биологического вида, модифицированный сейчас в конкретную социально-организационную форму бытия людей.[14]

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например, А.Д. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим.[15] 

Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем ещё не решает всех коллизий в отношении “общество-природа”. Назревающий глобальный экокризис повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т.е. достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической среды. Иначе мы захлебнёмся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.

Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчёты, на сколько может хватить в обозримом будущем невозобновляемых ресурсов (нефть, газ и т.д.), но есть один ресурс, который стремительно возрастает интеллектуальный, информационный и, прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

Вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Колективного Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации. В свете перехода к информационному обществу, мировое сообщество не решает старой проблемы экологической катастрофы.[16]

Поэтому вполне очевидно, что философские принципы сосуществования и сопроцветания – основа успеха и развития информационного общества.

 

          В учениях Тейяра де Шардена и Вернадского, мысль о превалирующей воле общепланетарного разума уже присутствует, хотя и в неявном виде.

Это означает утверждение новой формы существования человека на Земле. Однако такая перестройка не может произойти сама собой. Для неё необходим общий консенсус. Значит, она произойдёт лишь тогда, когда проявит себя Коллективный Интеллект и Коллективная воля. Утверждение информационного общества есть условие, для обеспечения более или менее приемлемых перспектив дальнейшего развития самого биологического вида homo sapiens.

Информационное общество – это общепланетарная система, способная к такому развитию, которое постепенно позволит найти новые опоры для дальнейшего существования рода человеческого. Одной из особенностей информационного общества будет превращение совокупности цивилизаций в единую систему, не в единую цивилизацию, а систему, в которой каждая цивилизация сохранит столь нужные для человечества особенности.

Было бы наивным представлять себе информационное общество как новый вариант социального рая, где нет проблем, трудностей. Разумеется, и проблемы, и трудности, и противоречия свойственны ему, как и любому другому обществу, однако они имеют свой специфический характер. В качестве примера можно отметить две проблемы, возникшие уже сегодня: компьютерное воровство и, как указывают социологи, опасность того, что в современных условиях любой диктаторский режим имеет возможность завести досье на всех граждан страны и использовать эти данные в своих целях, подавляя свободу граждан.

Существует так называемая “Гоббсова проблема” информационного общества: современное информационное общество образовано множеством изолированных индивидов, обуреваемых страхом и неуверенностью в завтрашнем дне. “Война всех против всех” под страхом самоуничтожения.

Проблема “цифровой дискриминации” также стоит перед человечеством. Не дают ли инфокоммуникации многочисленных верёвочек в руки потенциальных кукловодов операторов, позволив подменить объективные законы развития общества субъективными устремлениями последних?[17]

Информационно-техническое общество вносит новые мотивы в проблему социального равенства.

Теоретики информационного общества приходят к заключению о новом классовом противостоянии в информационном обществе: противостоянии “класса интеллектуалов” и “низшего класса”. [18]

Подобно тому, как в прошлом веке после первой научно-технической революции люди, не умеющие читать и писать, оказались лишёнными “места под солнцем”, так и сейчас, лица, не владеющие элементарной компьютерной грамотностью, окажутся на обочине общественной жизни. Народы, не сумевшие овладеть информационными технологиями и использовать их, неизбежно окажутся на периферии исторического процесса.

Наиболее очевидным признаком “класса интеллектуалов” является высокий уровень образования.[19]

У. Эко пишет: “Наши общества расщепились на два класса: те кто смотрит телевизор, т.е. получает готовые образы и готовые суждения о мире, без права критичного отборы получаемой информации, - и те, кто смотрит на экран ПК, кто способен отбирать и обрабатывать информацию”.

М. Маклюэн прогнозирует закат “галактики Гутеберга”. Думается оба торопятся в прогнозах.

Кроме того, среди минусов информационного общества, можно также выделить:

-         излишнее (“зомбирующее”) влияние на общество СМИ (особенно рекламы);

-         вмешательство в частную жизнь людей (хакеры в Интернете и т.п.);

-         опасность разрыва между информационной элитой и простыми потребителями;

-         сложность адаптации к среде информационного общества.

Итак, информационному обществу присущи: единое информационное пространство; ведущая роль информационных ресурсов; возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общего производства; фактическое удовлетворение потребностей общества в в информационных продуктах и услугах; высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном и национальном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда; высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства; наличие эффективной системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации.[20].

 

    1. Компьютерные технологии в современном мире.

Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает процесс образования в средних и высших учебных заведениях как самих учеников студентов, так и рабочего персонала.

Благодаря разнообразию программного и аппаратного обеспечения сегодня возможно использование всех потенциальных возможностей компьютерных технологий. Это позволяет хранить огромное количество информации, занимая при этом минимальное место. Также компьютерные технологии позволяют быстро эту информацию обрабатывать и хранить ее в защищенном виде.

Широкое распространение ПК сыграло огромную роль в развитии рынка труда. Автоматизация обработки информации позволяет в считанные секунды проделать работу, на которую раньше терялись недели, информирование руководителей о состоянии предприятий и рабочих мест происходит мгновенно. Увеличивается экономический потенциал в области страховых и финансовых услуг благодаря возросшему обмену услуг. Внедрение компьютерных технологий для введения новых форм занятости и организации труда.

На разработку новых проектов затрачивается гораздо меньше времени, ибо не надо тратить массу времени на вычислительные процессы и можно полностью посвятить время самому процессу. Большую роль компьютерные технологии играют в медицине, создаются различные виртуальные модели развития заболеваний, создаются огромные базы информации на основании которых изобретаются новые препараты для лечения.

Компьютер сегодня является средством для общения, а сама связь на данный момент самая дешевая. Для людей с ограниченными возможностями порой это единственный способ не только общения, но и благодаря современным компьютерным технологиям такие люди могут себя реализовать, получить работу.

Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их использовании. Замечено, что при грамотном подборе программ и игр у детей лучше развивается логическое мышление, улучшается координация глаз и рук. У ребенка развивается самоуверенность и чувство собственного достоинства, дети более сосредоточены по сравнению с детьми, которые не имеют опыта пользования компьютером.

С другой стороны неограниченный доступ к огромным объемам информации иногда приводит к чрезмерному использованию компьютера, в основном это Интернет-зависимость или зависимость от компьютерных игр. А это наносит как психологический, так и физический вред. Люди излишне увлеченные компьютерными играми более раздражительны, вспыльчивы в обычном общении. У некоторых развивается зависимость от игр, и при невозможности удовлетворить свою потребность в обычном мире ухудшается настроение, появляются состояния повышенной тревожности, иногда депрессии.

Интернет зависимость возникает у людей, которые чрезмерно общаются в социальных сетях, и как правило возникает е тех кто в обычной жизни мало общителен, не смог себя реализовать. Но мы не будем вдаваться в сути этих проблем, так как это в основном исключения из правил. А при грамотном использовании компьютерных технологий польза несоизмеримо больше, и мы это ощущает с каждым днем все больше и больше.[21].

 

    1. Роль Интернета для обычного человека

На сегодняшний день  средства связи проникли во все сферы жизнедеятельности общества. Любую интересующую информацию можно без труда отыскать в Интернете. При подготовке к занятиям редко кто не использует всемирную паутину, будь то школьники или учащиеся высших учебных заведений. В Интернете находят материалы для рефератов, курсовых и дипломных, а также ответы на те вопросы, которые не освящены в учебниках.

Многие люди меняют свое место жительство, и увы не каждый человек быстро находит людей для общения в новом месте. Тут на помощь приходят менеджеры общения, такие как ICQ, Майл-ру агент и другие. Пока еще мобильная связь не настолько дешевая, чтобы позволяла много общаться на больших расстояниях, и здесь на помощь приходит IP- телефония, самой популярной программой является Skype. Достаточно установить этот менеджер на компьютерах собеседников и можно общаться совершенно бесплатно, если не учитывать плату за интернет трафик. А если скорость соединения у вас высокая и имеется в наличие вебкамера, то можно при разговоре еще и видеть собеседника.

Информация о работе Социально-экономические последствия массового использования интернет-технологий