Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – узнать о радиожурналистике и радиовещании в Удмуртской республике, в определенный промежуток времени.
Для достижения цели мною были выявлены следующие задачи:
Охарактеризовать информационные жанры, формы, типы и функции радиожурналистики.
Дать краткое описание истории возникновения в России и в Удмуртии
Описать тенденции развития радиожурналистики в Удмуртии в период с 1998 года по 2007 год.
Введение
1. Понятие радиожурналистики 5
2. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития
современного радиовещания 7
3. История радиовещания в России 11
4. Радиожурналистика в Удмуртии 16
5. Тенденции развития 21
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Факультет «Реклама и дизайн»
Кафедра «Технология промышленной и художественной обработки материалов»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Массовые коммуникации и медиапланирование»
на тему: «Тенденции развития радиожурналистики в Удмуртской Республике
в период с 1998 по 2007 гг.»
Выполнил ст. гр.5-55-3з
Научный руководитель
Рогозина Э.Р.
Ижевск 2011
Оглавление:
Введение
1. Понятие
радиожурналистики
Заключение
Список литературы
Введение
Радиожурналистика является одним из важнейших составляющих журналистики на современном этапе. Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.
У истории XX века почти нет другого столь насыщенного образца взаимодействия и взаимовлияния, как радио и прочие каналы массовой информации.
Радиожурналистика на современном этапе имеет 2 направления - информационную и музыкальную. Ученые определили, что объем информации, получаемый и даваемый человеком при помощи слуха и голоса - в три раза выше, чем при помощи глаз. А нужда человека в оповещении очень велика.
На сегодняшний день
первое место в нашей жизни
и жизни нашей планеты безуслов
Радио, не считая границ и расстояний, предоставляет нам нужную информацию. Поэтому новостные выпуски составляют ядро радиопрограмм.
Радиопрограмма создает многомерность, разнообразие, динамику всего объема вещания, куда входят все передачи. А главное, она создает специальный контекст взаимодействия передач при их прослушивании.
История информационного радиовещания в нашей стране ярко отражает политические перемены, которые происходят в жизни общества.
Цель курсовой работы – узнать о радиожурналистике и радиовещании в Удмуртской республике, в определенный промежуток времени.
Для достижения цели мною были выявлены следующие задачи:
За помощью в предоставлении информации, я обратилась к журналисту корпорации «Центр» Андрею Попову.
Понятие радиожурналистики
Радиожурналистика — вид журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радиовещания, а также результаты журналистской деятельности, представленные радиопередачами.
Отличия радиожурналистики
от других видов журналистской
деятельности вызваны
Выразительные средства
радиожурналистики составляют
Формообразующие. К первой
группе, не подверженной
Стилеобразующие. Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.
Радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:
Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента – магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? достаточно ли количество дисков, пленки или кассет? нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены? в порядке ли микрофоны?).
Если прямой эфир идет из студии, следует проверить (также до начала программы), проходит ли сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному времени ее участники.
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее. Направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радио жанрах проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов.
Еще одна особенность радио жанров: они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе.
Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики — отражение и формирование общественного мнения. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими возможностями канала и их творческим использованием.
Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета. К этому следует добавить: определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже — внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички). Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения.
По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:
Информационные
жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет;
информационная корреспонденция; информационное
радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры:аналитическое
радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция;
аналитический радиорепортаж; радиорецензия;
письмо; радиобеседа; радиокомментарий;
радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь;
журналистское расследование на радио. Документально-
По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие.
Монологические жанры: информационное радиосообщение, радиообзор печати, радиокомментарий, радиоотчет, письмо, радиозарисовка, радиокорреспонденция и др. Диалогические жанры: радиоинтервью, радиобеседа, радиодискуссия и др. Синтетические жанры: радиоотчет, радиоочерк, радиофельетон, радиорепортаж и др.
Как видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих группах. Между жанрами нет жестких границ. Элементы одних могут входить в другие, более сложные по структуре. Это связано с тем, что журналист при решении конкретной задачи сталкивается с необходимостью использовать разные методы, свойственные другим жанрам.
Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных — в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения. Так, элементы зарисовочного описания в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения. Элементы комментария — оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст.
Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в Программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе.
Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов.