Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:43, лекция
1. Понятие коммуникации.
2. Основная модель коммуникации.
3. Вербальные, невербальные.
4. Фирменный стиль: особенности формирования.
Семинар № 3
Тема: Средства коммуникации в PR
Вопросы:
Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.
Коммуникация происходит не
только в человеческих социальных системах.
Определенного рода коммуникация характерна
и для животных (брачные танцы птиц, токование
глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов,
т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы,
канализация, транспорт, телеграфные и
телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров
в интернете и т.п.; при этом сюда не следует
включать человеческую коммуникацию с
помощью механизмов).
В технической сфере слово коммуникация
весьма часто употребляется во множественном
числе: коммуникации (трубы можно подсчитать).
Человеческая же коммуникация – понятие
неисчисляемое, поэтому употребление
множественного числа в этой области не
совсем уместно
Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.
Коммуникация и общение являются важной частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Э. Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества. Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников.
Сущность управленческой информации заключается в обеспечении интегрированной системы отчетности, которая дает каждому уровню управления \"нужную\" информацию в \"нужный\" время
На сегодня информация рассматривается как один из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и человеческими
Эффективность работы менеджера зависит как от его умения работать с людьми, так и от того, как он работает с информацией Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже раз нимание масштабов проблемы является наличие точной информации Единственным способом получения такой информации считается коммуникация.
Первой и наиболее известной моделью коммуникативного процесса стала так называемая «формула Лассуэлла» или модель «5W»:
Кто говорит? Что говорит? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?
Коммуникатор. Сообщение. Средство. Реципиент. Эффект.
Модель была создана в 1948 г. и применялась для придания структурной организованности дискуссиям о коммуникации. Каждый элемент формулы представляет самостоятельную область анализа коммуникативного процесса: «Кто говорит?» — изучение коммуникатора; «Что говорит?» — анализ содержания сообщения; «По какому каналу?» — изучение средства коммуникации; «Кому?» — исследование аудитории; «С каким результатом?» — измерение эффективности коммуникации.
Обобщающий характер модели подразумевает включение в ее структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Таким образом, каждый элемент формулы является совокупностью переменных. Доказано влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик.
Модель Г. Лассуэлла сегодня называется линейной, «однонаправленной», бихевиаристской. Ее критиковали не только за «линейность», «направленность» в одну сторону, но и за отсутствие в ней такого важного элемента коммуникации, как цель.
Найдя модель Лоссуэлла применимой, хотя и упрощенной, отдельные исследователи стали развивааь ее дальше. Р. Бреддок добавил к ней еще две элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как убеждение. Модель ориентирована на использование прежде всего в области анализа политической пропаганды.
Коммуникационный процесс определяют как обмен информацией между двумя или более людьми Основная цель такого процесса заключается в обеспечении понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений
В коммуникационном процессе выделяют четыре базовых элемента:
1) отправитель - лицо, генерирующее
идеи или собирающее
2) сообщение - информация, закодированная с помощью символов;
3) канал - средство передачи информации;
4) получатель - лицо, которому назначено
информацию и которое
Во время обмена информацией задачей отправителя и получателя: является составление сообщения и использования канала связи для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и поддержали исходную в идет.
Различают следующие этапы процесса коммуникации:
- зарождение идеи;
- кодирование и выбор канала;
- передача;
- декодирование
К вербальным средствам
коммуникации относится человеческая речь,
именно с ее помощью люди передают и получают
информацию. Не случайно нашу эру называют
эрой «человека говорящего». Современный
деловой человек по подсчетам специалистов
произносит за день примерно 30 тысяч слов,
или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное)
сообщение как правило сопровождается
несловесным, помогающим осмыслить речевой
текст. Несловесные средства коммуникации называют
Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передача информации) – это говорение и написание, а другие два – в восприятии информации, заложенной в тексте, - это слушание и чтение.
В речевом общении участвуют двое или более людей, поэтому оно реализуется в форме диалога или полилога. Общение с самим собой («тихо сам с собою я веду беседу») называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, потому что процесс общения всегда предполагает партнера, поскольку это процесс взаимодействия, взаимопонимания и обмена информацией.
В любом письменном или устном тексте реализуется система языка. Любой национальный язык может существовать в нескольких формах, к которым можно отнести:
- территориальные и социальные диалекты;
- просторечие;
- жаргоны;
- литературный язык.
Литературный язык – это высшая форма существования языка. Признаками литературности языка считают наличие письменной и устной форм существования, а также книжной и разговорной речи, нормативность и наличие функциональных стилей. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.
Язык реализуется в речи. Речь – это внешнее проявление языка. Профессиональная культура менеджера должна проявляться и в высоком уровне речевой культуры, то есть в знании и умелом владении нормативным, коммуникативным и этическим аспектами культуры речи. Поскольку в разных ситуациях общения язык выполняет различные функции, менеджеру необходимо знание и обоснованное использование таких функциональных разновидностей языка, как публицистический, научный, разговорный, художественно-литературный и особенно официально-деловой стили языка.
Обозначив особенности вербального общения, рассмотрим также и невербальные средства коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
Особенностью невербального языка заключаются в том. Что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Жесты, позы, мимика отражают внутреннее состояние человека и о многом могут рассказать без слов.
Так к жестам открытости относят «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»; стремление прикрыть лицо рукой, машинальное потирание лба, висков, подбородка считают жестами подозрительности и скрытости; руки, скрещенные на груди, воспринимаются как поза защиты; задумчивое выражение лица, рука у щеки, пощипывание переносицы, прищуренные глаза являются знаками размышления и оценки; жестом несогласия можно считать собирание несуществующих ворсинок с костюма и т. д.
Лицо человека называют зеркалом души, поэтому очень большое значение в практике делового общения имеет мимика, которая свидетельствует об эмоциональном состоянии человека.
Фирменный стиль (ФС) — это единство постоянных художественных и текстовых элементов (констант) во всех рекламных разработках и средствах рекламы фирмы. В последнее десятилетие сформировалось целое направление маркетинговых коммуникаций — формирование фирменного стиля. В ряде случаев для обозначения этого понятия используется термин «брэндинг» (от англ. brand — клеймо), что весьма точно определяет роль брэндинга как личного клейма мастера.
Для рекламного менеджера разработка фирменного стиля является первоочередной задачей. К этой деятельности, как правило, привлекают талантливых и опытных специалистов, работа которых должна строиться с учетом следующих моментов:
1)
зрительное восприятие
2)
каждое предприятие должно
3)
для создания ФС следует
4)
аксессуары ФС должны давать
представление о масштабах
5) грамотно разработанный ФС делает предприятие наиболее авторитетным и привлекательным в глазах партнеров и клиентов;
6)
выдержанный в едином стиле
ФС экстерьер фирмы
7)
ФС формирует представление о
фирме в целом, т. е. охватывает
все направления деятельности. Как
правило, общее впечатление о
предприятии всегда более
Фирменный стиль обеспечивает предприятиям ряд преимуществ:
-
помогает потребителям
-
обеспечивает достижение
Важнейшими элементами фирменного стиля являются:
товарный знак;фирменная шрифтовая надпись (логотип);фирменный лозунг (слоган);фирменный блок;
фирменный цвет; другие фирменные константы
Корпоративные коммуникации и окружающее пространство: комплексные решения и органичные сочетания. А.н. чумиков
Корпоративные коммуникации (Corporate Communications) – это внутренняя
и внешняя информация, которую руководство
компании адресует своим сотрудникам, целевой аудитории, а также ключевым партнёрам.
Эта система управления информационными
потоками нацелена на создание имиджа
компании, чтобы добиться последовательности
своих действий, объяснить свои цели и
задачи, сформулировать ценности и представления
в единую связную концепцию и отобразить
этические нормы компании.
Не стоит считать корпоративные коммуникации
аналогом PR – между этими понятиями есть
некоторая разница. Корпоративные коммуникации
– это подсистема Public Relations, их расширение.
PR – это управление информацией, которая
адресована внешней среде, в основном
для СМИ и потребителей. КК включают в
себя больше, а именно: